Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Является ли спорт религией?
Спорт объединяет, как ничто другое, - говорит Дэн Стрейндж. Наша готовность сравнивать стадионы с соборами, а футбольные поля - с алтарями даёт христианам уникальную возможность поделиться своей верой
Основатель современных Олимпийских игр очень серьёзно относился к спорту. “Для меня спорт был религией... с религиозными чувствами”, - писал Пьер де Кубертен в "Олимпийских мемуарах" (Международный олимпийский комитет).

Сильные слова. Но, возможно, нам больше подходит ироничный комментарий бывшего футбольного менеджера “Ливерпуля" Билла Шенкли: "Некоторые люди считают, что футбол - это вопрос жизни и смерти, я очень разочарован таким отношением. Я могу заверить вас, что это гораздо, гораздо важнее”.

Спорт важен, но можно ли его действительно назвать религией?

Отвечая на этот вопрос, следует отметить, что проблема заключается не в "спорте", а в "религии". Среди учёных и даже на уличном уровне, как известно, трудно дать определение религии. Как выразился ученый Пол Гриффитс, когда речь заходит о религии: “Вряд ли кто-то имеет хоть какое-то представление о том, о чём они говорят, или, возможно, более точно, в ход идёт так много разных идей, что трудности в общении на Вавилонской башне кажутся незначительными”.

Итак, нам нужно определиться с терминами. И предупреждаю о спойлере: в моём определении религии, да, спорт может быть как религиозным, так и религией в том смысле, который имеет отношение к нашему христианскому ученичеству, свидетельству и евангелизации. Позвольте мне объяснить.

Игра в прятки

В Римлянам 1:18-23 апостол Павел описывает космическую игру в прятки между Богом и человечеством. Хотя нам, возможно, говорили, что Бог скрывается, на самом деле Он даёт о Себе знать динамично и лично во всём, что Он создал, включая нас, носителей Его образа.

К сожалению, осознавая свою вину и стыд за то, что мы укусили руку, которая нас кормит, мы, как создания, прячемся от своего Создателя. Мы подавляем истину и пытаемся заглушить её, и вместе с этим происходит подмена: мы стремимся заменить нашего Создателя всевозможными созданными вещами. Этот процесс формирует то, что мы могли бы назвать "религиозным сознанием" человечества. Мы - носители Божьего образа, созданные для поклонения, и всё же мы восстали против единственного, достойного поклонения. Мы знаем Бога, и поэтому нам нет оправдания, но мы ничего не знаем о Нём. Мы бежим к Нему и убегаем от Него одновременно. В этом достоинство и порочность нашей человечности. Я полагаю, что именно эту сумбурную смесь и имеет в виду Павел в Деяниях 17:16-33, когда называет афинян “очень религиозными” и в то же время указывает на их неизвестного Бога. Он не одобряет их богослужение (он также говорит, что “сильно огорчён” их невежеством и призывает их к покаянию), но он признаёт их потребность чему-то поклоняться.

На что похоже это религиозное сознание? Мы можем разобраться в этом, подумав о "магнитных точках", к которым нас неудержимо тянет. Это вопросы нашего существования, на которые мы отвечаем, часто неосознанно, но так, как мы живем в повседневной жизни. Это зуд, который мы просто не можем перестать чесать. И для многих из нас спорт может стать той самой царапиной.

Точки притяжения

Первая притягательная черта, которая характеризует наше религиозное сознание, – это "общность". Есть ли способ найти связь? Это скрытая истина о том, что мы зависимые существа.

Мы часто чувствуем себя маленькими и незначительными, не имея чувства идентичности. И все же, когда мы соединяемся с чем-то или кем-то большим, мы обретаем значимость благодаря сопричастности и наслаждаемся осознанием общности. Мы жаждем общения, чувствуем себя покинутыми после того, как испытали это, и жаждем этого снова и снова.

Нельсон Мандела однажды сказал знаменитую фразу: “Спорт способен изменить мир. Он способен вдохновлять. Он способен объединять людей так, как это мало кому удаётся”. Восемь из десяти самых просматриваемых телепрограмм в прошлом году были спортивными. В этом году, учитывая Чемпионат Европы по футболу и Олимпийские игры, их вполне может быть десять. Спорт объединяет, как ничто другое. Любому болельщику знакомо это чувство связи и единения.

Невероятное чувство общности, создаваемое спортом, можно увидеть в документальных фильмах, таких как "Добро пожаловать в Рексхэм". Эти реалити-шоу популярны, потому что они посвящены чему-то большему, чем просто выступление. Я наблюдаю это каждое субботнее утро, когда прогуливаюсь по местному паркрану.

Игра в команде - это нечто большее, чем игра в одиночку. Майкл Джордан, самый известный баскетболист всех времён, признавал, что не может играть без своей команды, особенно без своего большого друга Скотти Пиппена. В документальном сериале Netflix “Последний танец" он сказал: "Я не смог бы победить без Скотти Пиппена, и именно поэтому я считаю его своим лучшим товарищем по команде всех времён. Он очень помог мне в том, как я подходил к игре, в том, как я играл в неё. Всякий раз, когда они говорят на языке Майкла Джордана, они должны говорить на языке Скотти Пиппена”. Даже здоровая конкуренция, в которой соперники вместе стремятся к совершенству, а не просто топчут друг друга, демонстрирует эту связь.

Второй притягательный момент – это "норма" - есть ли правильный образ жизни? Это скрытая истина о том, что мы - существа ответственные.

У нас есть смутное представление о том, что существуют правила, которым нужно следовать. Это влечёт за собой чувство ответственности за соблюдение этих норм. Каждый болельщик знает, что можно и чего нельзя делать, поддерживая свою команду. И, пожалуйста, не заставляйте меня начинать с того, что превратилось в философские дискуссии вокруг VAR в футболе!

Справедливость в спорте - это масштабная тема, наиболее противоречивая из-за трансинтеграции, где справедливость вступает в противоречие с безопасностью и инклюзивностью. Это глубокие вопросы; осмелюсь сказать, религиозные.

Третья притягательная точка – "освобождение" - есть ли выход? Это скрытая истина о том, что с миром что-то не так. Существует конечность, разбитость и несправедливость, и проблема страдания и смерти постоянно встает перед нами. Мы мечтаем о славных днях и избавлении от этого зла – мы жаждем искупления. И всё же мы не можем прийти к единому мнению о том, в чем заключается наша главная проблема, не говоря уже о том, существует ли ее решение.

Конечно, спорт можно рассматривать просто как развлекательное развлечение и отвлечение от мыслей о таких вещах. Но это не так просто. Те, кто занимается спортом, часто задают такие вопросы, как: “Почему я иногда чувствую себя никчёмным, даже когда побеждаю?” или: “Почему травмы так сильно влияют на меня?” На элитном уровне это только усиливается.

Этим летом 92% олимпийцев вернутся домой без медалей. Большинство из них "проиграют". Во времена разочарований, которых в спорте предостаточно, мы в конечном итоге задаемся более широкими экзистенциальными вопросами. Размышляя о своих проблемах с психическим здоровьем в интервью Guardian, звезда английского регби Джонни Уилкинсон подытожил это так: “Такое чувство, что я потратил годы, пытаясь побороть депрессию с помощью очередного чемпионата Шести наций, или ещё нескольких матчей, или титулов, или очков. "Конечно, - сказал я себе, - это поможет тебе сбросить груз". Это не помогло. Этого никогда не бывает достаточно.

Выход на пенсию, который наступает у спортсменов относительно рано, часто называют "первой смертью". Спортивный репортер Дэвид Ковердейл объясняет, что большое количество британских спортсменов, завоевавших медали, “рассказали о своей борьбе с депрессией, тревогой и мыслями о самоубийстве после ухода из спорта, и многие выразили обеспокоенность по поводу отсутствия последующей помощи со стороны руководящих органов, когда они прекращают финансирование спорта в Великобритании”. Он пишет, что олимпийцы чувствуют “потерю идентичности и цели, когда финишируют, из-за всеобъемлющего характера своей карьеры и падения после того, как они были одними из лучших в мире в выбранной ими области”.

Четвертая притягательная точка – "судьба" - есть ли способ, которым мы можем управлять? Это подавленное осознание того, что, хотя мы знаем, что являемся активными игроками в этом мире, нас не покидает ощущение, что мы также являемся пассивными участниками чьего-то другого. Иногда мы чувствуем уверенность в том, что являемся хозяевами своей судьбы. В других случаях мы чувствуем себя загнанными в ловушку, лишенными свободы воли.

Если вы хоть немного пообщаетесь со спортсменами, то поймете, что многие из них глубоко суеверны. Все дело в контроле – и в то же время осознайте парадокс, заключающийся в том, что спорт в своих лучших проявлениях не прописан в правилах и не контролируется. В статье для ESPN индийский спортивный психолог Ашис Нанди пишет о том, почему игроки в крикет особенно суеверны. В игре, которая отличается высокой степенью вариативности, игроки неизбежно прибегают к суевериям, чтобы вернуть себе чувство контроля, говорит он: “Неудивительно, что игроки в крикет опираются на суеверия как на костыль. Они не могут смириться с ужасной правдой – что игра управляется непредсказуемыми судейскими решениями, случайными бросками и непредсказуемым движением мяча, – поэтому они изобретают стратегию выживания, чтобы убедить себя, что всё под контролем”.

Конечная притягательная точка – это то место, где сходятся все остальные - "высшая сила". Есть ли что-то за пределами того, что мы видим? Это скрытая истина о том, что за всей реальностью стоит великая реальность. Чем глубже мы пытаемся найти связь, найти норму, найти освобождение и попытаться управлять своей судьбой, тем чаще мы сталкиваемся с вопросами о высшей силе. Но что это и кто это?

Чем больше мы ищем в спорте окончательных ответов на эти вопросы, тем больше он начинает звучать, пахнуть и ощущаться как религиозный. В поисках языка, позволяющего сформулировать происходящее, мы, несмотря на то, что называем себя постхристианами, цепляемся за наше культурное наследие, в котором христианство сыграло огромную роль. Итак, мы начинаем сравнивать стадионы с соборами, трибуны - с алтарями, статуи - со святынями, песнопения - с гимнами, а те нарастающие моменты молчания или аплодисментов (когда мы вспоминаем погибших или наследие) - с церковной службой. “Ты пойдешь в церковь на этих выходных?” так футбольные фанаты часто спрашивают других, будут ли они на матче.

Взлёт и падение

Глубоко укоренившееся религиозное сознание человечества должно где-то проявиться. Таким образом, спорт может выполнять и выполняет религиозную функцию, поскольку пытается ответить на вопросы, связанные с магнитными точками. Проблема, конечно, в том, что в конечном счете это невозможно. Несмотря на все преимущества, которые он предлагает, нам не нужно сильно напрягаться, чтобы обнаружить темную сторону разобщённости, противоречивых норм, ложных представлений и иррациональных суеверий в мире спорта. Недавнее исследование показало, что количество сообщений о домашнем насилии увеличивается на 38%, когда любимая футбольная команда проигрывает, и на 26%, когда она выигрывает или играет вничью. Возможно, в конце концов, это не такая уж прекрасная игра.

Как размышляет Ник Хорнби в “Накале страстей”: "По мере того, как я становлюсь старше, тирания, которую футбол оказывает на мою жизнь, а следовательно, и на жизни окружающих меня людей, становится всё менее разумной и привлекательной". Трагедия в том, что мы взяли то, что является благим даром Божьим, и возвели его на уровень, намного превосходящий его возможности. И, поступая таким образом, мы пренебрегаем Богом Вселенной, тем, кто дал нам этот чудесный дар. Это может закончиться только слезами.

Но есть и хорошие новости. Во-первых, многие из нас хотят поделиться Евангелием со своими друзьями, но разочаровываются, поскольку изо всех сил пытаются добиться успеха без этого ужасного скрежета переключателей в разговоре.:

Друг: “Мы только что добились успеха”.

Я: “Иисус забил гол за всех нас...”

Однако, рассматривая спорт через призму очков "точек притяжения", мы понимаем, что наши друзья задают религиозные вопросы и пытаются на них ответить, независимо от того, осознают они это или нет. Это могут быть способы общения с Евангелием. Один мой друг недавно сказал мне, что вопрос о суевериях в спорте был для него одним из самых успешных способов ведения беседы о вере.

Во-вторых, Евангелие - это Благая весть. Только в Иисусе Христе мы находим истинную связь, норму, освобождение и предназначение, ибо Иисус - это высшая сила, слово, ставшее плотью. Там, где спорт для некоторых функционирует как религия (и поскольку христиане борются с грехом, это может касаться и нас!), наша задача - с любовью и терпением призывать людей остановиться и подумать, разоблачая ложь, которую мы рассказываем о спорте, когда это становится делом первостепенной важности, и призывая людей вместо этого доверять в Иисусе Христе – прекрасное имя.

Тогда, расставив всё по своим местам, переосмыслив и упорядочив, мы сможем по-настоящему наслаждаться тем благом, которым является спорт.

Доктор Daniel Strange - директор Crosslands Forum, сопредседатель Southgate Fellowship и автор книги "Подключайся и притягивай веру".
Категория: Статьи | Просмотров: 210 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 5.0/2 | | Premier Christianity |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: спорт, бог, религия
         
     
Книги [2421]
Видео [982]
Аудио [335]
Статьи [2695]
Разное [695]
Библия [331]
Израиль [301]
Новости [588]
История [750]
Картинки [386]
MorningStar [1280]
Популярное [206]
Пророчества [1159]
Пробуждение [399]
Прославление [998]
Миссионерство [331]
It's Supernatural! [777]
У вас работает Youtube?
Всего ответов: 41
500

Онлайн всего: 34
Гостей: 34
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2024