ОТЕЦ СЛАВЫ (Ефес. 1:17-19)
За последние годы молитва апостола Павла о ефесской церкви стала ключевой в моих личных ходатайствах. Сам Иисус в Своей Первосвященнической молитве, записанной в Иоанна 17, сказал, что настоящим значением вечной жизни является познание Отца и Иисуса Христа, Которого Отец послал, чтобы явить Его. Павел знал жизненно важную природу этого откровения и поэтому молился о том, чтобы Бог дал Ефесянам «Духа премудрости и откровения к познанию Его». Помолившись этой фразой многие сотни раз, я еще больше убедился, что это является самым важным переживанием человеческой жизни. Это суть спасения, которое происходит тогда, когда Дух Христов приходит к человеку, принося ему откровение о том, кто есть Бог как наш Небесный Отец. Всякое другое переживание обретает свой смысл и значение только в свете этого откровения.
В этой маленькой молитве, записанной в Ефесянам 1:17, присутствует Имя, описывающее Отца, которое просто захватывает мой дух. Он назван «Отцом славы». По мере того как я снова и снова размышлял над этой фразой, ее значение становилось для меня более глубоким, и в то же время более загадочным, более богатым, и в то же время необъяснимым. Я люблю просто произносить это Имя, снова и снова размышляя над ним, поклоняться Ему этой фразой, пытаясь найти сотни различных путей для выражения его сути. Я знаю по собственному опыту, что чем больше я размышляю о Его имени – Отец Славы, – тем больше раскрывается для меня его значение, и тем больше меня захватывает Его величие.
Именно так это и действует. Чем больше человек размышляет о природе и характере Бога, тем большим Он становится. Чем больше я думаю о Нем, тем больше Он ранит мое сердце желанием и стремлением знать Его еще больше. Его Имя содержит в себе могущество, оно наполнено исцеляющей и спасающей благодатью и способно утвердить на прочном основании всех тех, кто верует в Него. Давид, псалмопевец и великий царь Израиля, писал об этой динамике три тысячелетия назад, выводя на бумаге следующие слова:
Воспламенилось сердце мое во мне;
Пока я размышлял, возгорался огонь;
Тогда я произнес своим языком …
(Псалом 38:4, KJV)
Итак, в первой главе этой книги, которая посвящена удовольствию от размышления об Имени и характере Отца, мне кажется правильным и уместным начать с Его изумительного Имени – Отец Славы.
Что есть слава?
Сказав, что хорошо с этого начать, сразу же задам первый вопрос: «Как человек начинает говорить о славе Божьей?» «Слава» – это такой термин, который используется, в общем, для того, чтобы передать невыразимые аспекты Божьей красоты, величия и силы. Еврейской слово «кабод» лучше всего переводится как «вес» или «тяжесть» и выражает ту динамику, которая происходит тогда, когда авторитетная или красивая личность входит в комнату. Все сразу же начинают ощущать «вес» присутствия такого человека, и непроизвольно появляется чувство уважения, которое испытывают в своих сердцах все те, кто знают и почитают этого человека. Иногда нам встречаются такие люди, чье присутствие привлекает внимание всех без исключения независимо оттого, являются ли они личными знакомыми присутствующих или признаются ли они ими. Это то, что произошло в жизни царицы Савской, когда она посетила царя Соломона. Она слышала о его славе и величии, но никак не могла представить себе, насколько же он велик. Поэтому она поступила мудро и приехала сама, чтобы увидеть все собственными глазами. Когда царица увидела этого человека, Писание говорит, что «была она вне себя», и далее цитируются ее слова, которые она произнесла, впервые увидев Соломона:
И сказала царю: верно то, что я слышала в земле моей о делах твоих и о мудрости твоей, но я не верила словам о них, доколе не пришла и не увидела глазами своими. И вот, мне и вполовину не сказано о множестве мудрости твоей: ты превосходишь молву, какую я слышала. Блаженны люди твои, и блаженны сии слуги твои, всегда предстоящие пред тобою и слышащие мудрость твою! Да будет благословен Господь Бог твой, Который благоволил посадить тебя на престол Свой в царя у Господа Бога твоего. По любви Бога твоего к Израилю, чтоб утвердить его на веки, Он поставил тебя царем над ним – творить суд и правду. (2 Паралипоменон 9:5-8)
Эта женщина, хорошо знакомая с реальностью величия, оказалась не готовой к явлению величия Соломона. Она увидела его славу, вес его личности и присутствия, великолепие его мудрости, и у нее перехватило дух. Ей не оставалось ничего другого, кроме как положить все свои богатства перед ним, почитая его как великого и мудрого, стоящего выше всех остальных, уступая его власти. Вот что происходит с человеком, который оказывается лицом к лицу со славой. Мы теряем себя, когда встречаемся с ней, так как это открывает наши сердца к тому факту, что существует большая реальность, чем мы сами, – та, которой мы обязаны всем.
Если такой была реакция царицы на земного человека, то насколько больше мы потеряемся, если окажемся перед Тем, Кого называют «Отцом славы»! Подобно Исаии, который вошел в Присутствие Господне во время поклонения, мы неожиданно оказываемся в Божьем Присутствии. В такие моменты Он всего лишь чуть-чуть повышает напряжение, и все, что мы можем делать, – это дрожать и плакать из-за прикосновения Его руки где-то глубоко внутри нашей души. Я вспоминаю один такой случай, который произошел весной 2003 года. В то время я находился на конференции в г. Рутланд, штат Вермонт, в Доме Поклонения, и по расписанию должен был проповедовать на первом собрании этой конференции. У меня было четкое представление о том, о чем я собирался учить, и так как я очень люблю говорить о Господе, мне не терпелось поскорее приступить к делу. Но во время молитвы перед началом собрания Дух Святой позволил лишь немного усилиться нашему ощущению Его Присутствия. Мои эмоции стали подниматься на поверхность, так как я люблю переживать Его непосредственную близость даже больше, чем говорить о ней. Когда мы молились и поклонялись, вес славы увеличился, и я попросту начал в ней растворяться. Это продолжалось и на собрании. Поэтому, когда настало мое время проповедовать, я был настолько захвачен этой славой, что мне абсолютно нечего было сказать. Срывающимся голосом я просто поделился тем, что происходило со мной в присутствии Его славы, Его красоты и благости.
Я пристрастился к подобному роду переживаний. Я люблю – нет, я отчаянно жажду Присутствия Господа, так как именно в Его Присутствии, в непосредственном Его прикосновении к моему сердцу я знаю, кто я есть. В переживании Его удовольствия от меня я осознаю, подобно царице Савской, что есть Тот, Кому я обязан всем, кто я есть и что я имею.
Покажи мне славу Свою
Благодаря той радости и удовольствию, которые содержатся в подобных переживаниях Божьего присутствия, мы обнаруживаем, что нас все больше и больше тянет в то место, где мы можем узнать Его лучше. Как я уже сказал, можно пристраститься к Присутствию Господа, и мы сотворены таким образом, чтобы быть захваченными этим пристрастием. Бог не создавал нас для скучной и беспутной жизни, в которой можно быть удовлетворенным незначительными удовольствиями временных вещей. Мы были созданы для жизни в радости и наслаждении, в упоении и насыщении Его красотой и благостью. Мы были сотворены для того, чтобы быть захваченными Божьим сердцем и быть влюбленными в Того, Кто безудержно любит нас. Из-за того, что я уверовал в это всем своим сердцем, на сегодняшний день я являюсь неисправимым искателем удовольствий. Местом, где это стремление к наслаждению удовлетворяется наиболее полно, является Присутствие Господа.
Меня впечатляет желание сердца Моисея, которое явлено нам в Исходе 33 и 34. Этот смиренный муж осмелился попросить сильного и великого Бога явить Себя ему. Мы видим, что Моисей был неотступен и отказался принимать «нет» в качестве ответа. Его переполняло жгучее желание познать Бога, понять Его пути и увидеть Его славу. Это ненасытное желание было угодно Богу, Чье сердце является сердцем пылкого романтика. Как любой истинный возлюбленный, Бог желает быть желанным, и те, кто ищут Его со страстным сердцем, получают полное удовлетворение. Моисей взывал к Богу: «Покажи мне славу Твою». Бог неба и земли, что есть такого, что делает Твое Присутствие таким захватывающим? В чем состоит суть Твоей красоты, о которой небеса поют день и ночь, разнося свое послание по всей земле так, что его невозможно не услышать, чтобы каждый, кто имеет жаждущее сердце, мог взыскать Тебя и найти Тебя? Покажи мне, кто Ты есть, так как те маленькие намеки, которые Ты давал мне до сегодняшнего дня, лишь волнуют мою кровь щемящим сердце желанием познать Тебя больше.
Богу был угоден крик сердца Его слуги, который становился Его другом. Он готовил Моисея определенным образом – так как увидеть Бога означало умереть; так или иначе все изменяется – и Бог сделал так, что Его характер был явлен Моисею самым невероятным образом. Посмотрите на слова самого Моисея, которыми он описывает это событие:
И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы. И прошел Господь пред лицом его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода. (Исход 34:5-7)
Моисей искал откровения о Божьей славе, которая делает Его прекрасным и желанным. Ответом Господа на это желание было провозглашение Его Имени «Иегова» и Его характера как чрезвычайно благого, доброго и милостивого. В этих словах содержится такая непреодолимая благость, такая доброта, на которую невозможно не ответить, и которая побуждает нас приближаться к Нему и все лучше познавать Его. Яхве, Бог Сущий, Который является Тем, Кем Он есть, просто-напросто не может лгать ни по какому поводу, а особенно о Себе Самом. Этот Бог говорит, что Он настолько милостив и милосерд к людям, что я не могу перед этим устоять, и мое сердце отзывается точно так же, как у Моисея:
Моисей тотчас пал на землю и поклонился Богу и сказал: если я приобрел благоволение в очах Твоих, Владыка, то да пойдет Владыка посреди нас; ибо народ сей жестоковыен; прости беззакония наши и грехи наши и сделай нас наследием Твоим. (Исход 34:8-9)
Это та часть, которая потрясает меня, когда я это читаю! То заключение, к которому пришел Моисей в результате этого переживания славы Божьей, состояло в том, что каким-то образом он знал, что это была его судьба и судьба тех людей, вождем которых он был, – быть наследием Самого Бога! Молитва Павла в Ефесянам 1, с которой я начал эту главу, сосредоточена на том, чтобы мы пришли к познанию этой невообразимой реальности: Бог имеет наследие в святых. Подумайте об этом! Этот Бог, этот несравненный Отец славы и благости, имеет наследие, и этим наследием являются люди! Человеческие существа с бородавками, и все они являются такими созданиями, которые пленяют сердце Бога, как наши сердца захвачены Им. Являясь Отцом всего, Бог желает, чтобы мы были Его наследием, тем, что удовлетворяет и наполняет Его сердце.
Для меня непостижимо то, что несотворенный Бог вообще мог пожелать Себе людей, таких слабых созданий! Еще более невероятно то, что Его желанием является представить нас, таких немощных, Своему драгоценному Сыну Иисусу. Мы должны быть даром достойной пары, такой Невестой, которая будет совершенной помощницей, подходящей Его совершенному Сыну. Отец славы проявляет к нам доброту и милость самого Своего естества, чтобы очистить и приготовить нас для того, чтобы мы были Его Собственным наследием. Мы становимся вечной и славной Невестой Христовой, полнотой Того, Кто наполняет все во всем.
продолжение (часть 2)
|