Из того, как откровенно Павел описывает крещение для мёртвых, следует, что и для него, и для его читателей обряд или практика “крещения для [буквально, "от имени"] мёртвых" была столь же очевидной и понятной, сколь загадочной и неясной она является для нас. Что Павел имел в виду, говоря о такой практике? В чём смысл и цель этой практики? Одобрял или не одобрял её Павел?
Сначала несколько слов о контексте, в котором появляется этот текст. В 1 Коринфянам, 15-й главе, Павел даёт развёрнутую апологию как воскресения Христа, так и будущего воскресения мёртвых. В этой апологии предполагается, что среди коринфских христиан были те, кто отрицал саму концепцию воскресения. Такое отрицание, по-видимому, возникло из-за взгляда на реальность, который отвергал благость физической жизни и считал, что только человеческий дух или душа (нематериальный аспект) является объектом искупления.
Таким образом, среди сверхдуховников в Коринфе были “распутники”, для которых конкретные телесные реальности, включая сексуальные отношения, не имели окончательного значения; для них всё было возможно. Рассуждения Павла о воскресении отвечают на вопросы, поднятые в собрании взглядами этих гиперспиритуалистов.
Апологетика Павла выражается в серии аргументов “если/то”: если нет воскресения, то Христос не воскрес (1 Кор. 15:13). Если Христос не воскрес, то наша проповедь и ваша вера тщетны (1 Кор. 15:14, 17), а те христиане, которые уже умерли, потеряны (1 Кор. 15:18). Если мёртвые не воскресают, то “будем есть и пить, ибо завтра умрём”, и на этом всё заканчивается (1 Кор. 15:32).
Наш текст является частью этой серии аргументов. Хотя греческий текст первой части 1 Коринфянам 15:29 не содержит фразы “нет воскресения” (как в NIV; сравните NASB, RSV), предлог epei (“теперь, если” или “иначе”) явно несёт в себе этот смысл из предыдущей серии “если/то”, а также из последней части стиха 29: “Если мёртвые не воскресают, почему же тогда...?”
Помимо вопроса о природе и значении этой практики и отношения Павла к ней, сила аргумента однозначна: если воскресения нет, если мёртвые не воскресают, то в чём смысл обряда, в ходе которого люди крестятся от их имени? Не будут ли те, кто пройдёт этот ритуал, выглядеть глупцами, если на самом деле воскресения не будет? Независимо от того, насколько эффективным считается такое заместительное крещение, всё это предприятие - пустая трата сил и времени! В основе этой апологетики, конечно, лежит противоречие между их верой и практикой. Они верят, что воскресения нет, однако их практика опровергает эту веру.
Что это была за практика и с какой целью? Это упоминание о крещении для умерших является уникальным в Новом Завете. Его упоминание здесь указывает на то, что его практиковали некоторые христиане в Коринфе (если не вся община в целом). Его отсутствие в остальной части Нового Завета, а также в трудах апостольских отцов, вероятно, указывает на то, что это не было распространённой практикой. Практики, имеющие некоторое сходство с ним, встречаются в некоторых еретических группах второго и третьего веков и могут быть развитием практики, упомянутой Павлом. Но эти более поздние обряды никак не помогают определить, что коринфские верующие имели в виду при проведении этого ритуала.
Скудость свидетельств породила множество интерпретаций, некоторые из которых являются причудливыми и в высшей степени спекулятивными (например, что существовал обычай креститься на могилах умерших). Однако простое прочтение текста, вероятно, допускает не более чем две возможности: (1) некоторые христиане в Коринфе (предположительно, те, кто уже принял собственное крещение) совершали обряд от имени умерших родственников или друзей; (2) обряд совершался от имени людей, которые были христианами, но умерли до совершения крещения. Эта последняя возможность, безусловно, соответствовала бы тому периоду в истории церкви, когда те, кто исповедовал веру во Христа, проходили длительный “испытательный срок” продолжительностью в целый год, прежде чем принять крещение и стать полноправными членами христианского братства.
Крещение от их имени стало бы видимым свидетельством того, что эти ушедшие приняли искупительную смерть Христа и, следовательно, будут воскрешены Богом. Что опровергает эту вторую возможность, так это свидетельства Нового Завета о том, что в первые десятилетия крещение, как правило, совершалось почти сразу после того, как люди приходили к вере во Христа (например, Деяния 2:37-41; 8:34-38; 10:44-48; 16:29-33). Однако вполне возможно, что даже в этот ранний период из-за обстоятельств, болезней или масштабных эпидемий многие верующие умерли ещё до совершения крещения.
Что касается смысла и цели этой практики, то формулировка предполагает некое “замещающее” значение. Те, кто прошёл обряд “от имени” умершего, должно быть, придерживались веры в то, что таким образом можно обеспечить их воскрешение. Если принять вторую точку зрения, упомянутую выше, то крещение от имени умерших, но некрещёных верующих можно было бы понимать как видимый знак и празднование того, что эти ушедшие с верой приняли искупительную смерть Христа за себя и, следовательно, будут участвовать в воскресении. В этом смысле такая практика, безусловно, не противоречила бы собственному пониманию Павлом значения крещения, и он, вероятно, не отказался бы от этой практики. Согласно 6-й главе Римлянам, крещение было для Павла драматическим воспроизведением смерти и воскресения: прежде всего, смертью для греха и воскресением к новой жизни, но также участием через веру в смерти и воскресении Христа; и, наконец, мощным провозглашением победы над смертью в окончательном воскресении.
Однако если это заместительное крещение было совершено от имени неверующих, то эти христиане, должно быть, придерживались иного взгляда на природу и эффективность крещения, чем сам Павел. Такая точка зрения (одни назвали бы её в высшей степени сакраментальной, другие - магической) предполагала бы, что ритуал крещения настолько эффективен, что его преимущества достаются тому, для кого он был совершён. Считалось бы, что умерший человек включён в сферу спасительной веры тех, кто проводил ритуал.
В основе такого взгляда и в основе, ведущей к нему, без сомнения, лежит глубокая озабоченность, присущая верующим с самого начала, по поводу всех тех, кто умер до появления Христа в истории. Были ли те, кто умер до Воплощения, или те, кто умер до того, как Евангелие было проповедано в их общинах, лишены возможности получить искупление и присоединиться к сообществу воскресших? Практика крещения от имени умерших, возможно, была ранней реакцией на подобные опасения. Эта же озабоченность лежит в основе идеи о том, что Христос вошёл в царство мёртвых после своей смерти и до своего воскресения, чтобы предложить спасение всем тем, кто умер до Воплощения (1 Пет. 3:18-20).