В шестом эпизоде второго сезона "Секретных материалов" герой - агент ФБР Малдер яростно пытается найти своего похищенного партнера, который является целью правительственного заговора. Разочарованный и разгневанный тем, что никто из власть имущих не признаёт преступления, он встречается со своим таинственным информатором, который бойко рассказывает ему, почему его игнорируют.
“У них только одна политика: всё отрицать”.
Хотя я хотел бы сказать, что мантра “Секретных материалов” "Правда где-то там" применима к образу мышления общества, вместо этого практика отрицания всего кажется гораздо более подходящим описанием нашей нынешней культуры.
Можно действительно утверждать, что сегодня жизнь буквально строится на отрицании.
Различия между мужчинами и женщинами? Только два пола? Мужчина не может забеременеть? У нерождённого ребенка сердцебиение? Это странно, что женщина вышла замуж за призрака? Преступность и насилие вышли из-под контроля? Избыточный вес вреден для здоровья? Цены на всё растут? Свобода слова закрывается?
Отрицай всё.
Концепция и практика отрицания были впервые описаны с точки зрения психического здоровья Зигмундом Фрейдом, который определил это как отказ признавать расстраивающие факты о внешних событиях, внутренних идеях, воспоминаниях, мыслях и чувствах. Психолог Кендра Черри, пишущая для verywellmind, говорит, что отрицание - это “тип защитного механизма, который включает игнорирование реальности ситуации, чтобы избежать беспокойства”.
И какова конечная цель отрицания? Черри пишет: “[Не признавая] реальность или отрицая последствия этой реальности … вам не обязательно признавать проблему ... это также позволяет вам свести к минимуму потенциальные последствия, которые могут возникнуть”.
Я согласен с ней до последнего предложения. Вы можете думать, что сводите к минимуму потенциальные последствия чего-либо, отрицая это, но реальность имеет свойство давать отпор суровыми и неизменными способами.
И нигде это не является более истинным, чем когда люди отрицают Бога и Его истину.
Привкус Божественного вмешательства
В интервью доктору Стивену Мейеру основатель журнала "Скептик" Майкл Шермер упрекнул Мейера в том, что его последняя книга "Гипотеза возвращения Бога" мало что сделала для того, чтобы склонить неверующих учёных к теизму. Затем Шермер процитировал скептически настроенного космолога Брайана Китинга, который намекнул, что выводы Мейера о Боге были результатом предвзятого отношения к подтверждению.
Ответ Мейера нанес прямой удар, когда речь заходит о том, как много неверующих отрицают существование Бога.
“Прежде всего, в научном сообществе может быть предвзятое отношение к подтверждению, которое помешало бы консенсусу большинства вокруг чего-то столь провокационного, как я предлагаю. Мы знаем, что существует правило метода по умолчанию, известное как методологический натурализм, которое гласит, что если вы собираетесь быть учёным, вы должны объяснять всё, ссылаясь на чисто материалистические причины, независимо от того, включаете ли вы даже такие вещи, как происхождение вселенной, происхождение жизни, её тонкая настройка, или происхождение и природа человеческого сознания. Если это воспринимается как норма, то никакие доказательства Творца не смогут поколебать группу людей, которые уже считают это нормой”.
Ага. И, как много лет назад признался Стивен Хокинг, “Многим людям не нравится идея о том, что у времени есть начало, вероятно, потому, что это попахивает Божественным вмешательством”.
Правда в том, что мы, как люди (включая учёных, которые такие же люди, как вы и я), исключительны в формировании убеждений и действии вопреки очевидности. Независимо от того, приходит ли отрицание в форме “это не может случиться со мной” или проявляется в режиме постправды, когда мы признаём реальность, но лично отрицаем её, потому что это противоречит тому, как мы хотим жить, мы действительно хороши в роли страуса, прячущего голову в песок.
В философии это стремление к личной реальности называется “творческим антиреализмом”. Оно утверждает, что человеческое поведение, мышление и язык ответственны за фундаментальную структуру мира и за то, что существует.
Если это звучит нелепо, то это потому, что так оно и есть. Христианский философ Элвин Плантинга называет это “в лучшем случае простой дерзостью, смехотворной бравадой”.
Иисус объяснил, почему мы преследуем наши глупые личные реальности, когда Он сказал: “Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы” (Иоанна 3:19-20).
Говоря о суде, в наши дни, пожалуй, нет большего отрицания, чем утверждение, что нас не ждут вечные последствия за наши действия в этой жизни. В своей работе “Сдержанное очарование нигилизма” поэт и лауреат Нобелевской премии Чеслав Милош ссылается на Карла Маркса, называющего религию опиумом для народа, а затем говорит: “Сейчас мы являемся свидетелями трансформации. Настоящий опиум для народа — это вера в небытие после смерти — огромное утешение от мысли, что за наши предательства, жадность, трусость, убийства нас не будут судить”.
Библия предупреждает нас, что отрицание этого и Бога в целом приведёт только к катастрофе. Иисус сказал: “кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным” (Мф. 10:33). И Павел пишет: “если отречёмся, и Он отречётся от нас” (2 Тим. 2:12).
В Писании ясно сказано, что никакое желание избежать расплаты с нашим Создателем не поможет. В таком случае единственная форма отречения, в которой нуждается наша жизнь, - это та, в которой мы полностью отдаём себя Ему: “если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною” (Луки 9:23).
|