Это произошло не только благодаря миссионерам с Запада, говорит австралийский богослов с острова Тонга |
Зарубежные христианские миссионеры добились большего успеха в Океании — регионе, охватывающем Тихоокеанские острова, Австралию, Папуа-Новую Гвинею и Новую Зеландию, - чем где-либо ещё в мире.
В частности, жители Тихоокеанских островов (к которым относятся Фиджи, Папуа-Новая Гвинея, Самоа, Вануату, Тонга и другие) были восприимчивы к Евангелию, потому что “твёрдая вера их предков в божественное присутствие и загробную жизнь сделала их очень открытыми для христианской веры”, - написала журналистка Жаклин Райл в справочном издании "Христианство в Океании" за 2021 год.
Австралийский богослов с острова Тонга Каталина Тахафе-Уильямс говорит, что её исследование показывает то же самое: рост христианства в регионе произошёл не благодаря белым европейцам, а скорее благодаря миссионерам из числа коренных народов, которые перевели христианство так, чтобы оно было понятно местным жителям.
Тахафе-Уильямс, живущая в Сиднее, была соредактором книги из числа коренных народов вместе с известными мировыми исследователями христианства Кеннетом Р. Россом и Тоддом М. Джонсоном.
“Нашей целью было привлечь писателей из числа коренных народов со всего региона для участия в работе над этой книгой”, - пояснила она. “Моей задачей было установить контакт с потенциальными авторами, теологами, лидерами и членами церквей с Тихоокеанских островов ... Мы были полны решимости найти, как бы сложно это ни было, авторов, которые были бы частью этой конкретной культуры, тем самым сделав работу очень аутентичной”.
Редактор CT Global books Гитанджали Таппс поговорила с Тахафи-Уильямс о том, почему христианство процветало на островах Тихого океана, как миграционные процессы повлияли на церковь и почему этот регион не должен быть примером для подражания в вопросах изменения климата.
Как христианство появилось на островах Тихого океана?
Протестантские миссионеры прибыли на Тихоокеанские острова в 1700-х и 1800-х годах. Они добились огромного успеха в евангелизации благодаря "Лондонскому миссионерскому обществу", которое основало школы и подготовило пасторов на Самоа и островах Кука. В Тонге наибольшего успеха добились методистские миссионеры; на Самоа доминировали конгрегационалисты и пресвитериане.
Первоначальный успех христианство получило на Таити, который является частью Французской Полинезии, хотя местные жители до сих пор предпочитают первоначальное название Маохи-Нуи. Там миссионеры не только обращали местных жителей, но и снаряжали их, чтобы они могли нести Евангелие на другие острова. Успеху местных миссионеров способствовал их статус коренных жителей Тихоокеанских островов.
Отличалась ли колонизация Тихоокеанских островов от других стран мира?
Мы - небольшие островные государства с минимальными природными ресурсами. У нас красивые пейзажи, изобилие плодородной почвы, продуктов питания и материалов для строительства домов. Но у нас нет ценных минералов. Таким образом, у европейцев не было экономического интереса к Океании, за исключением Австралии и Новой Зеландии.
В результате острова Тихого океана были колонизированы скорее по религиозным, чем по политическим или экономическим причинам. Я считаю, что этот факт объясняет, почему мы до сих пор на 90 процентов христиане.
Во что верили островитяне до появления христиан и как взаимодействовали христианство и местные культуры?
Тихоокеанские острова подразделяются на три основные группы: Микронезию, Меланезию и Полинезию. Все эти культуры, как и другие общины коренных народов, имели свои собственные традиционные религии до появления христианства.
Верования коренных народов были тесно связаны с природой, сушей, океаном и самой землёй. Например, представление о божественном как о Матери-Земле является неотъемлемой частью духовности и религий коренных народов Тихоокеанского региона.
Конечно, с приходом христианства во многих случаях происходили столкновения. Например, акцент этой веры на индивидуальном грехе и спасении был и остаётся противоречащим коллективному существованию нашей культуры. Однако в конечном счёте успех христианства в Океании был беспрецедентным.
Расскажите о том, как островитяне восприняли христианство в контексте и сделали его своим собственным.
Взяв в качестве примера мой родной остров Тонга, я вижу некоторые пережитки нашей традиционной религии в том, как мы понимаем христианство, потому что некоторые из наших мифов и легенд содержат истории о самопожертвовании - отдаче своей жизни за друзей, семью и любимых. Эти легенды, по сути, были перенесены на Иисуса Христа. Когда история Иисуса рассказывалась в таких выражениях, её было легко понять и соотнести с контекстом.
Сегодня мы по-прежнему рассказываем традиционные истории, но строго в рамках культурных церемоний. Наша духовная вера полностью основана на Евангелии. Но я верю, что некоторые из ценностей, на которых я была воспитана и которые мы сейчас считаем нормативно христианскими, такие как человеческое достоинство, справедливость, сострадание, надежда и мир, также были теми ценностями, которые мои предки воплощали в жизнь на практике.
Повлияло ли каким-либо образом христианство на социальные структуры региона?
На островах Тихого океана нет чёткой границы между могущественной знатью или вождями и простыми людьми, потому что у нас очень тесная структура родства. Людям, находящимся наверху, было гораздо труднее оскорблять людей, находящихся внизу, потому что они бы оскорбляли людей, с которыми они связаны родственными узами.
Когда появились христианские миссионеры, это не устранило социальное разделение, а усугубило его, отчасти из-за конкуренции между методистами, пресвитерианами, римско-католиками и другими группами. При наличии межплеменной напряжённости миссионеры иногда намеренно играли на этих глубинных конфликтах, поскольку это давало им рычаги воздействия на определённые группы.
Я приписываю успех христианства нашей знати и нашему народу, которые были глубоко духовными и уважительными людьми. Они нашли способы примирить и объединить свой народ, чтобы он мог принимать западных миссионеров, предотвращая при этом гражданские войны и беспорядки из-за религии.
А как насчёт прав женщин? Внесли ли христиане свой вклад в их продвижение здесь?
Я бы не стала отрицать, что христианство в какой-то мере способствовало продвижению прав женщин, но в значительной степени органичные изменения произошли благодаря нашей культуре.
Миссионеры пришли со своими западными, викторианскими, патриархальными ценностями и сформировали у местных жителей такое мышление. Но женщины пользуются очень большим уважением и занимают очень высокое положение в нашей структуре родства, и это проявляется в некоторых культурных обычаях, которые мы до сих пор продолжаем применять в наших церемониях. У нас были женщины-монархи и женщины-вожди.
Мне кажется, что священность женственности в моей тонганской культуре с годами принижалась из-за нашей открытости западному влиянию. Те из нас, кто знаком с историей этой культуры, вынуждены критиковать западные идеи и отучаться от них. Если бы мы могли более полно интегрировать наше культурное понимание и мировоззрение с западным влиянием, которое пришло с христианством, я думаю, на многих тихоокеанских островах женщины были бы посвящены в сан раньше.
С точки зрения современных проблем, как миграционные процессы на Тихоокеанские острова и из них влияют на церковь прямо сейчас?
Миграция на Тихоокеанские острова носит переходный характер, когда люди приезжают для служения или работы. Они приезжают только на ограниченное время, а затем возвращаются на Запад.
Всё больше жителей Тихоокеанских островов стремятся попасть в западные страны. За границей живёт больше тонганцев, чем в самой Тонге. Но некоторые пожилые эмигранты испытывают ностальгию по своей родине и возвращаются, чтобы выйти на пенсию или, по крайней мере, на продолжительное время побыть со своими семьями.
Церковь в Тонге, откуда я родом, продолжает процветать. Когда я приезжаю туда, мне нравится видеть, насколько активно молодое поколение принимает участие в жизни церкви. Старшее поколение активно заботится о том, чтобы молодые люди приобщались к вере и духовности.
Одним из самых противоречивых событий в Океании, последствия которого сохраняются и по сей день, стало то, что после окончания Второй мировой войны Соединённые Штаты, Франция и Великобритания использовали Микронезию в качестве учебной мишени для ядерных испытаний. Это привело к насильственному перемещению жителей Маршалловых островов, Кирибати и других стран, а когда люди вернулись в свои дома на островах, многие заболели от радиационного облучения. Где была церковь во время этого кризиса?
Ядерное вооружение и его распространение были частью политической повестки дня таких стран, как Франция и США. Многие из нас, жителей других островов, не были в курсе того, что эти страны претендовали на Микронезию и обладали ею для проведения ядерных испытаний, пока такие страны, как Новая Зеландия, не привлекли к этому внимание на мировой арене.
В это время островные государства Тихого океана начали мобилизовывать свои усилия. Церкви принимали активное участие в этих усилиях из-за очень тесной связи между церковью и государством в регионе. Церкви были очень активны в попытках найти способы борьбы с ядерными испытаниями. Они боролись за то, чтобы их голоса были услышаны в политических дебатах и на других аренах.
Но Микронезия была не единственным пострадавшим регионом Океании. Западные страны также проводили ядерные испытания на Таити, одном из крупнейших островных государств Французской Полинезии. Франция полностью финансировала правительство Таити и бросала деньги на ветер, пытаясь скрыть ущерб, который они наносили, а также ужасные болезни и уродства нарождённых младенцев.
Западные страны очень сильны своими ресурсами и военной мощью. Им многое сходило с рук, и они продолжают это делать по сей день.
Считаете ли вы, что привилегии Запада также присутствуют в дискуссиях о смягчении последствий изменения климата в вашем регионе?
В последнее время во многих глобальных экуменических и социально-политических кругах все больше внимания уделяется региону Океании-Тихоокеанскому региону, который сталкивается с изменением климата.
Работая во Всемирном совете церквей в Женеве, я была прекрасно осведомлена о том, что жители Тихоокеанских островов добиваются привлечения внимания к проблемам изменения климата в церквях и экуменических кругах, а также в политических кругах, таких как Организация Объединённых Наций. Однако стало слишком просто использовать жителей Тихоокеанских островов в качестве свидетелей изменения климата и его последствий, вместо того чтобы сказать, что это проблема для всех нас, и мы должны действовать сообща и противостоять ей.
Чтобы справиться с экологическими проблемами, связанными с выбросами углекислого газа, Тихоокеанским островам нужны ресурсы, которых у них нет. Они должны получать ресурсы, которые помогут справиться с последствиями изменения климата, учитывая, что они в основном являются его жертвами, а не причиной.
Когда западные ресурсы сопровождаются таким настроем — “У нас есть ответы, и вы должны просто нас выслушать”, — местные жители лишены возможности использовать то, что они уже знают об устойчивом образе жизни, и предлагать эти знания жителям Запада в качестве ресурсов.
Жители Тихоокеанских островов, как и все коренные народы по всему миру, всё ещё могут опираться на свои многовековые знания о том, как жить в гармонии с природой, сушей и океаном. Покровительственный и символический акцент на ресурсах, поступающих с Запада, затушёвывает знания местных жителей о контексте и передовой практике устойчивого образа жизни, так что вместо того, чтобы развивать такие дары и навыки, связанные с контекстом, для противодействия последствиям изменения климата, поощряются продолжающиеся колониальные отношения зависимости.
|