Предыдущая Глава 21. Множество новых церквей
Мы посмотрели на раннюю церковь и сравнили её с современной. Мы рассмотрели, как важно иметь верную структуру. Мы увидели призыв, данный каждому из нас - делать учеников, и что в первую очередь это происходит через личный пример. Мы взглянули немного на пятигранное служение и важность работы Святого Духа. Теперь рассмотрим другую причину, почему небольшие домашние группы так важны.
Малые домашние группы гораздо проще и быстрее начать, чем традиционные свободные церкви. Когда вы начинаете традиционную общину, вам необходимо помещение и много помощников. Все, что вам нужно, чтобы начать домашнее общение - открыть двери своего дома.
Организация DAWN ("ученичество - в народы", англ. - Disciple A Whole Nation) работает со стратегией насаждения новых общин. DAWN утверждает, что оптимальный путь для выполнения Великого Поручения - начинать новую общину на каждые 500-1000 жителей, потому что это лучший способ эффективно достичь людей. DAWN берут эти цифры, глядя на степень влияния средних и крупных общин, а затем проецируя эти данные на население для определения количества необходимых общин для достижения каждой нации, т.е. для выполнения того, что Иисус говорит нам делать в Великом Поручении.
Исходя из этой стратегии, Дании, например, нужно очень много новых общин. В соответствии с DAWN, датский город из 30 000 жителей должен иметь от 30 до 45 общин.
Сегодня, город такого размера имеет примерно одну пятидесятническую, одну свободную церковь, может быть еще одну мессианскую или баптистскую церковь, и пару государственных церквей. Можно сказать, что в среднем, город такого размера имеет максимум 5-6 живых общин. Согласно видению служения "ученичество - в народы", не хватает еще от 25 до 40 общин для того, чтобы выполнить миссию, порученную нам Иисусом.
И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. (От Матфея 28:18-20)
Иисус повелел нам сделать учеников из всех народов. Он не заповедовал нам делать учеников лишь из нескольких человек каждой нации, но из целых стран. Когда мы действительно поймём, что Иисус поручил нам делать, мы получим совершенно другое представление о истинной миссии церкви, в отличии от той, что большинство из нас имеют сегодня.
Если бы Иисус сказал, что цель - сделать по несколько человек из каждой страны Своими учениками, то церкви логично было бы иметь видение роста до 300 членов. Также для церкви было бы нормальным начинать по новой общине каждые десять лет. При этом церковь из 300 членов, начинающая новую общину каждые десять лет, никогда не сможет выполнить миссию, данную нам Иисусом.
Когда мы по-настоящему поймем о чём Иисус говорит, окажется, что многие сегодня двигаются в неверном направлении и преследуют не ту цель. Когда мы понимаем, что Иисус говорит об ученичестве целых народов, мы вынуждены трудиться совсем иначе, чем сейчас. Например, нашей целью будет посылать людей, способных начать новые общины, делать это так быстро, насколько это вообще возможно. "Война" между общинами за членов закончится, и мы сможем работать вместе для достижения нашей общей цели. Дания нуждается в большом количестве новых общин, если это лучший способ сделать датский народ учениками Иисуса. Это относится ко всем народам.
Все цифры показывают, что община растет быстрее всего в течение первых двух лет после начала. После этого рост уменьшается и часто даже останавливается после того, как община достигает определенного размера.
Это соответствует моему личному опыту. Когда мы начали новую общину, другие пасторы в городе сказали, что причина нашего быстрого роста, по сравнению с ними, в том, что мы - новые, и что мы можем ожидать изменения ситуации через пару лет. Возникает логичный вопрос: если это правда, почему бы нам не начать рассылать людей для создания новых общин вместо того, чтобы собирать большее количество людей в одном месте в течение многих лет?
В действительности так и есть - новые общины растут гораздо быстрее, чем старые. Для этого может быть много причин, но одна из них, безусловно, в том, что новые общины по сердцу Богу.
Недавно я слышал о церкви в Австралии, которая не росла в течение многих лет. Однажды, в церкви начались разногласия, что разделило церковь на четыре меньшие общины. Поначалу казалось, что случилось что-то ужасное, но в конце концов единственный, кто только потерял - это сатана. Дело в том, что вдруг все четыре "новые" общины вновь начали расти. Через два года, все четыре церкви были такими же большими, как первоначальная перед делением. Это действительно интересно, особенно учитывая, что то же самое произошло и во многих других местах.
Многие из тех, кто работает с церковной статистикой говорят, что разделения могут в некоторых случаях быть Божьим путем для движения вперед. Они ссылаются на то, что миссией первых христиан было идти на улицу и проповедовать Евангелие, но они этого не делали. Так что Бог поднял человека по имени Савл. Он гнал церковь так, что она распространилась, и куда бы христиане ни шли, везде начинался бурный рост. Я не ожидал, что раскол может быть необходим, потому что расколы всегда болезненны, и с ними часто приходит много трудностей.
Согласно Operation World (www.operationworld.org), в 200000 городов в Европе нет ни одной общины, задумайтесь - 200000 городов, каждому из которых нужна церковь. Вот, что в Божьем сердце. Проблема в том, что "мало делателей", особенно потому, что они настолько сильно заняты церковной деятельностью и поддержанием своего церковного здания.
Если община не растет в течение многих лет, это ли не знак, что пришло время внести некоторые изменения? Во-первых, мы могли бы отправлять людей на открытие новых собраний. Что-то обязательно произойдет.
Мы были в общении из пятидесяти человек. Мы с женой вышли, чтобы начать новую общину. Вдруг, стало две общины - из сорока восьми человек в одной и двух человек в другой. Через некоторое время к нам добавилось около десяти новообращенных христиан, и это было больше, чем прибавилось в старой общине, но давайте скажем, например, что старая община также увеличилась на десять новообращенных. О чем это говорит нам? Именно! Что все статистические данные показывают, что большая община не обязательно имеет бОльший рост.
Представьте себе общину из сорока восьми взрослых, которые сделают то же самое, что и мы. Они начинают свои собственные собрания. Мы не говорим о том, чтобы делать общины с большим собственным зданием, сотней членов, группами поклонения, членством, правилами и служениями каждое воскресенье. Речь идет о небольших домашних собраниях с целью достижения по крайней мере десяти человек Евангелием в течение первых двух лет. Помните, что это безусловно возможно, так как новые общины растут быстрей всего в начале.
Я понимаю, это может показаться нереальным для большинства христиан. Они ходили в церковь в течение многих лет, не видя роста. Теперь же им предлагается обдумать, что они могут внезапно достичь десяти человек в течение двух лет. Нам нужно понять, однако, что когда мы идём в соответствии с Божьим Словом, Он благословляет дело. В книге Деяний мы читаем, что начался рост, потому что Бог добавлял спасаемых к общению ежедневно. Он собирается сделать то же и сегодня, если мы послушны. Этот тип роста невозможно сдержать, если вы правильно учите и оказываете практическую помощь. Мы видим, как в других странах это происходит снова и снова.
Давайте предположим, что эти сорок восемь человек разошлись по четыре, чтобы не начинать в одиночку. Вместо того, чтобы начать двадцать четыре новых небольших домашних группы, они начинают двенадцать. Давайте предположим, что эти двенадцать небольших домашних групп смогли вырасти лишь наполовину от наших ожиданий. Это по-прежнему будет означать, что двенадцать новых групп достигли шестидесяти новых людей для Иисуса за первые два года.
Где мы видим подобный рост? Вы не найдете его среди известных вам мест. Предположим, что каждая из этих двенадцати малых групп решает раз в год организовать событие, направленное вовне. Это не невозможно, так как речь идет об одной "операции" в год. Это означает, что город переживет в общей сложности двенадцать мероприятий в год.
Какая община может организовать двенадцать городских мероприятий в год?
Это действительно так: небольшие общины - действительно хорошая идея, потому что мы можем достичь многих неверующих. Много небольших групп имеют бОльший потенциал роста, чем пара больших церквей.
Чему мы можем научиться через это? Мы можем понять, что вместо того, чтобы собирать людей в церковь воскресенье за воскресеньем без какого-либо прогресса, мы должны использовать это время, чтобы превратить их в учеников, чтобы они могли быстро "покинуть гнездо" и начать свою собственную общину. Они сделают то же самое, что и в естественной семье: дети уходят из дома и начинают свою собственную семью. После того как Иисус обучил Своих учеников за короткое время, Он послал их с такими словами:
В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; и если будет там сын мира, то почиет на нем мир ваш, а если нет, то к вам возвратится. В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом. И если придете в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат, и исцеляйте находящихся в нем больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие. (От Луки 10:5-9)
Иисус заложил основу создания учеников для первых христиан, посылая их на служение. Речь идет о поиске "сына/человека мира" и начале общины в доме этого человека. Так они и начали делать! Человеком мира является человек, которого Бог уже призвал. Он или она - тот, кто готов покаяться, чтобы его семья была благословлена. В 16 главе Деяний мы читаем о путешествии Павла и Силы. Тюремный охранник и весь дом его были спасены, и родилась еще одна община. Таким же образом Петр начал новую общину в доме Корнилия.
Чтобы открыть современную церковь может потребоваться много лет, чтобы открыть домашнюю общину - всего один день. Всё, что нужно - человек мира. Вы начинаете встречаться в его доме, начинаете приглашать друзей, и смотреть, как община растет. Именно таким образом тысячи общин по всему миру собираются сегодня. Это не будет слишком трудным даже там, где вы находитесь.
Кажется, что многие сегодня застряли в системе, а у пасторов настало сложное время в направлении людей на миссионерство и открытие церквей.
Мы не видим бурного роста новых общин в Дании. Вместо этого мы видим, что все больше и больше общин объединяются и становятся все крупнее и крупнее, но это, к сожалению, только приводит к всё более и более пассивным христианам, которые не становятся учениками. Статистика показывает, что когда две общины объединяются через несколько лет они все еще будут такого же размера, как до объединения. Объединение двух церквей не обязательно производит рост.
Я лично знаю несколько общин, которые объединились с таким результатом. Через несколько лет их было столько же, сколько и до объединения. Единственным отличием стало то, что теперь у них в городе стало на одну достигающую людей общину меньше. Вот почему это плохая идея. Конечно, есть исключения, и именно об этих успешных историях объединения мы слышим. Но я советую всё же прислушаться к статистике и научиться мудрости!
Когда мы начинали различные общины, мы переживали рост, особенно в самом начале. Через некоторое время рост останавливался, как это и подтверждают другие пасторы (и статистика). Что-то происходит, когда община вырастает с 30 до 50 человек. Когда пасторы рассказывали нам, что это произойдёт, мы думали: "Нет, нас это не коснётся. Мы собираемся продолжить расти, пока нас не станет очень много." Но они оказались правы. Тогда мы не знали почему это происходит и как мы могли этого избежать, теперь знаем.
За последние несколько лет мы узнали, что мы можем делать для того, чтобы продолжать расти. Мы должны продолжать открывать новые общины все время, везде. Если община не действует, просто закройте её. Закрытие общины не обязательно плохо само по себе. Не является поражением, когда люди просто начинают встречаться где-то еще. Мы начали общины, которые затем закрывали. Это распространяло людей в другие места, в которых, в свою очередь, они видели рост. Мы не должны настолько бояться этого. Речь идет не о сборе людей в определенном месте или общении. Речь идет о том, чтобы посылать людей. Вместо того, чтобы стать одним большим собранием, мы можем начать общину сами или помочь другим начать общину - одну из множества меленьких частей единого тела Христа.
Люди, которые работают с таким понимаем часто разделяются на маленькие общины, когда их становится "слишком много". Мы также пробовали делиться, но у нас это не работает.
Разделение общины может быть затруднено, так как при этом часто распадается хорошее общение. Вместо деления, избежать слишком большого скопления людей в одном месте можно путем создания новых общин. В другой общине, которая у нас была, мы, например, увидели, что в соседнем городе есть спасенная семья. Когда эта семья начала приходить на собрания в нашей гостиной, у нас уже было слишком много людей. Вместо того, чтобы приглашать их к нам, мы должны были послать кого-либо к ним, чтобы помочь им начать общину в их собственном доме. К сожалению, тогда мы не понимали этого, потому что были слишком заняты попытками вырасти как можно больше. Если бы мы сделали так, то было бы две общины вместо одной, и мы все еще могли бы встречаться вместе раз в две недели или раз в месяц, чтобы славить Бога.
Я убежден, что это именно то, чего хочет Бог. Вскоре мы увидим гораздо больше самодостаточных общин в разных городах. Эти общины могут собраться вместе раз в две недели или раз в месяц, чтобы устроить совместную вечеринку поклонения Богу. Таким образом, мы можем быть небольшими, самодостаточными общинами и в то же время иметь большие собрания, которые также очень важны.
Без сомнения, это путь роста для церкви в Дании, а также в других странах. В последние несколько лет мы крестили более ста человек из разных групп, которые мы помогли начать или с кем установили отношения. Я не знаю ни одной другой общины, которая видела бы такой же рост через столь малое количество людей. Причиной этого роста является то, что "церковь" и миссионерство не ограничиваются конкретным местом и не принадлежат лишь "особенным" людям. Царство распространяется как круги по воде. Новые верующие начинают общины в своих домах и приводят другие семьи и друзей к вере в Иисуса Христа. Именно эти верующие крестят своих друзей и знакомых, потому что они привели их к спасению. Это похоже на революцию, которая не может быть остановлена, революцию, которая распространяется повсюду. Мы должны начать вновь делать учеников, как Иисус поручил нам.
Я не хочу называть рост, который мы переживаем в новых общинах, "пробуждением". Однако, даже то малое, что мы переживаем с Божьим действием может стать чем-то действительно большим, если они продолжат расти.
Последние несколько раз, когда мы начали новые общины, в каждой спаслось примерно по десять человек в течение двух лет, что само по себе не звучит громко. Хотя в терминах роста это несколько сотен процентов прироста.
Представьте себе общину из пятидесяти человек, которая растет всего лишь на 100 процентов в год! Через год в ней будет 100 человек, потом 200, затем 400, 800, 1600, 3200 и т.д. Через пятнадцать лет, эта община будет иметь 1,6 миллиона человек, и будет крупнейшим общением в мире. Самой большой в мире рост церкви прямо сейчас происходит, вероятней всего, в Китае, где общины представляют из себя небольшие самодостаточные собрания. Это, вероятно, объясняет, почему их рост так значителен. Новообращенные христиане также обучаются быть учениками Христа и быстро растут, потому что небольшие группы являются оптимальной средой для ученичества и личностного роста.
Большинство церквей в Дании с 200-300 членами на самом деле имеют очень небольшой процент прироста. Может быть они на самом деле растут, но процент роста очень мал по сравнению с их размером. Продвижение вперед - в открытии большого количества новых небольших общин.
Когда мы говорим о собраниях сегодня, у нас есть тенденция слушать некоторых американских пасторов с церквями, которые выросли до 10 000 человек всего лишь за пятнадцать-двадцать лет.
Конечно, это отлично, но дело в том, что их рост в процентах на самом деле не так уж велик, особенно если вы учитываете только новообращенных. Большая часть роста мега-церквей происходит за счет членов других церквей. Их рост по-прежнему превосходен, но на деле не может и приблизиться к тому, что мы видим во многих других местах по всему миру. В Китае, например, мы видим совершенно другой вид роста, здесь речь идёт о небольших собраниях, которые растут на сотни тысяч людей за те же пятнадцать-двадцать лет и где темп роста увеличивается с течением времени. Без надобности, мы просто не ищем эту информацию.
Представьте себе, что 1000 датских христиан начинают 500 малых общин по всей Дании. Если они будут расти так же как мы росли, эти 500 новых общин привлекут 5000 новообращенных всего за два года. Вау, это было бы классно!
Подумайте, что произойдет, если этих 5000 новообращенных сделать учениками, которые смогут сделать то же самое. За несколько лет в Дании было бы уже 50 000 новообращенных христиан. Если рост продолжится, то через пятнадцать-двадцать лет в Дании будет уже 5 миллионов христиан. Единственный подходящий для такого роста термин - пробуждение! (Население Дании составляет примерно 5,6 млн. человек на данный момент).
Но что, если эта гипотеза не совсем реалистична? Что, если мы увидим только десять процентов от прогнозируемого роста? Даже малый рост будет по-прежнему означать сотни тысяч новообращенных христиан за нескольких лет. Вместо того чтоб ждать, когда случится воображаемое большое пробуждение, мы можем начать делать небольшие, простые вещи, как это делают многие другие. Начать с того, что Библия говорит нам делать!
Продолжение
|