В этом мире, полном тьмы и заблуждений, очень важно, чтобы каждый мог отличать истинную религию от ложной. Возможно, никто не приложил к этому больше усилий и не потрудился более успешно, чем тот, чья жизнь представлена читателю (из предисловия).
Он строго и нерушимо относился к справедливости во всех своих отношениях с ближними и очень заботился о том, чтобы всё было честно в глазах всех людей; так что едва ли нашёлся человек, который, имея с ним дело, не сознавал бы его правоты. Казалось, он свято чтил истину в своих словах, как в обещаниях, так и в рассказах, которые соответствовали его решениям. Несомненно, это было одной из причин, по которой он не был таким многословным, как многие. Никто не боялся положиться на его правдивость....
Его беседа с друзьями всегда была приятной и полезной: в этом он был замечателен и почти исключителен. — Он не имел обыкновения проводить с ними время в скандалах, злословии и язвительности, в глупых шутках, пустой болтовне и рассказывании историй, но его уста были такими о праведном, который излучает мудрость, и уста его распространяют знание. Его язык был подобен перу опытного писателя, когда он беседовал о важных, возвышенных, божественных вещах, которыми было так полно его сердце, в такой естественной и свободной манере, которая была самой занимательной и поучительной: так что никто из его друзей не мог наслаждаться его обществом без наставлений и помощи. прибыль, если только это не произошло по их собственной вине.
Его великая благожелательность к людям проявилась, среди прочего, в необычном отношении, которое он проявлял в щедрости и милосердию к бедным и попавшим в беду. Он много раз рекомендовал это как в публичных выступлениях, так и в частных беседах. Он часто заявлял, что, по его мнению, те, кто называют себя христианами, в наши дни очень плохо справляются с этой обязанностью, причём гораздо хуже, чем в большинстве других областей внешнего христианства. Он часто замечал, как много об этом говорится, рекомендуется и поощряется в Писании, особенно в Новом Завете. И он придерживался мнения, что каждая конкретная церковь должна путём частых и щедрых пожертвований поддерживать общественный фонд, который мог бы быть готов для бедных и нуждающихся членов этой церкви, и что главная задача дьяконов - заботиться о бедных, верно и разумно распределяя и улучшая временные ценности церкви, находящиеся в их руках. И он не довольствовался тем, что только рекомендовал другим заниматься благотворительностью, но и сам много практиковал её, хотя, по совету своего Учителя, очень тщательно скрывал свои благотворительные поступки; это означает, что, несомненно, большинство его благотворительных поступков будут неизвестны до воскресения, что, если бы о них стало известно, доказало бы, что он был таким же великим примером милосердия, как и всё, что может быть сделано в этом веке. Это не просто предположение, это очевидно во многих отношениях. Он охотно жертвовал на всех публичных мероприятиях, связанных с благотворительностью, хотя, когда это было возможно, он всегда скрывал сумму пожертвования. И некоторые случаи его пожертвований в частном порядке случайно стали известны другим, в которых его щедрость проявлялась в совершенно необычайной степени. Одним из примеров был такой: услышав, что бедный безвестный человек, которого он никогда не видел, или кто-либо из его родственников, из-за необычайного физического расстройства оказался в тяжелом положении, он без спроса передал значительную сумму другу, чтобы тот передал её пострадавшему, предварительно потребовав от него обещания, что пусть ни человек, который был объектом его благотворительности, ни кто-либо другой не знают, кем она была дана. Это может служить как свидетельством его необычайной благотворительности, так и свидетельством того, как тщательно он это скрывал....
Он был ярым противником несвоевременного времяпрепровождения и веселья молодых людей, поскольку считал это отличным средством развращения молодёжи. И он подумал, что многие родители находят оправдание тому, что терпят своих детей в этом (а именно, что таков обычай и чужие дети практикуют это, что затрудняет и даже делает невозможным сдерживание их собственных детей) был недостаточным и легкомысленным; и проявлял большую степень глупости, полагая, что такая практика вредна и пагубно влияет на их души. И когда некоторые из его детей выросли, ему не составило труда удержать их от этой пагубной практики, но они с радостью подчинились воле своих родителей. Он не разрешал своим детям выходить из дома после девяти часов вечера, когда они отправлялись за границу повидаться со своими друзьями и компаньонами. После этого им также не разрешалось подолгу засиживаться в его собственном доме, когда кто-либо приходил навестить их. Если какой-нибудь джентльмен пожелает познакомиться с его дочерями; после того, как он вежливо представился и должным образом проконсультировался с родителями, ему были предоставлены все надлежащие возможности для этого: комната и камин, если потребуется, но он не должен был нарушать положенные часы отдыха и сна, а также религию и порядок в семье.
Samuel Hopkins был учеником, другом и почитателем Джонатана Эдвардса и частым гостем в доме Эдвардсов в Нортгемптоне. Впечатлённый Эдвардсом и спокойствием семьи Эдвардс, Хопкинс написал первую биографию своего знаменитого учителя. Полное название биографии - "Жизнь и характер покойного преподобного мистера Джонатана Эдвардса". Впервые она была опубликована в 1765 году. Приведённые выдержки отражают стиль Хопкинса.
|