Филиппийцам 2:12 кажется трудным только тогда, когда мы не воспринимаем его в контексте всего остального, что Павел говорит о Божьей работе искупления и нашем участии в этой работе. Конечно, со времён Реформации, когда суть Евангелия от Павла была выражена в радостном провозглашении sola gratia, sola fide (“только по благодати, только по вере”), всё, что хотя бы намекает на “праведность по делам” или “спасение по делам”, вызывает подозрения. И именно это часто вызывает беспокойство у верующих, когда они читают эти стихи.
Внимательный взгляд на учение Павла обо всех аспектах Божьей искупительной работы во Христе показывает, что спасение не основано на накопленных заслугах нашего благочестия и добрых делах. Нет, спасение - это дело Божье от начала до конца. Он устанавливает, поддерживает и завершает его. Однако мы, люди, объекты этой божественной деятельности, не являемся роботами, управляемыми кнопками. Мы - создания, созданные по образу Божьему (Быт. 1:26-27), призванные с верой и любовью откликаться на призыв Творца и активно участвовать в Его замыслах. Именно эта двойная перспектива божественного действия и человеческого отклика и участия рассматривается в этом тексте.
Основная мысль послания Павла, многократно повторяемая в его трудах, наиболее кратко и красноречиво изложена в Ефесянам 2:8-9: “Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился”. Значение этого слова однозначно; здесь нет никаких условий (таких как “если... то”). То, что Бог обращается к нам с безусловной любовью (Рим. 5:8), - это сама благодать. Мы этого не заслуживаем и не зарабатываем, и поэтому не можем ставить это себе в заслугу (“чтобы никто не хвалился”). Глагол “вы спасены” употреблён в совершенном виде и страдательном залоге, что означает, что действие исходит извне нас самих и что это одновременно и завершенн
... Читать дальше »