Что сразу же поражает нас в Филиппийцам 3:4-6, так это чувство превосходства, которое оно, по-видимому, передаёт, наряду с возвышенными заявлениями о моральном и религиозном совершенстве. Тон этого заявления кажется каким-то неподобающим для “апостола язычников”. Разве Павел не говорил ранее в том же письме, что дух, подобный Христову, побуждает человека считать других лучше, чем самого себя (Флп. 2:3)? И разве это не тот же самый апостол, который вложил много своей энергии в то, чтобы показать, что хвастовство человеческими достижениями — даже в религиозной практике и нравственной праведности — является препятствием для отношений с Богом? Что касается утверждения о безупречности Моисеева закона, разве он также не потратил много сил, доказывая, что совершенство по закону невозможно, что “все согрешили и лишены славы Божией” (Рим. 3:23)?
Ситуация, рассмотренная в этом тексте, а также в двух других посланиях, где прослеживается схожий тон (2 Кор. 10-12; Гал. 1-3), показывает, что Павел вовлечён в полемическую ситуацию, когда он ведёт полемику с оппонентами, чьи учения или ответы на апостольский авторитет Павла угрожают жизни общины или целостности его евангелия. Полемическую риторику часто характеризует ирония или гипербола, а то и то и другое вместе. Одна сторона аргументации преувеличивается, чтобы показать абсурдность или ошибку другой стороны. Или же оппоненты и их позиция выставляются в самом невыгодном свете, чтобы донести до вас суть спора.
Эти риторические литературные приёмы объясняют оттенок превосходства, переданный в этом тексте. Павел выступает либо против иудействующих — тех иудео-христиан, которые продолжали требовать, чтобы как иудеи, так и христиане-язычники соблюдали обряд обрезания и ритуальный закон, – либо против представителей синагоги, которые с самого начала выступали против провозглашения Павла в Македонии (см. Деяния 16
... Читать дальше »