Мы живем в эпоху, когда самые разные люди называют себя христианами, даже если их преемственность с историческим христианством в лучшем случае незначительна. Это не новая проблема. Все три послания Иоанна касаются проблем, связанных с раскольническими группами, и в 1 и 2 посланиях Иоанна одной из характеристик этих групп является то, что они являются еретическими. Но что нам делать с ересью, описанной во 2 Иоанна 1:7? Каким образом группа может называть себя христианской и всё ещё “не признавать Иисуса Христа пришедшим во плоти”? Даже подавляющее большинство наших полухристианских ересей признают Иисуса. И вообще, что значит “прийти во плоти”?
Как я уже отмечал, иоанновская община боролась с еретическим учением. В 1 Иоанна 4:1 мы читаем, что “многие” лжепророки покинули церковную общину и ушли в мир. Во 2 Иоанна 1:4 мы читаем, что “некоторые” христиане ходят в истине, в то время как во 2 Иоанна 1:7 мы узнаем, что есть “много обольстителей”. Складывается впечатление, что большая часть церкви дезертирует и уходит “в мир”, вероятно для того, чтобы сформировать свои собственные группы, основанные на их собственных доктринах.
Корень ереси как в 1 Иоанна 4:2-3, так и во 2 Иоанна 1:7 заключается в отрицании “Иисуса Христа, пришедшего во плоти”. Между двумя отрывками есть грамматическая разница, которая может указывать на смещение акцента, но корневая концепция в обоих случаях одинакова. В терминологии Иоанна исповедовать что-либо - значит не просто согласиться с тем, что это правильно, но и признать свою преданность этому. Таким образом, исповедовать Иисуса Христа означало бы заявить, что человек предан Ему как Господу. Но почему Иоанн использует двойной титул “Иисус Христос” и “во плоти”?
Эта фраза во 2 Иоанна предназначена для того, чтобы исключить христологическую ересь. Два типа ереси появились во втором веке, вытекая из корней, которые уже были очевидны в писаниях Иоанна в первом веке. Докетическая ересь, с одной стороны, утверждала, что Иисус не был настоящим человеком (на самом деле не “во плоти”), а только казался человеком. Он действительно был Христом; Христос был духом, который, казалось, материализовался. Будучи духом, Он, конечно, не умер на кресте, но так или иначе только казался страдающим и умирающим. (Термин “докетический” происходит от греческого слова, означающего "казаться"). Церинтианская ересь, с другой стороны, утверждала, что Иисус на самом деле был человеком, но что при Его крещении на Него сошел дух Христа, покинув Его при распятии. Следовательно, Христос не умер, хотя Иисус умер. Хотя мы не знаем точно, во что верили еретики, с которыми борется Иоанн (и некоторые из них, возможно, верили в раннюю форму обеих этих ересей), фраза во 2 Иоанна предостерегает от них обоих. Согласно Иоанну, истинный христианин присягает на верность Иисусу Христу, а не только самому Христу. И верующий признает, что вся эта сущность, “Иисус Христос” пришел от Бога и на самом деле является человеком. Форма фразеологизма в 1 Иоанна 4:2-3 подчеркивает, что Иисус пришел от Бога и стал истинно воплощенным. Форма здесь, во 2 Иоанна 1:7, подчеркивает, что Иисус остаётся воплощённым и каким-то образом не “разделился” при смерти или вознесении. По мнению Иоанна, в настоящее время существует воплощенный, истинно человеческий, истинно божественный Иисус Христос.
В 1 Иоанна 1:4 еретики утверждают, что они вдохновлены Святым Духом, когда они учат тому, что они делают, об Иисусе. Это не означает, что они находились под непосредственным контролем Духа во время своего выступления, но что они утверждали, что именно этому научил их Дух. Иоанн говорит, что об истинном Духе Божьем можно судить по учению, которому Он учит. Истинный Дух имеет правильное учение; дух, который не побуждает людей присягать на верность Христу, на самом деле является не Святым Духом, а духом антихриста. Это утверждение не является основанием для вызова духов и попыток заставить их говорить через людей и заставлять их утверждать или отрицать, что Иисус Христос пришел во плоти, но это основание для изучения учения человека, который претендует на пророческое вдохновение, и проверки того, соответствует ли оно ортодоксальному исповеданию.
Во 2 Иоанна мы не слышим о духовном вдохновении еретиков, но сами они названы обольстителями и антихристом. Похоже, что они пытались проникнуть в ортодоксальные домашние церкви и активно привлекали людей к своему образу мыслей. Вот почему они обольстители и почему людям нужно “остерегаться”, чтобы они не потеряли то, что имеют во Христе (2 Ин. 1:8).
Христианская церковь обретает своё единство не вокруг того или иного учения, а вокруг Иисуса Христа. Отвергать настоящего Иисуса, либо отрицая Его истинную человечность (будучи “во плоти”), либо отрицая Его божественность (отрицая, что Иисус действительно был Христом), значит порвать с верой и отделиться от церковной общины. Дело не в том, что доктрина является ключевым вопросом, а в том, что она выражает отличительные характеристики личности, которому человек предан. Согласно Иоанну, тот, кто не предан настоящему Иисусу Христу, не знает ни Отца, ни Сына. К сожалению, церковь часто не придавала этому факту первостепенного значения. С одной стороны, она была готова принять некоторых, кто действительно отрицает её Господа, и, с другой стороны, она была готова разделиться из-за доктринальных разногласий, которые не ставят под сомнение реальную приверженность истинному Иисусу Христу. Это послание напоминает нам о том, что на самом деле является главным. Именно Христос объединяет Свою церковь. Без Него у нас нет единства. С Ним у нас есть единство, которое ни одно человеческое существо не осмелится попытаться разрушить.
Hard Sayings of the Bible
|