То, что выглядит как “упокоение в Боге”, на самом деле может быть маской смирения.
Когда мы страдаем, мы можем внешне казаться “покоящимися в Боге”, принимающими всё, что Он нам даёт. Но то, что выглядит как покой, на самом деле может скрывать опасное и смертельное духовное смирение. Правда в том, что мы могли потерять надежду и наклеили наклейку с Иисусом на лицо нашего отчаяния.
После смерти моего маленького сына Пола то, что другим казалось покоем, было маской смирения. Я умоляла Бога сохранить жизнь моему ребенку, но он умер, пока я молилась. В дни, последовавшие за его смертью, я планировала похороны, говорила о Божьей благости и произносила слова здравой теологии — теологии, в которую я верила. Я сказала, что покоюсь, доверяю и стою на Божьих обетованиях, но внутренне я на самом деле отворачивала своё лицо от Бога.
Мне было слишком стыдно признаться другим и даже самой себе, насколько я разочарована Богом, поэтому я заглушала боль банальностями, в которые хотела верить, в то время как я отдаляла своё сердце от Господа. Моя некогда живая вера вскоре перешла в апатию и отсутствие молитв, потому что я потеряла надежду на то, что Бог вообще слушает.
Несколько месяцев спустя, в отчаянии, я, наконец, снова воззвала к Богу. Мне больше некуда было идти. Он встретила меня в моём унынии и снова притянул к Себе. Я почувствовала вновь обретённую свободу в том, чтобы быть полностью открытой с Ним, поэтому я начала высказывать свои страхи, записывать свои вопросы в дневник и молиться через Псалмы, пока я справлялась со своим горем. Этот сезон борьбы вместе с Богом в молитве, наконец, восстановил моё сердце. Вместо ответов я обрела покой в самом Боге, покой превыше моего понимания. Мой путь борьбы в молитве среди страданий - это то, что в конечном итоге вывело меня из безнадежного смирения и привело к настоящему доверию.
Причина для борьбы
Борьба в молитве - это взывание к Богу, просьба о том, в чём мы нуждаемся, ничего не утаивая. Это не борьба с Богом, но она цепляется за Него, ожидая, что Он ответит, и отказывается отпустить или отвести взгляд. Августин писал в “Исповеди": "Лучшее расположение для молитвы - это быть опустошенным, покинутым, лишенным всего". Чем больше мы в отчаянии, тем более искренне и конкретно мы молимся. Когда мы видим, что только Бог может изменить ситуацию, с которой мы столкнулись, мы падаем на колени, решив не сдаваться, пока Он не ответит.
Когда мой первый муж покинул нашу семью, я день и ночь молила Бога, чтобы он пришёл к покаянию. Когда мне поставили диагноз "синдром после полиомиелита", я молила Бога продлить и приумножить мои силы. Когда моя дочь в подростковом возрасте становилась всё более дерзкой, я просила Бога изменить её сердце. Я не просто просила об этом, я умоляла — иногда плашмя, часто со слезами, по нескольку раз в день. Никому не нужно было напоминать мне об этом. Я отчаянно нуждался в Божьей помощи.
Писание последовательно указывает нам на такого рода яростную, решительную, борющуюся молитву. Иаков боролся с Богом всю ночь, заявляя: “Я не отпущу тебя, если ты не благословишь меня”, и его упорство принесло ему новое имя — Израиль, что означает “он борется с Богом” (Бытие 32:26-28). Анна горько взывала к Господу о ребёнке; после многих лет бесплодия Бог дал ей сына (1 Цар.1:9-20). Давид часто боролся с Богом в молитве, и его псалмы полны настоятельных и часто безумных просьб, на которые Бог ответил (Пс. 6, 21, 68).
Иисус высоко оценил неустанную молитву в Своей притче о настойчивой вдове, которая упорно взывала к несправедливому судье о справедливости против своего противника (Луки 18:1-8). Из-за её постоянных просьб — её готовности довести дело до крайности раздражения — она была вознаграждена. Иисус закончил Свою притчу словами: “Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре”. Бог никогда не отталкивает нас. Бог никогда не устанет от наших просьб и никогда не проигнорирует наши мольбы. Наши крики всегда чего-то достигают.
Подумайте, что значит плач для человеческих младенцев. Это естественная реакция на потребность. Младенцами, которые не кричат, когда они голодны или мокры, обычно пренебрегают; они поняли, что их рыдания бесполезны и ничего не изменят. Но когда ребёнок плачет, этот плач является инстинктивным подтверждением того, что кто-то откликнется на его потребности. Это и есть сердце, стоящее за борьбой в молитве. Когда мы боремся — в нашей боли и нашей нужде — мы признаем, что верим, что Бог услышит нас и ответит на наши крики.
Где всё может пойти не так
Как борьба в молитве, так и покой в молитве могут быть сопряжены с присущими им опасностями. Проблема заключается в борьбе без доверия и в покое без борьбы. Когда мы боремся без доверия, мы правдивы о себе, не признавая истины о Боге. И когда мы покоимся без борьбы, мы правдивы о Боге, не будучи правдивыми о самих себе. И то, и другое может привести к ожесточению сердца.
В то время как Господь приглашает нас бороться в молитве, это не даёт нам права требовать ответа, которого мы хотим, как будто Бог должен нам и должен выполнять наши просьбы. Когда люди молятся с таким мышлением, молитва без ответа может заставить их отвернуться от Бога в гневе и враждебности, подвергая сомнению Божью доброту, силу или даже существование. Их борьба кажется бессмысленной, и они уходят разочарованными.
И наоборот, отказ бороться вместе с Богом среди страданий — вместо этого предлагая благочестивые слова, религиозные банальности и ложную внешнюю радость — часто может скрывать сердце, которое отказалось от надежды и находится далеко от Бога. Этот так называемый покой в молитве также может быть оправданием духовной лени, кратких и отстранённых молитв без сердца или жизненной силы. Это то, что Чарльз Сперджен назвал “молитвами на кончиках пальцев” в “Силе молитвы в жизни верующего” — молитвы, которые он описывает как "эти изящные беглые стуки в дверь милосердия", просьбы, которые больше для вида или из чувства долга, без какого-либо ожидания ответа.
То, чего мы ожидаем от Бога, может быть ключом к различению истинного покоя в молитве от ложного покоя. Неужели наш покой пассивно отдаляет нас от Бога, потому что мы потеряли всякую надежду на то, что Он ответит? Или наш отдых активно приближает нас к нему, потому что в глубине души мы знаем, что Он всегда отвечает наилучшим образом, даже если мы этого не понимаем? Я испытала и то, и другое. После смерти Пола мой “покой” был прикрытием пассивного недоверия и безнадежности; но после того, как ушёл мой первый муж, мой покой в Боге возник из активного доверия и вечной надежды.
Причина для покоя
В то время как вид ложного покоя, который я описала, отдаляет нас от Бога, истинный покой приближает нас. Исаия 26:3 напоминает нам: “Твёрдого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он”. Упование требует активного доверия Богу, сосредоточения наших мыслей на Нём.
Истинный покой исходит от Бога и обретается только в Нём. “Только в Боге успокаивается душа моя”, - провозгласил Давид (Пс. 61:2). Иисус призывает нас прийти к Нему и обрести истинный покой для наших душ (Мф.11:28-29). Покой в Боге в молитве приносит сверхъестественный покой и внутреннее спокойствие, когда мы успокаиваем наши души перед Богом, как отлученный от груди ребенок в Его присутствии (Пс. 130:2).
Божье присутствие - это наш покой. Господь сказал то же самое Моисею, когда тот беспокоился о будущем: “Сам Я пойду, и введу тебя в покой” (Исх. 33:14). Когда мы знаем, что Господь с нами, мы можем перестать беспокоиться о настоящем или будущем и можем войти в Его покой, веря, что Он защитит нас и позаботится о нас. Этот покой в присутствии Господа активен, а не пассивен, и является результатом выбора доверять, приближаться к Богу в молитве и подчиняться Его воле.
Настоящий покой приходит после борьбы
Писание подчеркивает, что истинный покой и мир среди страданий часто приходят от просьб и борьбы в молитве. В Филиппийцам 4:6-7 Павел призывает нас не беспокоиться, а вместо этого молиться обо всём. Только после того, как мы изольём свои просьбы перед Господом, Его сверхъестественный мир окружит нас. Павел знал это из личного опыта страданий; во 2-м Коринфянам 12:7-10 он трижды умолял Господа удалить его жало во плоти. Бог не удалил жало, но показал Павлу, как его слабость была возможностью успокоиться и похвалиться Божьей силой.
В Плаче 3 Иеремия взывал к Богу, чувствуя себя опустошенным, горьким и безнадежным. Он высказал некоторые из самых мучительных и отчаянных жалоб во всём Писании, сказав: “Он осадил меня и окружил горечью и трудностями. ...Даже когда я зову или зову на помощь, он закрывает мою молитву. … Он оттащил меня с пути, искалечил и оставил без помощи” (ст.5, 8, 11). Но когда Иеремия вспомнил Божий характер, он осмелился надеяться, что Божья любовь и милость избавят его. Он заявил: “Из-за великой любви Господа мы не уничтожены, ибо Его сострадание никогда не иссякает. Каждое утро они новые; велика Твоя верность. Я говорю себе: ”Господь - моя доля; поэтому я буду ждать Его"" (ст.22-24). После того как Иеремия сокрушался и боролся в молитве, он отдохнул.
Когда мы боремся в молитве с верой, мы открываем скрытые сокровища Божьей благодати. Не слабая вера заставляет нас бороться и проводить бессонные ночи в молитве, а вера, достаточно сильная, чтобы верить, что сам Бог встретит нас и ответит нам, что Он не безразличен к нашим крикам, а скорее двигает небо и землю в ответ на наши мольбы. В Гефсимании ученики заснули, не подозревая о том, что должно было произойти. Их покой был порожден невежеством и слабостью. Тем временем Иисус боролся вместе с Богом, молясь в такой “муке”, что “Его пот был подобен каплям крови, падающим на землю” (Луки 22:44), когда Он просил Своего Отца избавить Его от надвигающихся страданий. Задав вопрос, Христос охотно принял ответ Отца, веря, что Бог сделает то, что будет лучше всего.
Библейский покой в страдании начинается с борьбы. Мы не можем полностью предаться Богу в молитве, покоясь в Нём, не вступив сначала в борьбу за веру. Когда мы боремся в молитве, мы верим, что Бог совершает что-то через наши молитвы, изменяя нас в процессе и приглашая нас к встрече с Ним, которая изменит нашу жизнь. Мы боремся за то, чтобы наши молитвы были услышаны, и мы боремся, когда наши молитвенные просьбы отклоняются — и то, и другое в итоге уступит место истинному покою в Господе. Этот активный отдых - то, чего жаждет наше сердце; как сказал Августин: “Ты создал нас для Себя, о Господь, и наше сердце беспокойно, пока оно не успокоится в Тебе”.