Джонатан Велтон Красота Откровения (The Art of Revelation, 2017)
Часть 1. ОТКРОВЕНИЕ КАК КАРТИНА МАСТЕРА
Глава 1. РАССМАТРИВАЯ ШЕДЕВР
Я помню наше с женой первое посещение Парижа. Мы осмотрели все типичные туристические достопримечательности, в том числе знаменитый художественный музей Лувр. Этот музей и сам по себе - произведение искусства, так как это бывший дворец Наполеона Бонапарта. Когда я вспоминаю Лувр, на память приходит одно произведение искусства. А именно - массивная картина Наполеона верхом на лошади, посещающего фронт. Она называется «Наполеон на поле битвы в Эйлау». "От пола до потолка и от стены к стене эта картина изображала холодную и зверскую реальность смерти и войны."
Представим, что мы стоим вместе перед картиной Наполеона, но вы никогда не слышали о Наполеоне. Неожиданно, вы подходите очень близко к картине. Указывая на одно крошечное пятно цвета, вы спрашиваете: «Что это за пятно? Что оно значит? Что оно из себя представляет?"
В ответ, я осторожно оттягиваю вас обратно за руку к тому месту, где вы сможете правильно видеть всю картину. «Нет, - говорю я. «Чтобы понять картину, сначала нужно сделать шаг назад, а не вперед. Вы должны узнать, кем был Наполеон, какие войны вел, где они проходили и почему.
Подобно этому примеру, книга Откровения - прекрасное полотно образов и символов. Чтобы понять этот Шедевр, мы сначала должны отстраниться и посмотреть на произведение искусства целиком. Нам нужно увидеть общую картину. Но часто люди поступают как раз наоборот. Как и в нашем воображаемом посещении Лувра, они подходят слишком близко к картине и указывают на крошечные пятна различного цвета, требуя отстранённой от общей картины интерпретации этих частей.
Как тот, кто хотел бы объяснить это творение, я прошу, для начала, отступить и начать обозрение картины в целом. Затем я расскажу вам о Художнике, Который написал произведение, о том, почему Он написал его, и об историческом контексте, который окружал этого Художника и повлиял на то, как Он создал Свою картину. Нам нужно понять всё, что окружало создание картины, прежде чем мы приблизимся к деталям. Если мы не сделаем этого в первую очередь, наше понимание Откровения будет искажено личными предпочтениями. Вместо этого мы хотим, чтобы наша интерпретация формировалась из понимания того, что хотел Художник. Мы, скорее всего, поймем творение правильно, если сначала рассмотрим общий план. Первый шаг в понимании общей картины - знакомство с четырьмя основными взглядами интерпретации Откровения.
ЧЕТЫРЕ ВЗГЛЯДА НА ОТКРОВЕНИЕ
Изучая Книгу Откровения, люди обычно используют один из четырех основных методов толкования: идеализм, футуризм, историзм или претеризм. Каждый из этих методов интерпретации отвечает на четыре основных вопроса: когда, как, почему и где - и каждый по-своему. Чтобы понять эти подходы, давайте представим четырех экспертов по искусству, стоящих перед нашей большой старой картиной под названием «Книга Откровения», каждый из них прошел обучение в одной из этих четырех школ. Посетитель присоединяется к группе экспертов и начинает задавать вопросы в надежде понять картину.
Он начинает с первого вопроса: «Когда была написана эта картина?»
Претерист отвечает первым. «Вероятно, она была написана во времена правления Нерона, основываясь на пророчестве о семи царях, перечисленных в Откровении 17 главе. Она была написана в связи с грядущим разрушением Иерусалима в 70 году н.э., в качестве пророчества до этого события».
Затем идеалист, футурист и историцист одновременно вскрикивают: «Неважно, когда она была написана, - говорят они, - потому что содержание - пророческое. Картина, вероятно, описывает отдаленные события и таинственные символы.
Новичек же задает второй вопрос: «Как была написана картина?» «Какой подход использовал художник?»
Вновь претерист быстро отвечает: «Откровение было написано так же, как книги Иезекииля, Иеремии и Исаии, которые описывают первое разрушение Иерусалима в 586 году до нашей эры. Иоанн выбрал этот стиль, потому что он ясно показал бы аудитории, что речь идёт о предстоящем втором разрушении Иерусалима в 70 году"
Остальные эксперты кивнули в слабом согласии, а затем озвучили свои мнения. «Мы согласны с тем, что Откровение полно символики и изображений Ветхого Завета, но мы определенно не согласны с тем, что Иоанн написал это именно из-за разрушения храма в 70 году».
Идеалист добавляет: «Иоанн выбрал эти символы, чтобы указать на продолжающуюся духовную космических масштабов борьбу между царством тьмы и царством света, в которой свет в конечном счете побеждает».
«А я бы сказал, что Иоанн замаскировал всю историю церкви в таинственный символизм за столетия до того, как она раскроется - что-то уже раскрылось, а что-то продолжает раскрываться», - говорит историст.
Наконец, футурист высказывает свою точку зрения. «Я согласен, что в картине присутствуют символы и параллели Ветхого Завета, но я верю, что когда-нибудь все это будет иметь смысл, когда все эти события начнутся».
«Все это очень интересно, - говорит новичок. «Но почему же художник написал эту картину?»
На этот раз историцист ответил первым. «Иоанн был вынужден отобразить всю историю человечества в одном произведении искусства. Он рисовал ее перед всеми важнейшими предстоящими событиями, за столетия до них. Это всегда было сутью пророчества».
Футурист качает головой: «А я верю, что Иоанн был перенесен в видении в далекое будущее, и когда он вернулся из своего видения, он нарисовал все, чему он стал свидетелем о времени конца человеческой истории».
И после нескольких минут размышлений идеалист говорит: «Я не согласен с вами. Иоанн был очень мистическим человеком. Мы видим это по его странному Евангелию, которое так сильно отличается от остальных трех. Я считаю, что Иоанн хотел показать вселенскую борьбу и победу Иисуса во всём великолепии».
Наконец, говорит претерист. «Ребята, я продолжаю повторять, что ранняя церковь находилась в состоянии выживания под жестокими гонениями, и исходя из этого контекста Иоанн раскрывал всё так, чтобы послание было понято (Откровение 13:18) и было благословением (Откровение 1:3; 22:7) для тех, кто будет читать его. Если бы его картина была о далеком будущем или служила прообразом церковной истории, как бы это поддержало верующих? Я верю, что христиане первого столетия точно знали, что означает творение Иоанна».
"Окей, вижу, что вы не очень-то согласны друг с другом", - говорит новичок, хихикая. «Возможно, вы сможете дать мне ответ на последний вопрос: "Где была написана картина? К какой территории она относится?"
«Картина, - говорит идеалист, - представляет небеса и переполнена всеми духовными изображениями и компонентами, описывающими историю о битве между светом и тьмой».
«Я не согласен», - говорит футурист. «Место, упомянутое в картине, - это планета Земля в будущем».
Затем историст добавляет свою точку зрения. «Место не так важно, учитывая, что описанное картиной уже разворачивается и будет раскрываться со временем. Хотя, город с семью холмами, это, вероятно, Рим (Откровение 17:9), а Вавилон - это, вероятно, Римско-католическая церковь».
Претерист отвечает последним: «Числа, размеры, измерения и особенности, отраженные в картине - все имели очевидный смысл для христиан первого века. В образах, которые Иоанн использовал, чтобы передать послание целевой аудитории, было очень мало загадок. Только когда улеглась пыль церковной истории, эта картина стала более загадочной».
Остальные трое недоверчиво смотрят на претериста, который всегда, как кажется, предлагает самые необычные идеи. Наш новичок улыбается и благодарит своих друзей-экспертов. «Ясно, - говорит он, - есть четыре разных способа взглянуть на эту картину. Теперь мне придется решить, какой из них мне больше нравится».
Этот воображаемый диалог дает нам общее понимание каждой из этих точек зрения. В следующей главе мы более подробно рассмотрим четыре важных вопроса наблюдателя. Эти вопросы - ключ к тому, чтобы помочь нам увидеть общую картину Откровения.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Прим. автора. В претеризме есть три основных лагеря: 1. Претеризм Кика, основанный Марцеллом Дж. Киком, который учит, что большая часть Матфея 24 главы была исполнена к 70 году н.э. Этот лагерь не признает переход от ветхого завета к новому завету, который имел место в первом столетии.
2. Частичный претеризм, который является самым большим по численности сторонников. Они утверждают, что разрушение Иерусалима в 70 г. н.э. было в значительной степени переходом от Ветхого Завета к Новому Завету. Также они считают, что большинство пророчеств в Новом Завете исполнилось, но что Иисус окончательно вернется в нашем будущем.
3. Полный претеризм - малая группа сторонников, которая считает, что все пророчества Нового Завета были исполнены, включая окончательное возвращение Иисуса. В последние годы эта небольшая группа быстро развивалась благодаря присутствию в социальных сетях.
Я буду ссылаться только на Частичный Претеризм в содержании этой книги.
Продолжение
|