Влияние веры в закон причины и следствия на реальную жизнь |
Это вторая статья из серии "Вовлекающий буддизм", в которой исследуются различные аспекты буддизма и то, как христиане могут взаимодействовать с буддистами и служить им.
Что такое карма?
Спросите Тейлор Свифт, и она скажет вам: “Карма - мой парень / Карма - бог / Карма - ветерок в моих волосах на выходных / Карма - расслабляющая мысль”. Это всё хорошее, что она получает за то, что поддерживает “чистоту на своей стороне улицы”.
Джастин Тимберлейк ответил бы так для своей бессердечной бывшей: “Что происходит, то происходит, то происходит / возвращается обратно”.
Даже Мария, монахиня, ставшая няней из “Звуков музыки”, утверждала, что "где-то в юности или детстве / я, должно быть, сделала что-то хорошее", чтобы заслужить любовь капитана Георга фон Траппа.
Очевидно, что идея кармы является частью американского сознания. Идея пожинать то, что ты сеешь, встречается в повседневной жизни, а также в отрывках из Библии, таких как Притчи 22:8: “Сеющий неправду пожнёт беду…”
И всё же мировоззренческие последствия буддийской веры в карму приводят к чему-то далекому от “расслабляющей мысли”. Например, для буддистов Тхеравады “карма означает, что вы получаете то, что заслуживаете, а мы все знаем, что не хотим получать то, чего заслуживаем”, - сказала Келли Хилдербранд, миссионер и эксперт по буддизму в Бангкокской библейской семинарии.
В этой части "Вовлечения в буддизм" мы рассмотрим, как одна и та же концепция кармы очень по-разному формирует два буддийских мировоззрения — тайских буддистов Тхеравады и тайваньских буддистов-гуманистов. Мы также увидим, как христиане могут выразить эту буддийскую веру, обеспечив избавление от бесконечных усилий, надежду перед лицом тяжелых последствий и истинную справедливость в разрушенном мире.
"Существа сами отвечают за свои действия"
Концепция кармы возникла в индийской философии и религии и была принята индуизмом, буддизмом, сикхизмом, джайнизмом и даосизмом. Хотя представления о карме различаются в зависимости от религии и контекста, слово “карма” происходит от санскритского слова karman, что означает "действие", и относится к результату этого действия. В отличие от христианства, где Бог вершит правосудие, буддисты рассматривают карму как часть природы, “подобно закону физики: что вы в неё вкладываете, то вы и получаете от этого”, - говорит Хильдербранд.
В буддизме карма больше связана с намерениями человека, чем с его действиями — наша карма является результатом побуждений наших сердец. Карму можно пожинать как при жизни, так и в будущем перерождении. Совершение добрых дел, которые соответствуют Восьмеричному пути, ведёт к хорошей карме, в то время как нарушение этих правил приводит к плохой карме.
Согласно некоторым буддийским традициям, баланс наших деяний определяет, переродимся ли мы в высшем царстве ангелами или богами, в низшем царстве голодными призраками или даже в аду. Цель состоит в том, чтобы продвигаться вверх по различным жизненным циклам, пока человек не достигнет нирваны, которая является концом страданий и цикла перерождений.
В Палийском каноне, буддийских писаниях, Будда говорит, что карма - это “путь, который ведёт к короткой жизни... путь, который ведёт к долгой жизни... путь, который ведёт к болезни... путь, который ведёт к здоровью. … Существа являются владельцами своих действий, наследниками своих поступков. … Именно действия отличают существ от низших или высших”.
По мере того, как буддизм развивался и распространялся на протяжении тысячелетий, сформировались различные школы, приверженцы которых по-разному рассматривают карму. Некоторые не верят в перерождение, но всё ещё сохраняют веру в карму в этой жизни. То, как работает карма, также отличается в разных странах, поскольку различные культуры интегрируют свои традиционные религии с буддизмом.
Как действует карма в Таиланде
Около 95 процентов тайцев исповедуют буддизм Тхеравады, старейшую традицию буддизма, которая тесно связана с учением Будды и подчеркивает достижение просветления собственными усилиями.
Хильдербранд, переехавший в Бангкок в 1999 году, обнаружил, что идея кармы присутствует в повседневной жизни, независимо от того, насколько человек знаком с буддийскими текстами. Когда происходит автомобильная авария, стихийное бедствие или болезнь, люди бормочут “карма”, смиряясь с тем, что это было результатом действий человека в этой или прошлой жизни.
“Согласно истинно буддийскому мировоззрению... если вы родились уродливым, калекой или бедняком, это потому, что вы этого заслуживаете”, - сказал Хильдербранд. “Итак, у вас нет склонности помогать другим людям, за исключением тех случаев, когда это приносит вам очки брауни или приносит вам заслуги за это”.
Если в новостях сообщают, что богатый человек сбил бедного человека своей машиной, считается, что бедный человек сделал что-то не так в своем прошлом и заслужил то, что случилось, сказал Хильдербранд. В отличие от христианства, здесь нет понятия, что люди равны и имеют особую ценность.
Люди, которые родились бедными или инвалидами, признают, что их роль заключается в том, чтобы жить за счёт своей кармы, делая добро, чтобы повлиять на их будущую жизнь. Некоторые родители не разрешают своему ребёнку, родившемуся с расщелиной неба, делать операцию, потому что это сняло бы с него “кармический долг, который человек должен нести в этой жизни, и, следовательно, он не получил бы заслуг в следующей жизни”, - сказал Пол Де Нейи, бывший миссионер в Таиланде и профессор миссиологии в теологической семинарии Северного парка.
В то же время Де Ной обнаружил, что часто люди, родившиеся с физическими недостатками, являются самыми радостными людьми, которых он встречал, и к ним относятся с особым почтением, несмотря на их трудности. Они осознают свой долг, основанный на том, что было передано им из прошлой жизни.
По словам Хильдербранда, тайцы очень хорошо осознают, кто они такие и каковы их пределы, в отличие от жителей Запада, которых учили, что они могут достичь всего. Проблема заключается в том, что “им трудно определить, как они могут улучшить себя”, - сказал Хильдербранд. Например, если люди не сильны в математике, они просто принимают это как часть того, кто они есть, и, естественно, не пытаются изменить свою ситуацию.
В то же время монахи должны быть физически совершенны — с десятью пальцами на руках и ногах, без инвалидности и врожденных дефектов, — потому что это означает, что у них хорошая карма из их прошлых жизней. Когда друг и коллега Хильдербранда по миссионерской работе приехал в Таиланд, правительство отказало ему в миссионерской визе, потому что он был слепым; в их мировоззрении слепота означала, что у него плохая карма и он не может быть религиозным учителем.
Чтобы избежать своей плохой кармы и приобрести заслуги, буддисты совершают добрые поступки, такие как пожертвование денег храму или помощь бедным. Некоторые чувствуют себя подавленными постоянным стремлением к тому, чтобы хорошее перевешивало плохое. Тем не менее, по словам Хильдербранда, концепции греха в том виде, в каком её понимают христиане, не существует; скорее, речь идёт о том, чтобы уравновесить чаши весов.
Итак, как христианин, беседующий с буддистами, Хильдербранд начинает не с греха. Вместо этого он говорит о том, как можно выплатить свой долг. “Мы сообщаем им хорошие новости: был кто-то, кто умер, чтобы стереть с вашего лица грязь, стереть карму... чтобы вы могли возродиться снова и жить с Богом”, - сказал Хильдербранд. “Всякий раз, когда я сообщаю эту хорошую новость большинству людей, они приходят в восторг; это звучит великолепно”. Самое большое препятствие, с которым сталкиваются миссионеры, - это то, насколько неотъемлемой частью тайской идентичности является буддизм.
Более сострадательный буддизм
На Тайване, в сердце китайского буддийского мира Махаяны, действие кармы происходит по-другому. Буддизм, особенно философия, известная как гуманистический буддизм, беспрепятственно распространился на острове, в отличие от материкового Китая, где коммунистическое правительство пыталось искоренить все религии во время Культурной революции. Буддисты составляют около 35 процентов населения Тайваня.
Гуманистический буддизм делает упор на интеграции буддийских верований в повседневную жизнь и заботе о проблемах этого мира. Это воплощено в Буддийском благотворительном фонде Цзы Чи: основанный на Тайване в 1966 году буддийской монахиней и 30 домохозяйками, которые копили деньги, чтобы раздать нуждающимся семьям, сейчас это международная группа гуманитарной помощи, работающая в 100 странах и территориях по всему миру. Волонтеры Tzu Chi занимаются оказанием медицинской помощи, охраной окружающей среды и ликвидацией последствий стихийных бедствий, иногда появляясь на месте бедствия перед правительством.
Буддисты Махаяны верят, что бодхисаттвы - это высшие существа, которые откладывают нирвану из сострадания, чтобы помочь страждущим. Карма и перерождение по-прежнему являются центральными догматами, но в доктрине делается иной акцент. В то время как все буддисты стремятся облегчить страдания, буддисты Тхеравады стремятся достичь этого в течение циклов жизней и достичь нирваны. Буддисты Махаяны больше озабочены облегчением страданий здесь и сейчас.
Даже если карма диктует, что люди совершили что-то плохое в своих прошлых жизнях и заслуживают такой ситуации, “что всегда создает хорошую карму, независимо от этого, так это помощь им в их страданиях”, - сказал Истен Лоу из Исследовательского центра зарубежных служений. “Если вашим приоритетом является просветление, то всегда хорошо быть сострадательным: это хорошо для вашей кармы, и это хорошо для их кармы”.
В конце 19 века китайские буддисты хотели реформировать свою религию и выйти за рамки похоронных обрядов, говорит Лай Пань-Чиу, профессор религиоведения Китайского университета Гонконга. Они увидели, какую работу выполняют христиане, строя больницы, открывая школы и занимаясь социальными вопросами, и начали развивать свою собственную. Они даже основали молодежные стипендии и воскресные школы.
По мере того, как эти реформаторы превращали китайский буддизм “из религии для похорон в религию, приносящую пользу повседневной жизни”, всё больше и больше тайваньцев становились его приверженцами.
Буддисты-гуманисты рассматривают карму в социальном или коллективном свете.
“Когда вы что-то делаете, вы влияете не только на себя, но и на других”, - сказал Лай.
Например, когда люди совершают преступления, им грозит тюремное заключение, но это также затрагивает членов их семьи, друзей и общество в целом. Итак, трудно искать освобождения в изоляции: “Мы живем в паутине причинно-следственных связей или кармы; мы взаимозависимы”.
Будучи давним знатоком буддизма, пастором и участником межконфессионального диалога, Лай считает, что христиане могут учиться у буддистов состраданию не только к тем, кто находится в их собственном кругу, но и ко всем людям, а также животным и окружающей среде. Он также считает, что буддисты трезво оценивают ожидания столкновения с трудностями и страданиями в своей жизни в отличие от христиан.
И всё же он нашёл в христианстве одну вещь, которой не хватает китайскому буддизму, - это удовлетворительный ответ на вопрос о справедливости. “Я думаю, что христианское понимание любви и сострадания сочетается с делом справедливости”, - сказал Лай. “Буддисты будут настаивать на том, что если у вас есть какая-то ненависть к другим, способ преодолеть её - это преодолеть своё желание, преодолеть свою ненависть и простить других”.
Ненависть порождает плохую карму, поэтому в ваших интересах прощать других. Буддизм может предложить медитативные техники для преодоления гнева. Однако Лай не верит, что таким образом можно достичь реального мира, поскольку это не устраняет правонарушения и не создаёт систему предотвращения будущих конфликтов. “Если у вас нет справедливости, очень трудно добиться примирения”, - сказал он. “И справедливость... может быть выражением сострадания, любви”.
Христианский взгляд на карму
Хотя такие отрывки, как Галатам 6:8: “сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную”, могут звучать как карма, они представляют совершенно иную концепцию. В буддизме карма подобна закону природы, реальности, которая существует без какого-либо бога, приводящего её в движение или находящегося под контролем. Мы заслуживаем всего, что с нами происходит.
Однако христианство учит, что Бог - творец и владыка всего сущего. “Бог проявляет милосердие и не наказывает нас так, как того заслуживают наши грехи”, - сказал Хильдербранд. Скорее всего, на кресте Иисус умер за нас в окончательном акте справедливости и милосердия.
Снова и снова Библия возвращается к идее о том, что каждое плохое событие вызвано предыдущим действием: иногда мы сталкиваемся с последствиями наших действий, но иногда страдания незаслуженны или не поддаются объяснению. Хильдербранд указывает на два примера: историю Иова, где космический спор между Богом и сатаной показывает, что страдания Иова не были вызваны его действиями, и Евангелие от Луки 13:2-4, где Иисус объясняет, что галилеяне, убитые Пилатом, и те, кто погиб при падении башни в Силоаме, умерли не из-за их грехов.
Когда ученики спросили Иисуса в Иоанна 9:2: “кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?” они выражали кармический взгляд на мир. Однако ответ Иисуса раскрывает более сложное понимание страдания — то, которое находится в руках любящего, заботливого и справедливого Бога, а не безличной силы: “не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нём явились дела Божии” (ст. 3).
Хильдербранд увидел это на примере своего друга-миссионера в Таиланде: хотя он был слеп, он был великим евангелистом, и многие люди в Таиланде слушали его, потому что видели, как он преодолел так много препятствий. “Для тех, кто принадлежит Богу, Бог может принять это страдание и использовать его во благо”.
|