Люди с ограниченными интеллектуальными возможностями могут иметь хорошую духовную жизнь. Учимся ли мы у них?
Каждое воскресенье днём мы с дочерью присоединяемся к Zoom с её подругой и её мамой, которые живут в нескольких часах езды отсюда, — это особое время, которое мы стали называть “Беседой с Богом”.
У моей 17-летней дочери Пенни и её 18-летней подруги Рейчел синдром Дауна. Некоторое время назад Рейчел заметила, что мы молимся перед едой, и спросила, может ли она присоединиться к нам. Это привело к нескольким разговорам о том, каково это - следовать за Иисусом. И в конце концов, как рассказала мне Джинни, мать Рейчел, несколько недель спустя, каждый вечер Рейчел стала протягивать руки и говорить: “Спасибо Тебе, Боже, за то, что мы у Тебя есть”.
Именно тогда мы вчетвером решили начать читать Библию - сборник рассказов об Иисусе вместе через Zoom. В нашем первом чате я спросила девочек, какими видит нас Бог, и Рейчел без колебаний ответила: “Бог просто безумно любит нас”. Истина о Божьей любви и радушии, казалось, проникла в её существо, как будто мы просто облекли в слова то, что она подсознательно знала всё это время.
Мне 46 лет, я женщина со степенью магистра богословия и дипломом пастора, и каждую неделю я узнаю что-то новое, читая и молясь с Пенни и Рэйчел. Они научили меня более широкому способу встречи с Богом через Библию.
Я думаю о том времени, когда Пенни спрятала лицо, когда мы перешли от истории о Распятии к Воскресению, потому что, по её словам, она не хотела раскрывать “лучшую часть”. Или когда мы читали об Иисусе, спящем в лодке во время шторма, Рэйчел связала хаос бушующих вод моря с фараоном в Египте и змеей в Саду.
В то время я случайно услышала подкаст с Тимом Макки из the BibleProject, который подчеркнул духовную проницательность Рэйчел, когда она увидела змею, Фараона и море как символы хаоса.
Макки упомянул, что у большинства жителей Запада не очень развито символическое воображение. Выросшая и обученная в рамках аналитической экзегетики, я знакома с историческим контекстом Библии и её герменевтическими и теологическими истинами. Рационалистическое мышление как помогает, так и препятствует нашему чтению Библии. Но при таком подходе могут быть упущены некоторые из наиболее интуитивных способов подхода к Библии, и я не смогу установить такого рода связи.
Я благодарна Пенни и Рейчел за то, что они развили во мне способность понимать эмоциональную и символическую силу слов на странице.
Я помню, как в первые дни жизни Пенни один друга сказал мне: “Я не могу дождаться, когда увижу служение, которое будет у Пенни”. Мне и в голову не приходило, что у Пенни будет своё собственное служение. Его слова помогли мне увидеть её дары, а не только её потребности по мере того, как она росла.
Но “Беседа с Богом” с Пенни и Рейчел помогла мне осознать, что их духовная жизнь сама по себе является даром. Хотя я могу определить пути и места, где эти две девушки могли бы служить другим, я также могу просто получать благодать, истину и мудрость от того, кто они есть.
Мой опыт общения с Пенни и Рейчел заставил меня задуматься о духовной жизни других людей с нарушениями интеллекта или развития. Итак, я решила взять интервью у нескольких других людей с синдромом Дауна, аутизмом и подобными состояниями.
Рейчел и Пенни
У меня состоялся короткий телефонный разговор с Марси Лесесн, 54-летней женщиной, живущей в Дареме, Северная Каролина. У Марси атаксия, которая в её случае включает умственную отсталость. Я слышала, что Марси любит молиться и читать Библию, и мне захотелось спросить её об этом. Хотя я не получила связной истории или описания её духовного опыта, Марси рассказала мне фрагменты своей жизни: что она попала в аварию и пользуется ходунками, что ей нужно уповать на Господа, что она не получила ответов на молитвы, что она чувствует беспокойство и что она хочет исцеления.
Я также встретилась в Zoom с Джошем Кэтлином, 42-летним мужчиной с двойным диагнозом синдрома Дауна и аутизма. Он сказал мне, что чувствует себя хорошо, когда читает Библию, и пока мы разговаривали, Джош прочитал мне из Исайи, Псалмов и Матфея.
Примерно так Джош описал свою духовную жизнь, а затем члены его семьи помогли дополнить остальную часть картины. По словам его отца Пита, единственная книга, которую читает Джош, - это Библия, и он читает её ежедневно с преданностью и страстью. Он описал, как вошел в комнату Джоша и застал его с поднятыми руками в позе поклонения.
В конце нашего разговора его брат Скотт сказал: “Джош - самый духовный человек. Скотт спросил меня, знаю ли я отрывок из Притчей 3:5-6 о том, кто во всем полагается на Господа. Он продолжил: “Джош - олицетворение этого. Его пути прямы”.
Я начала осознавать, насколько сложно для меня сформулировать что-то истинное о духовной жизни людей с ограниченными интеллектуальными возможностями - и передать эти истины их собственными словами. Многие выражают себя минимумом произносимых слов, если таковые вообще имеются. И даже среди тех, кто мог общаться устно, попросить их поразмыслить и облечь в слова их жизненный опыт в Zoom было практически невозможно. Онлайн-интервью не предполагали, что я смогу предложить цитируемые предложения или краткие объяснения.
Я позвонила Джону Суинтону, автору книги "Как стать друзьями времени" и профессору теологии Абердинского университета, который помог мне разобраться в корне этой проблемы. Он объяснил, что трудность с попытками собрать подобные истории заключается в том, что мы рискуем навязать или спроецировать смысл на опыт других. И всё же мы также рискуем отрицать или игнорировать этот опыт, если вообще не попытаемся его передать.
Суинтон предположил, что лучший способ узнать о духовной жизни других людей — особенно когда они не могут использовать слова для передачи своего опыта — это сформировать то, что он называет “повествовательными сообществами”. Мы можем навязывать или проецировать неверный смысл, но мы можем вместе свидетельствовать о жизни Духа среди нас, когда рассказываем историю Божьей деятельности в обществе.
Суинтон и другие лидеры теологии инвалидности также указывают на то, что разговорный язык - не единственный способ, которым мы можем сообщать о своей духовной жизни. Павел даже пишет, что Дух Божий без слов воздыхает за нас (Рим. 8:26). Каким образом мы могли бы воспринимать бессловесные стоны наших собратьев-людей как выражение глубокого знания Божьего Духа?
Я поняла, что не могу рассказать очень много о духовной жизни Марси и Джоша, по крайней мере частично, потому что я не живу в сообществе с ними. Истина, которую я могу предложить, исходит не только от них, но и от окружающих их людей, которые могут поделиться своим опытом совместной жизни.
Большинство из нас живут в помещениях (и совершают богослужения в церквях), изолированных от людей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Даже в церквях, которые намеренно включают людей с ОИВ, их часто помещают в специальные программы, а не приветствуют как полноправных участников церкви.
Другими словами, большинство из нас не образуют нарративных сообществ, которые принимают и отражают дары и способности, предлагаемые людьми, которые являются нейродивергентными или невербальными. Проблема не в ограничениях вербального или интеллектуального самовыражения, а в ограничениях наших взаимоотношений.
Для мня дар находиться в обществе Пенни и Рейчел, а также других людей с ограниченными интеллектуальными возможностями, которые являются членами нашей собственной поместной церкви. Знакомство с ними, а также наблюдение за их духовным ростом расширили мое осознание нежной заботы и любящей доброты Бога.
Они предложили мне простые выражения веры. Они бросили мне вызов жить в любви. И они помогли мне понять, что я не могу писать о даре их духовной жизни, пока не узнаю их близко — знание гораздо более глубокое, чем может позволить 30-минутный телефонный разговор или звонок в Zoom.
Такие отношения возникнут только тогда, когда поместные церкви будут искать семьи и отдельных лиц, страдающих инвалидностью, и “убедить прийти” (Луки 14:23) — с позиции восприимчивости и веры в то, что они являются равными и важнейшими членами тела Христова.
В своей проповеди на 1 Коринфянам 12 — отрывок, где Павел говорит, что Бог даровал больше почестей тем частям тела, которые мы считаем более слабыми, — теолог-инвалид Джилл Харшоу говорит о нашей необходимости признать значимость всех членов тела Христова: “Что, если мы исключили себя из царственный способ служения церкви? Что, если нам нужно, чтобы [люди с ограниченными возможностями] включили нас?”
Иисус предвосхищает вопросы Харшоу, когда Его приглашают на ужин в дом “начальников фарисейских” (Луки 14), который должен быть праздничным. Как только Иисус садится — среди группы других религиозных людей — Он начинает критиковать всех присутствующих. Он говорит другим гостям, что они выбрали неправильные места, и Он говорит хозяину, что тот пригласил не тех людей.
Иисус призывает хозяина пригласить “бедных, увечных, хромых, слепых”. Далее Он изображает Царство Божье как трапезу, на которой тем, кто, скорее всего, будет исключен из наших религиозных общин, вместо этого предлагается намеренное приглашение занять место в центре этих общин.
Религиозная элита во времена Иисуса не осознавала важности совместного принятия субботней трапезы с теми, кто находился на периферии их социальных групп. Точно так же многие верующие сегодня не в состоянии признать красоту, любовь и свидетельство людей с ограниченными интеллектуальными возможностями в своих поместных церквях.
Нам нужны именно эти люди за нашим столом. С ними и через них мы все сможем лучше ощутить безграничное гостеприимство Божьей любви.