“Духовные враги, с которыми следует столкнуться”, один из менее известных текстов, написанных Чарльзом Уэсли, призывает верующего упорно сражаться против “легионов ужасных злобных извергов” и “тайных, заклятых, вечных врагов”.
Ходят разговоры о духовных врагах в сочетании с милитаризмом, который ставит Христа главнокомандующим, а ангелов - пехотой в космической войне против “всего воинства ада”. Фигура Христа находится в центре, как завоевателя и командира, но также как агнца и льва:
У христианских песен долгая история милитаризма. От “Могучей крепости” Мартина Лютера до хита Elevation “Хвала” легко найти примеры того, как авторы текстов используют жестокий язык и образы, чтобы передать вес победы Христа над грехом и смертью.
Но когда дело доходит до песен, описывающих смерть и разрушение, какие рамки должны использовать верующие и лидеры прославления, чтобы определить разницу между радостью по поводу триумфа Иисуса и беспечным триумфализмом?
“Хвала” группы Elevation - энергичный гимн с заразительным припевом, который сделал его популярным как песня для прихожан и как звуковой клип в таких приложениях, как TikTok и Instagram.
Песня начинается с хорошо известной строки из 149-го псалма: “Пусть всё, что имеет дыхание, восхваляет Господа”. Первый куплет песни уверенно выражает обязательство славить Бога во всём, при любых обстоятельствах:
Я буду славить в долине
Хвалить на горе
Я буду хвалить, когда буду уверен
Хвалить, когда я сомневаюсь
Второй куплет также сосредоточен на личности, но помещает поклоняющегося в гущу битвы:
Я буду хвалить, когда буду в меньшинстве
хвалить, когда буду окружен
Потому что хвала - это воды
В которых потонут мои враги
Строка “хвала - это воды, в которых потонут мои враги” описывает сцену массовой гибели. Скорее всего, это относится к обрушению Красного моря на египетскую армию в книге Исход 14, метафорически ставя молящегося в положение израильтян на другом берегу, наблюдающих, как Бог позволяет водам поглотить их врагов.
Майк О'Брайен, консультант по лидерству в прославлении в Атланте, видит опасность, особенно для американских христиан, в том, что изображения насилия и смерти выдвигаются на первый план без тщательного рассмотрения тона и контекста.
“В большинстве случаев боевой язык - это просто триумфализм, вышедший из-под контроля”, - сказал О'Брайен. “Это похоже на празднование наших собственных личных историй или нашей силы”.
В недавних песнях, таких как “Praise” или “Battle Belongs” Фила Уикхэма, язык войны, похоже, применим к личным битвам и внутренней борьбе, а не к внешним врагам.
"Не всегда достаточно ясно, кого мы считаем врагом", - говорит Джереми Периго, профессор теологии и богослужения в Университете Дордта. “Это делает песню слабее с богословской точки зрения. Против кого мы боремся? Кто тонет?”
Строка Elevation “Хвала - это воды, в которых потонут мои враги” могла бы звучать по-другому, если бы это было “хвала - это воды, в которых потонут ваши враги”.
Церковь не должна уклоняться от разговоров о врагах, утверждает Эндрю Уилсон: “Библия говорит о врагах с большой ясностью и поразительной частотой, в том числе таким образом, которому нас недвусмысленно призывают подражать”.
“Путаница в отношении того, кто именно является врагами Бога и как церковь должна реагировать на них, делает христиан более склонными нападать друг на друга, а не меньше”.
Периго предполагает, что более точные формулировки для определения “врагов” и более чёткий акцент на силе Божьей помогут защититься от триумфализма. В противном случае, сказал Периго, “моя хвала - это то, что принесёт прорыв, который игнорирует победу Христа”.
Такой гимн, как “Могучая крепость”, выдвигает на первый план силу и всемогущество Бога в борьбе с “мрачным князем тьмы”, “нашим древним врагом”. Он также указывает на человеческую слабость и зависимость от Бога, защитника:
Своей нам силой в трудный час
Не устоять в напасти.
Мы побеждаем всякий раз
Лишь силой Божьей власти.
Но кто ж ведёт нас в бой?
Господь, Спаситель мой,
Бог силы — Саваоф.
Лишь во Христе наш кров
И в Нём победа наша.
(текст взят отсюда)
Текст даёт в руки прославляющего не оружие, а личность Христа. Верующий всё ещё находится в битве, но Христос победит в ней.
Использование хвалы как оружия против своих врагов может побудить верующих сосредоточиться на силе своих собственных слов и голоса. Это также может позволить людям выработать своё собственное внутреннее видение битвы против того, кого или что бы они ни воспринимали как противника. “Мы говорим о наших собственных усилиях по уничтожению наших личных врагов?” спрашивает Периго. “Это один из вопросов, который я бы задал при использовании одной из этих песен”.
Однако, сказал Периго, было бы контрпродуктивно избегать любых выражений брани и борьбы в нашем прославлении. Перед лицом вопиющей несправедливости пение о борьбе с угнетением и злом является ценной практикой.
Для американской церкви такие песни как “Хвала” и “Битва принадлежит”, вписываются в модель конгрегационного прославления, в которой поётся о победе и войне в знак солидарности с угнетёнными?
О'Брайен призывает пасторов и руководителей богослужений задуматься о том, как использование воинственного языка в каждой песне формирует понимание прихожанами Бога и его работы в мире.
“Задайте несколько вопросов”, - сказал О'Брайен. “Для кого мы поём? Каким образом лирика формирует вашу паству, их убеждения и действия? Не могли бы мы опустить куплет? Не лучше ли было бы просто выбрать другую песню?”
“Вот тут-то и должна проявиться пастырская проницательность”, - сказал Периго. “Молитва и пение непристойных песен могут придать подлинные слова практике ненасилия”.
Однако Периго предупреждает, что эти слова должны быть сформулированы продуманно. Песни, прославляющие акты насилия и разрушения, похоже, противоречат наставлению Иисуса “любите своих врагов и молитесь за тех, кто преследует вас”. Как молитва о смерти врага или пение о ней согласуются с этими словами?
“Тон может помочь упорядочить наши эмоции”, - сказал Периго, предположив, что при исполнении песни или молитвы, в которых используются нецензурные выражения, следует учитывать общий эффект песни. “Это действительно о триумфе и радости? Или это справедливый ответ на несправедливость?”
“Мы не хотим заставлять замолчать скорбящих и их призывы к справедливости”, - сказал Периго. “Но мы также не хотим, чтобы язык борьбы использовался в качестве оружия”.
Пение церковных песен, отражающих и подтверждающих боль угнетенных и подвергшихся насилию, является необходимой практикой для церкви, которая стремится быть убежищем для сломленных. Пение песен, признающих несправедливость и насилие, также является способом выразить солидарность со страдающими.
“Пение в знак солидарности с теми, кто страдает, - это один из способов обратить внимание на нужды мира, чтобы наши молитвы доходили не только до тех, кто нам близок и дорог, но и распространялись на все человечество”, - написал К. Майкл Хоун в своем эссе “Истина сделает вас свободными”.
Эссе Хоуна описывает распространение “песен свободы” по всей всемирной церкви во время борьбы против апартеида в Южной Африке в конце 20-го века. “Динамика между местным и глобальным бросает вызов норме хвалы как месту, где индивидуальное утешение является первым и главным критерием”, - писал Хоун.
В пении песен о Боге, который сражается в наших битвах, есть “личное утешение”. Также есть утешение в вере в то, что похвала является мощным оружием против врагов.
Кому-то может показаться ободряющим петь о тонущих врагах во времена геополитической борьбы - “Praise” достигла пика популярности на сайтах церковной музыки Christian Copyright Licensing International (CCLI) и PraiseCharts, когда мир стал свидетелем ужасающего насилия в Израиле и Палестине.
Видение глобальной церкви и космической битвы со злом может дать перспективу, которая поможет противостоять празднованию смерти и поднимет настроение угнетенным и страдающим.
Хоун предлагает: “Вместо того, чтобы быть парализованными молчанием перед лицом несправедливости, давайте споём в знак солидарности с теми, чье брёмя тяжело, и, поступая так, обнаружим, что наше собственное прославление обретает более подлинный голос, чтобы восхвалять Создателя всех песен”.