«И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах;
так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи»..
В записи Марка это высказывание находится между притчей о сеятеле (или притчей о четырёх почвах, как некоторые предпочитают её называть) и объяснением этой притчи. Притча, объяснение и высказывание, процитированные выше, все приписываются Самому Иисусу. Но если это высказывание означает то, что оно, по-видимому, означает, то Иисус говорит Своим ученикам, что цель Его использования притч состоит в том, чтобы Его слушатели в целом (те, кто не являются Его последователями) могли слышать Его, но не понимать Его; и трудно поверить, что это было так.
Матфей изменяет смысл, используя союз “потому что” вместо "так что": "Вот почему Я говорю им притчами, потому что видя, они не видят, и слыша, они не слышат, и не понимают" (Мф 13:13, RSV). Иными словами, поскольку широкая публика медленно понимала смысл учения Иисуса, Он воплотил его в притчах, чтобы сделать его более понятным. Таким образом, жесткость высказывания смягчается; легко принять, что Истина, воплощенная в притче, войдёт в скромные двери [Tennyson, In Memoriam, xxvi].
Лука 8:10 повторяет построение Марка с некоторыми сокращениями. Но в чём смысл конструкции Марка? Одно из предположений состоит в том, что это высказывание было полностью создано Марком. Притча, как говорят, была рассказана Иисусом; объяснение получило свою форму в первобытной церкви, но трудное высказывание - это собственный вклад Марка; оно выражает его точку зрения (или точку зрения школы мысли, к которой он принадлежал) о цели притч Иисуса. Но разве может быть и речи о том, что это высказывание представляет собой нечто, сказанное самим Иисусом?
Очевидно, что это высказывание является адаптацией текста Ветхого Завета, Исаии 6:9-10. Когда И
... Читать дальше »