Молитвенное собрание, Пхеньян, Корея, 1908 — Методистская епископальная церковь christianhistoryinstitute.org
В современной Северной Корее одно из самых агрессивных антихристианских правительств в мире. Из-за этого легко забыть, что Северная Корея когда-то была оплотом протестантского христианства в Азии. К началу двадцатого века город Пхеньян был известен как “Иерусалим Востока” благодаря ряду влиятельных христианских учреждений, включая Union Christian Hospital, Union Presbyterian Theological Seminary и Union Christian College - первый четырёхлетний колледж в Корее.
Покаяние и излияние
В 1907 году в Пхеньяне началось массовое пробуждение протестантской веры, что стало пиком в истории Северной Кореи. За несколько лет до этого корейские христиане и западные миссионеры молились о ниспослании Святого Духа. Наконец, это произошло однажды январским вечером, когда пресвитерианский миссионер Уильям Блэр (1876-1970) проповедовал тысячам корейцам, подчеркивая их необходимость перестать ненавидеть японцев, с которыми у корейцев была долгая история конфликтов. Многие на собрании начали молиться вслух. Как описал это один миссионер, звуки одновременной молитвы многих людей вызвали
не смятение, а огромную гармонию звука и духа, слияние душ, движимых непреодолимым молитвенным порывом. Молитва прозвучала как плеск множества вод, как океан молитвы, бьющийся о Божий престол. Их было немного, но одна, рождённая от одного Духа, вознесенный к одному Небесному Отцу...
Иногда после исповеди вся аудитория начинала громко молиться, и эффект того, что сотни людей молились вместе, был неописуем. И снова, после очередной исповеди, они разражались неудержимыми рыданиями, и мы все плакали, мы ничего не могли с собой поделать.
Раскаяние в грехах и молитвы вслух были одними из отличительных признаков этого пробуждения, которые привели к появлению множества новых обращений и членов церкви в последующие месяцы и годы.
Ведомое Духом или синкретическое?
Некоторые наблюдатели позже критиковали корейское пробуждение за его экзотические пятидесятнические черты, а некоторые предположили, что пробуждение имело синкретический подтекст, который был заимствован из местной народной религии, особенно из корейского шаманизма и его взаимодействия с миром духов. Конечно, были какие-то эксцессы, но какое пробуждение не впадает в крайности? Акцент на скорби и исповедании греха — в частности, греха этнической ненависти — говорит о том, что это было пробуждение, в котором действительно действовал Святой Дух.
Хотя семинарии и колледжи подготовили значительный контингент лидеров коренных народов Кореи, на политическом горизонте сгущались тучи. С приближением Второй мировой войны западные державы начали отзывать всех миссионеров. После этой войны союзники договорились разделить полуостров на сферы влияния Запада (Южная Корея) и советского коммунистического влияния (Северная Корея). Коммунистический север официально стал атеистическим и с тех пор безжалостно преследует оставшуюся на нем христианскую общину.
Сегодня много новостей из Северной Кореи посвящено репрессивному режиму страны. Но пробуждение 1907 года напоминает нам о другом северокорейском прошлом. Давайте молиться, чтобы Бог снова принёс северокорейскому народу пробуждение и свободу.
Thomas S. Kidd - профессор-исследователь истории церкви в Среднезападной баптистской теологической семинарии и автор многих книг. Вы можете найти его в соцсети X.
Опубликовано в журнале «Christian History», номер 153 в 2024 году. Изначально статья была опубликована в блоге The Gospel Coalition.