Честно говоря, моё любимое повествование, которое всегда включается в историю рождения Иисуса, связано с волхвами. Вы найдёте это в первых 12 стихах Евангелия от Матфея 2.
Первое, что нужно понять в этом рассказе, - это то, что это произошло не в ночь рождения Иисуса, независимо от того, сколько раз вы видели сцены Рождества, изображающие присутствующих волхвов. Их вхождение в жизнь Христа произошло довольно много позже, скорее всего, когда Иисус был очень маленьким ребенком.
Независимо от того, когда они появились, цвет и значение, которые они придают личности Иисуса, очень сильны, вот почему Матфей включил их в свою биографию Христа.
А вот и тяжеловесы
Кто были волхвы? Короче говоря, они были влиятельными лицами.
Древний историк Геродот рассказывает нам, что волхвы происходили из Мидии и выполняли функции жрецов в языческих ритуалах. От Вавилонской до Римской империй волхвов почитали и они занимали огромное значение на Востоке.
Они стали ключевыми людьми в древних правительствах, и во времена четырёх мировых империй маги пользовались огромным влиянием в качестве советников королевской власти на Востоке, следовательно, заработав репутацию “мудрецов”.
Закон Мидян и персов (Есф. 1:19; Дан. 6:8) был кодексом научной и религиозной дисциплины магов, и это было обязательное наставление для любого, кто хотел быть монархом в Персии. Ни один перс не мог стать царём, пока не овладеет научной и религиозной дисциплиной магов; только тогда они могли их короновать.
В дополнение к надзору за королевской канцелярией, волхвы также управляли судебной ветвью власти (из Есф. 1:13 следует, что королевская коллегия судей была выбрана из волхвов). С помощью такого рода рычагов маги огромной Мидо-Персидской империи смогли контролировать, по сути, весь известный мир Востока.
Стоит ли удивляться, почему Ирод вспотел, когда эти парни однажды появились, чтобы короновать того, кого они называли “Царём иудейским”?
Шок и благоговейный трепет
Рим был до смерти напуган волхвами и их восточной империей, и во времена Христа существовал правящий орган под названием Мегистаны, аналогичный по функциям Сенату Соединенных Штатов. Он состоял из магов, которые имели абсолютное право выбора царя.
У магов были проблемы с их нынешним правителем, который был свергнут, и, желая бороться с Римом с помощью нового монарха, они охотились за новым царём для восточной империи. Поскольку в то время нынешнее лидерство Рима вызывало сомнения, парфяне понимали, что это было бы идеальным временем для развязывания войны Востока против запада.
Итак, волхвы прошли по главной улице Иерусалима в поисках своего нового царя — того, о ком, по словам исследователей Библии, они узнали от пророка Даниила.
Наше обычное представление о волхвах, прибывающих на трёх верблюдах, далеко от реальности. Вместо этого их было больше по численности, и, вероятно, они путешествовали в полном составе со всей своей восточной пышностью, верхом на персидских скакунах, а не на верблюдах. И с ними, по оценкам историков, могло быть около тысячи конных персидских кавалеристов, действовавших в качестве телохранителей.
Это какой-то серьёзный шок и благоговейный трепет!
Без сомнения, именно поэтому Матфей говорит: “Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним” (Мф. 2:3). Греческое слово, обозначающее “встревожился”, - тарассо, что означает сильную встряску и смятение.
Можно только представить выражение лица Ирода — человека, которому Антоний и Октавиан годами ранее присвоили титул “царь иудейский”, — когда он смотрел на волхвов, пришедших короновать царя Иудейского.
Игра, в которую волхвы играли с Иродом, шла своим чередом и завершилась, когда они нашли Иисуса, которому, как говорит нам Матфей, они поклонились (2:11), что указывает на то, что их миссия, возможно, не была чисто политической. Библия больше ничего не говорит нам о цели волхвов в жизни Христа, кроме того, что они отправились обратно в свою страну, обманув Ирода, который пытался найти и убить будущего царя, убив всех детей мужского пола в возрасте 2 лет и младше в районе Вифлеема.
Разве не интересно отметить, что некоторые из первых людей в мире, признавших приход еврейского царя царей, были язычниками, а не евреями? Возможно, это тонкое утверждение о том, что Иисус объединяет всех в Своём церковном теле. Кроме того, это также может говорить о предстоящем отвержении Его, о чём Иоанн записывает: “Пришел к своим, и свои Его не приняли” (1:11).
В любом случае, в то время как Израиль и Рим, возможно, сделали всё возможное, чтобы помешать Христу стать царём, Бог объявил о царственном присутствии Своего Сына, приведя могущественных влиятельных лиц, волхвов, из Персии, чтобы признать это.
История волхвов является мощным напоминанием о том, что Иисус не только Спаситель, но и Царь в целом – на это ссылается строфа, содержащаяся в знаменитой рождественской песне Джона Генри Хопкинса "Мы, три Царя":
Рождённый Царём на вифлеемском плане
Золото, которое я приношу, чтобы снова короновать Его
Царь навеки, не прекращающийся никогда
Над всеми нами царствовать
|