В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? - что значит: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
Это самое трудное из всех трудных для понимания высказываний. Это последнее членораздельное высказывание распятого Иисуса, о котором сообщают Марк и Матфей; вскоре после этого, говорят они, с громким криком (содержание которого не уточняется) Он испустил дух.
П.В. Шмидель привёл это высказывание как один из немногих “абсолютно достоверных” текстов, которые могут быть использованы в качестве “столпов фундамента для истинно научной жизни Иисуса”, на том основании, что оно не может быть результатом поклонения Иисусу в церкви. Никто бы не выдумал его; это была бескомпромиссная данность традиции, которую Евангелист должен был либо воспроизвести в том виде, в каком она существовала, либо оставить без упоминания.
Было бы разумно не использовать это высказывание в качестве основы для реконструкции внутренних чувств, которые испытал Иисус на кресте. Вопрос “для чего?” был задан, но остался без ответа. Тем не менее, есть некоторые теологи и психологи, которые взялись дать ответ, которого нет в летописи. Их примеру не следует следовать. По крайней мере, это должно быть сказано: если это трудное для понимания высказывание для читателя Евангелий, то труднее всего оно было для самого нашего Господа. Заверения, на которых мужчины и женщины Божьи в ветхозаветные времена опирались в вере, были не для него. “Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь”, - сказал псалмопевец (Пс. 33:20), но для Иисуса не явилось избавление.
Кажется несомненным, что эти слова цитируются из начала Псалма 21. Аргументы в пользу обратного неубедительны. Эти слова цитируются не из еврейского текста, а из арамейского пересказа.
... Читать дальше »