Запрещение демонам
и опасность играть роль Святого Духа
Когда Павел и Сила были на миссионерском поле, служанка, одержимая духом прорицания, начала следовать за ними, объявляя: "Сии человеки - рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения" (Деян. 16:17).
Библия говорит, что девушка делала это в течение многих дней прежде, чем Павел, наконец, изгнал из нее беса. В течение многих лет мне преподавали, что Павел ждал "много дней" (ст. 18), потому что он пытался различить дух, который действовал, чтобы смочь изгнать его. Я полагаю, что это учение ошибочно — и истина содержит для нас всех ключевой урок.
Ясно, что Павел уже знал дух, в котором действовала служанка. Священное писание показывает: "Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим" (ст. 16).
Препятствие работе Бога
По существу она была городской ведьмой — и все это знали. Действительно, не нужно было большой проницательности, чтобы понять, в каком духе она действовала. Эта служанка была широко известна в городе, как та, у которой были демоны, которые могли гадать.
Комментарий Мэтью Генри говорит: "Она приводилась в действие бесом, который диктовал неоднозначные ответы для тех, кто консультировался с нею, которая служила, чтобы удовлетворить их тщетное желание знания будущего, но часто обманывала их. … Многие приходили, чтобы консультироваться с этой ведьмой для обнаружения украденного, потерянных вещей, и особенно для предсказания их судьбы, и никто не приходил без подарков, но с вознаграждениями за предсказания, согласно знатности человека и важности дела".
Следуя за апостолами и объявляя городу, кем они были, эта служанка фактически препятствовала работе Бога — даже при том, что то, что она говорила, было абсолютно верно. Конечно, Павлу не потребовалось "много дней", чтобы выяснить, что она вносила смуту. Они не могли что-либо сделать, не будучи замеченными, потому что она объявила об их прибытии. Несомненно, это вызвало то, что некоторые, - особенно те, кто был против духов гадания, - стали защищаться от евангельского послания, которое могло бы принести спасение в их дома.
Я полагаю, что Павел быстро различил — не после многих дней — что служанкой обладал дух прорицания. Но тогда почему Павел ждал много дней, чтобы изгнать его? Ясно, что девушка была в заблуждении. Ясно, что она была обманута и обманывала других в городе своим гаданием. Ясно, что на ней наживались ради гнусной выгоды. Ясно, что она была в неволи у этого демона и также у ее человеческих угнетателей, которые получали прибыль от ее ложных пророчеств. Кажется, что он сделал бы всем одолжение, запретив этому демону немедленно.
Так почему же Павел ждал много дней, чтобы запретить духу? Я полагаю, что апостол ждал Божье время. Другими словами, Павел знал, с каким духом он имел дело, но он искал понимание от Святого Духа о том, как с ним обращаться. Библия говорит, что Павел вознегодовал (ст. 18). Я уверена, что не требовалось "многих дней" для того, чтобы эта служанка привела его в негодование. Но он ждал выбор времени Господа, чтобы принять меры.
Не стойте на пути Святого Духа
Вот урок, особенно для людей пророческого склада, кто склонен всюду видеть ошибки: Одно то, что мы видим ошибку, обман или даже ересь, не дает нам лицензию ворваться во всеоружии и выпустить пули упреков. Одно то, что кто-то препятствует плану Бога, не означает, что это - наша работа поставить их на место. Одно то, что Слово Бога выступает против определенного греха, не дает нам право играть роль Святого духа в жизни человека.
Говорю ли я быть толерантными ко греху? Говорю ли игнорировать бесов? Говорю ли терпеть Иезавель? Не дай Бог! Но есть баланс во всем. Когда мы распознаем врага, работающего в чьей-то жизни, то первой реакцией должна быть молитва. Когда мы верны в том, чтобы помолиться за человека или ситуацию, это помогает нам быть в правильном духе. Господь знает, что достаточно легко стать похожими на сыновей грома и хотеть, чтобы огонь сошел с неба. Но помните, Иисус запретил Иоанну и Иакову быть быстрыми на упреки.
Мы должны молиться, и когда Святой Дух — который намного более терпелив, чем мы — побудит нас говорить с человеком, тогда и только тогда мы должны говорить. Мы знаем только частично — и мы не знаем, находится ли Святой Дух на грани того, чтобы прорваться, в отношении того, кто ошибается. Мы не знаем, находится ли тот человек на грани покаяния. И мы не знаем, отодвинет ли наше исправление их еще дальше от Бога, который активно добивается их. И опять же, мы не можем играть роль Святого Духа. Эта работа принадлежит Ему одному и только Ему.
Когда мы продолжаем молиться, если Святой Дух хочет использовать кого-то в качестве инструмента исправления, вы будете первым в очереди, чтобы служить целям Бога, потому что вы продолжали оставаться в правильном духе. Поэтому, снова вам говорю, не будьте так быстры, чтобы выпустить резкий упрек брату или сестре. Не стойте на пути Святого Духа. Поскольку настолько, насколько водимы Духом Бога, это сыновья Бога (Рим. 8:14).
© Перевод Светланы Никифоровой