В пятерку ведущих мировых брендов теперь входят только технологические компании. Согласно недавнему отчёту, самыми ценными брендами в мире являются Apple, Amazon, Microsoft, Google и Samsung. Если вам это не кажется удивительным, просто остановитесь и подумайте о любом известном бренде, который вы можете назвать – возможно, McDonalds, Coca-Cola, Mercedes, Nike, Gucci или Chanel, - а затем забудьте о них. Все они отстают от технологических гигантов по стоимости бренда - большинство из них сильно отстают. Стоимость бренда Gucci составляет всего 4% от стоимости Apple.
Ценность бренда связана с "разделением мнений" - степенью, в которой мы желаем, зависим и стремимся владеть продуктами, производимыми этими организациями. И всегда есть что-то новое и заманчивое. Недавно мы услышали о "метавселенной" (3D-иммерсивном Интернете), роботах с искусственным интеллектом (ИИ), которые заботятся о нас, и 3D-принтерах, которые даже печатают еду, которая теперь продается в ресторанах. В попытке вскочить на подножку шумихи Facebook даже переименовал себя (несколько неуклюже) в Meta. Тем временем Илон Маск, основатель PayPal и Tesla, объявил о выпуске бытового робота Tesla на 2022 год.
Преимущества, которые уже приносят современные технологии, многочисленны - от того, как мы легко машем телефоном, чтобы заплатить за кофе, до умных домашних помощников, таких как Alexa и Siri. И за последние два года технологии позволили церквям даже расти. Мы больше не рассматриваем технологию как нечто особенное. Мы хватаем свой смартфон так же, как раньше брали ручку, и, не задумываясь, гуглим наши вопросы. Технология, в некотором смысле, ‘исчезла’. Это стало естественным продолжением нашего мозга.
Но что беспокоит христиан в связи с появлением интернет-гигантов?
ВСЕГДА И ВЕЗДЕ ОНЛАЙН
На самом простом уровне существует захватывающий характер быть всегда на связи, куда бы вы ни пошли, особенно для молодежи. Это было подчеркнуто в 2021 году сотрудником Facebook, ставшим разоблачителем Фрэнсис Хауген. Хауген слил информацию, раскрывающую тот факт, что Facebook знал о вреде, который наносит его платформа, особенно среди девочек-подростков, но сознательно решил ничего с этим не делать, поскольку это может поставить под угрозу его доходы в сто миллиардов долларов.
Наше пристрастие к технологиям, конечно, не ограничивается только подростками. Мы все в какой-то степени страдаем. Наши смартфоны – это технологический эквивалент сахара, который заставляет нас всегда хотеть большего. Неудивительно, что некоторые называют смартфоны “сигаретами нашего века”. Конечно, Apple, Google и компания решительно утверждают, что они дают пользователям то, что они хотят. Но в долгосрочной перспективе это может оказаться не тем, что нам нужно.
Затем происходит массовый слив персональных данных. Бизнес-модели технологических компаний основаны на рекламе. Их реклама работает так хорошо, потому что они так хорошо вас знают. Вы видели мощные системы рекомендаций на Amazon: люди, которые покупают это, также покупают то. Ну, теперь это больше похоже на: люди, которые набрали это, или искали это, или сказали что-то Сири, или опубликовали фотографию с этого места ... определенно захотят ЭТОГО!
Нет ничего плохого в ответственном сборе персональных данных на основании нашего разрешения или согласия. Проблема в том, что становится всё труднее отказаться от подписки и принять весь мелкий шрифт, условия и файлы cookie, когда мы пытаемся что-то сделать в Интернете. Следовательно, Facebook, Apple и Google создали подробные профили наших предпочтений и привычек - очевидно, с нашего разрешения, но на самом деле часто без нашего ведома.
Но почему это имеет значение? Это важно, потому что мы полагаемся на тех, кто хорошо знает нас, чтобы направлять и вести нас. Это включает родителей, близких друзей и, конечно же, Бога. Псалом 138 прекрасно описывает глубокое знание Бога о нас и то, как Он всегда знает, что мы делаем: "Ты открываешь мои мысли. Ты замечаешь всё, что я делаю, и куда бы я ни пошёл. Прежде чем я произнесу хоть слово, Ты знаешь, что я скажу … куда я могу пойти, чтобы спрятаться от Тебя?” (стихи 2-4, 7, CEV). Это большое утешение, потому что мы верим, что у Бога есть наше высшее благо в сердце. Однако, если, как уже было сказано, “Facebook знает о вас больше, чем вы”, может наступить момент, когда мы неосознанно начнем больше зависеть от профилированной информации, хранящейся техническими гигантами, чем от Бога. В книге “Hyperlinked Life” от авторов Янг и Кинаман заявляется: "Интернет стал ... кумиром нашего времени, занимающим центральное место в нашей жизни, а также вниманием и огромным уважением, и имеющим решающее слово во многих наших делах и желаниях". Или, скажем по-другому: когда дело доходит до принятия решений, советуетесь ли вы с Богом так же часто, как с Google или Yandex?
ВЛАСТЬ И ПОЛНОМОЧИЯ
Интернет постепенно становится "централизованным". Эта крошечная группа брендов всё больше пользуется колоссальным влиянием и контролем. Ни одна из них по своей сути не является плохой, но, в конце концов, эти организации должны обеспечить финансовый успех акционерам. Это заставляет их вести себя определённым образом.
Эта растущая централизация власти и контроля означает, что в нашем мире происходят изменения, намеренные или нет. В случае, если вас всё ещё нужно убедить, посмотрите, как Facebook, Twitter, Google (Yandex, VK) стали ключевым полем битвы для современной войны между государствами, включая прямые атаки на отрасли промышленности, возможность манипулировать толпами и вмешиваться в демократические выборы.
В более чем одном месте Нового Завета (включая Ефесянам 6:12) Павел предупреждает об опасностях непонимания того, каким влиянием могут обладать альтернативные правители, власти и полномочия – это означает любую земную власть, которая предлагает альтернативу Божьей власти. Захватывающая природа технологий в сочетании с массовым сбором персональных данных и их широким охватом групп населения дает технологическим гигантам колоссальную власть.
Как христиане, мы все склонны к нездоровым пристрастиям, но мы не должны поддаваться влиянию чего-либо из этого мира. Христианская жизнь требует, чтобы у нас был один высший авторитет, которым является Иисус Христос. Всё, что конкурирует с Ним, становится одной из сил, описанных Павлом. Христианская жизнь также требует от нас большего, чем просто просмотра страниц. Духовная глубина требует, чтобы мы могли молиться больше пары минут, запоминать места Писания, любить Бога всем своим разумом и иногда иметь возможность отключиться и прожить, по крайней мере, нашу субботу в "режиме полёта".
Будут ли эти бренды продолжать служить нам, или наступит момент, когда они станут кумирами нашего времени, а мы будем служить им? Наблюдайте за этим в течение следующих 12 месяцев.
Chris Goswami - вице-президент по коммуникациям технологической компании и служитель баптистской церкви Lymm.
|