Призыв ‘проснуться’ спустя 50 лет после Пробуждения Барио в Малайзии
Пробуждение распространилось из маленькой деревни в 1973 году. Его влияние ощущается и по сей день
Однажды октябрьским днём 1973 года мой брат стоял перед дюжиной учащихся средней школы в Барио, отдалённой деревне в Сараваке, Малайзия. В слезах 23-летний Соломон Булан объявил о своей отставке с поста советника школьного межхристианского студенческого братства, признавшись, что чувствует себя недостойным руководить группой. Он считал себя лицемером, которому не хватает личных убеждений и отношений с Богом. Он чувствовал отвращение и стыд за свой образ жизни, связанный с выпивкой и вечеринками, и изо всех сил старался подражать тому, что проповедовал студентам.
В конце собрания этот обычно робкий студент внезапно расплакался, поскольку он также попросил прощения у своих друзей за свои проступки и признался в своих грехах. Другой студент подал голос, затем ещё и ещё, пока вся комната не наполнилась криками раскаяния.
“Их крики были пронзительными, они молили Бога о пощаде, в то время как другие ходили вокруг, обнимая своих друзей, когда те признавались друг другу в своих грехах, прося прощения, и всё это среди безудержных слёз”, - позже написал Булан в книге, которую мы опубликовали вместе в 2004 году. “Массовое излияние продолжалось не менее 45 минут”.
На следующей неделе пробуждение достигло начальной школы Барио, где я учился в третьем классе. Я помню, как старшие ученики умоляли своих одноклассников: “Пожалуйста, простите меня. Иисус скоро придёт! Давайте простим друг друга и покаемся”.
С таких скромных начинаний началось пробуждение Барио в 1973 году, которое распространилось по различным деревням нашего коренного племени келабит и в соседние племена и общины. Покаяние, примирение и восстановление радикально изменили взгляд общины на Бога и церковь, что привело к немедленному культурному сдвигу.
Это также положило начало четырём волнам пробуждений в течение следующих 11 лет. Более 50 лет спустя плоды пробуждения всё ещё очевидны в Барио и других племенных общинах. Это также внесло значительный вклад в рост малазийской церкви — Евангелическая миссия Борнео, известная в местном масштабе как Сиданг Инджил Борнео (SIB), сегодня является одной из крупнейших евангельских деноминаций в стране.
“Эти события могли быть только сверхъестественными и делами нашего Бога”, - написал Осарт Джаллонг, один из 12 студентов, присутствовавших на собрании, в 40-ю годовщину пробуждения. “Мы были простыми кампонгскими (деревенскими) мальчиками, которые очень мало знали о делах Божьих. Я был робким и, по своей природе, не осмеливался выступать перед большой толпой людей. Но в то время мы никого не боялись и могли говорить и молиться за любого. Только Бог мог дать нам такое мужество и такие слова, чтобы говорить!”
Изменённый Барио
Барио расположен в самой отдаленной части высокогорья Келабит в северном Сараваке на острове Борнео, который разделяют три страны: Малайзия, Индонезия и Бруней. Барио является домом для сплоченного народа келабит. Австралийский миссионер Чарльз Хадсон Саутвелл, основатель Евангелической миссии Борнео, сообщил о первом известном обращении среди этого небольшого племени (тогда насчитывавшего 5000 человек) в январе 1940 года. В 1943 году Арис Доемат из Китайского миссионерского альянса (CMA) в Сурабае, Индонезия, посетил высокогорные деревни, и келабиты в Барио массово обратились в христианство. Миссионеры также построили первые школы в деревне. Введение формального образования расширило опыт келабитов по освобождению от угнетающих ритуалов и контролю над злыми духами.
Со временем, когда выросло новое поколение, утвердился номинализм. Повзрослев, я научился молиться перед едой, купанием, сном и походом в школу. Но когда пришло пробуждение, чувство страха Божьего и Его святости стало всепроникающим. Я помню, как ежедневно исповедовался Богу в своих грехах. Я желал быть в Его присутствии и всё время искал чудесных знаков Его присутствия. Мы с друзьями посещали молитвенные собрания и службы для взрослых, когда могли, и даже проводили свои собственные молитвенные собрания. Мы часто молились, чтобы у нас были видения Бога. Однажды ночью я встретилась с Богом, который заверил меня, что Он всегда будет рядом, чтобы защитить меня, как наседка.
Окружавших меня жителей деревни охватило глубокое осознание Божьей святости. Они перестали пить и курить. Они крестились и раскаялись в таких грехах, как гордыня, ложь, прелюбодеяние, колдовство. Некоторые вернули украденное и щедро пожертвовали церкви. Один мужчина признался в убийстве. Тем не менее, из-за преобладающего убеждения прощать все грехи преступникам не грозило уголовное преследование. Дух примирения среди жителей деревни был настолько силён, что все дела, находящиеся на рассмотрении суда, были разрешены, и в течение ряда лет судам было нечем заняться.
Несмотря на то, что ученики средней школы тратили своё время на проповеди по деревням, им всё же удалось хорошо сдать квалификационные экзамены, проведенные в конце октября того же года, и получить лучшие результаты школы на сегодняшний день.
Даже земля исцелилась. Увлечённость людей молитвенными собраниями, службами и выездными мероприятиями привела к тому, что они стали меньше времени проводить на своих рисовых полях. Тем не менее, за эти несколько лет поля дали необыкновенный урожай.
Богослужение и молитва сформировали новый взгляд жителей деревни на жизнь. Церковные службы стали более оживлёнными и частыми. Богослужение стало спонтанным, в то время как молодые люди смело проповедовали и евангелизировали взрослых. В деревенских часовнях люди собирались на ежедневное утреннее богослужение в 5 часов утра и посещали службы по средам и субботам вечером, а также посвящали свои воскресенья трём службам для взрослых и воскресной школе для детей. Эти процедуры сохраняются и сегодня в большинстве церквей.
Сомнения и распространение пробуждения
Влиятельные церковные лидеры деревни поначалу сомневались в подлинности пробуждения, а некоторые утверждали, что это просто повышенная эмоциональность. Но Джозеф Балан Селинг, уважаемый политический лидер и церковный старейшина, прошедший обучение в семинарии, считал иначе. Услышав об этом движении, он быстро вернулся с конференции в Лондоне в Барио.
Балан охотно написал своим друзьям-миссионерам в Англию и Австралию о своих наблюдениях за пробуждением: “Святой Дух сошел на церкви келабитов в высокогорье Барио с могучей силой, чем-то похожей на историю, записанную в Книге Деяний, Конго и индонезийских пробуждениях”.
Поскольку руководители церкви в Барио глубоко уважали Балана, они слушали, как он объяснял, что Барио был свидетелем великого посещения Бога, точно такого же, какое испытали апостолы в день Пятидесятницы в Деяниях 2. Балан поделился, что то, что происходило в Барио, происходило и в других частях мира, и лидеры, наконец, признали, что это было пробуждение.
Люди чувствовали, что пробуждением нужно делиться. Молодые люди в течение нескольких дней шли по густым джунглям и холмистой местности, чтобы поделиться славной вестью о покаянии и прощении со своими соседями. Куда бы они ни пошли, люди обращались к Богу, каялись, исповедовали свои грехи, получали исцеления и крестились.
Всего за два месяца две другие деревни коренных народов — бакелалан и тагинамбур в Сабахе — также пережили пробуждение. Хотя эти события остаются самыми известными на малазийском Борнео, другие общины коренных народов и церкви в низинах и городах также пережили свои собственные волны пробуждения.
Волны пробуждения
Пробуждения сменяют друг друга. “Подобно волне, пробуждение в какой-то момент достигнет своего пика”, - писал Том Филлипс, автор и вице-президент "Евангелистской ассоциации Билли Грэма". “Кульминация будет относительно короткой, прежде чем волна пойдёт своим естественным курсом и отступит. Невозможно вечно жить "на пике" или "на гребне". Пробуждение приведёт нас к новым высотам и оживит нас”.
Мы испытали это и в Барио. Примерно через полтора года Барио пережил период духовной сухости. Посещаемость церкви сократилась, поскольку собрания стали рутинными. Люди казались усталыми и самодовольными. Барио не хватало необходимого духовного руководства.
Оглядываясь назад, я теперь вижу, что это было связано с временным характером руководства и членов церкви Барио. Конгрегации зависели от горстки государственных служащих, учителей и церковных пасторов, которые проводили еженедельные службы и обучали прихожан. Молодым людям часто приходилось покидать деревню, чтобы продолжить учебу в городах. Другие уезжали, потому что в деревне не было экономических возможностей содержать растущие семьи. Пустота, образовавшаяся в результате этих отлучек, привела к тому, что Барио утратил пыл, с которого началось пробуждение.
Тем не менее, из Пробуждения Барио появилась горстка верных ходатаев. Они постоянно молились вместе, и Бог милостиво послал ещё три излияния в 1975, 1979 и 1984 годах. Каждая волна имела разную направленность, но все они несли уверенность в силе Святого Духа обличать и преобразовывать жизни и побуждали жителей деревни к евангелизации.
Вторая волна была вызвана визитами индонезийского харизматичного проповедника Йоханеса Сакаи в 1975 году, которые освежили общину после периода застоя. Эта волна была отмечена крещением Святым Духом, когда люди начинали говорить на разных языках, испытывали исцеление и освобождение, видели видения и получали слова пророчества с немедленным истолкованием.
Появлялись новые пророческие песни — иногда спонтанно — вдохновлённые Святым Духом. Люди испытывали освобождение и исцеление, просто заявляя о Божьей силе с помощью текстов таких песен, как “Билурня, Билурня Сунггух Херан” (Его раны чудесны) и “Во имя Иисуса”. Например, одна молодая женщина с серьёзным нарушением зрения была исцелена, и она больше никогда не носила свои очки с толстыми стеклами.
Я помню изобилие богослужений и молитв после каждого свидетельства об исцелении. Несомненно, великий гимн “Как Ты велик”, исполняемый на нашем родном языке, заставлял нас опускаться на колени в знак благодарности, поклонения и обожания. Миссионерские группы отправились из Барио в деревни и племена, разбросанные поблизости и на отдалении. Они вернулись с сообщениями о чудесах: исцелении от болезней, а также избавлении от оккультизма и одержимости демонами.
Третья волна пробуждения пришлась на 1979 год, когда глобальное влияние, технический прогресс и социально-экономические изменения принесли в нашу деревню материализм и зацикленность на себе. Церковь была глубоко обеспокоена молодыми людьми, которые отступили от веры или оставили её, а также несколькими видными церковными лидерами, вступившими в прелюбодейные отношения. И снова те же самые верные ходатаи начали мобилизацию. Они получили особое слово и видение, чтобы удалиться в горы и посвятить себя молитве за людей. По мере того, как они это делали, к ним присоединялось всё больше ходатаев, и интенсивность молитвы возрастала.
Молитвенные собрания часто продолжались холодными ночами и распространялись по деревням, поскольку ходатаи делились свидетельствами об исцелениях и чудесах. Молитвенные группы первоначально поднимались на горы, окружающие Барио. В конце концов, им было видение помолиться на горе Муруд, самой высокой горе в Сараваке. Во время их первого визита к ним присоединились христиане из соседнего Ба'Келалана. Народ Лун Баванг продолжал молиться на горе Муруд и построил Гедунг Аллилуйя (молитвенный дом на горе Муруд), который сохранился и по сей день.
Четвертая волна пришлась на 1984 год, когда люди, благословленные предыдущими волнами или слышавшие о Пробуждении Барио в других частях Малайзии, приехали в Барио либо для того, чтобы познать Бога, либо для служения теперь уже самодовольным сельским жителям. Команды из пятидесятнического и харизматического движения, охватившего церкви на полуострове Малайзия, приехали в Барио с харизматическими учениями о духовных дарах, и люди обновились в своём опыте обретения силы через крещение Святым Духом, получив свидетельства говорения на языках. Дар языков тогда был не просто формой молитвы, но пророческими словами с толкованиями.
Новое поколение
В 1998 году церковные лидеры и ходатаи в Барио организовали первое празднование Пробуждения в Барио, назвав его Кебактиан Кебангунан Рох (KKR, “Собрание пробуждения”), чтобы люди не забывали Божью работу через пробуждение. С тех пор собрания ежегодно организуются в Барио и в растущих церквях SIB в городе Мири в Сараваке. В центре внимания всегда находится призыв людей вернуться к Богу в надежде, что Бог снова принесёт пробуждение.
Эти встречи ККР выявили отсутствие духовного интереса у молодого поколения коренных жителей Борнео. Многие не видели или не испытали на себе могущественную работу Бога среди своих предков и отпадали, даже принимая другие религии. Поэтому церковные лидеры создали группу общения для молодого поколения под названием Персатуан келабит Сабан и бераван (PKSB), которая сосредоточилась на трёх небольших, тесно связанных этнических группах: келабитах, сабанах и бераванах.
В 2018 году старшие руководители PKSB передали руководство горстке увлечённых молодых лидеров. Под руководством Святого Духа движение перешло от сосредоточения на пробуждении Барио к охвату всех 60 групп коренных народов Малайзии, в соответствии с видением Откровения 12:9. Оно изменило своё название на Tribal Gathering — межплеменное, межпоколенческое, межконфессиональное, международное молитвенное движение.
В прошлом году, когда отмечалась 50-я годовщина Пробуждения Барио, ходатаи со всей страны сосредоточили свои молитвы на следующем действии Святого Духа в Малайзии. Пасторы Сабрина Лоу и Рэйчел Булан (моя племянница) из общинной церкви "Краеугольный камень" в Мири верили, что пробуждение на Борнео неизбежно. Возглавляя ежемесячные молитвенные собрания племён, они сотрудничали с пастором Ли Чу из Сиданг Инджил Борнео Куала-Лумпур (SIBKL), который основал 24-часовое общенациональное молитвенное движение под названием "Объединенная стена огня Малайзии".
Кульминацией этих молитвенных движений стало "Собрание племён 2023", состоявшееся в Мири в октябре прошлого года и приуроченное к 50-летию Пробуждения Барио. Более 4000 верующих собрались на городском крытом стадионе. Молодые лидеры из более чем 100 церквей возглавили собрание и призвали Бога пробудить страну. Было большое ожидание, что во время трехдневного собрания может начаться пробуждение. Хотя этого не произошло, это пробудило малазийскую церковь к ещё большей потребности молиться, чтобы изменить духовную траекторию Малайзии и Юго-Восточной Азии. Никогда прежде малазийская церковь не видела такого единства и глубокого стремления молодого поколения к пробуждению.
В то время как движение “Собрание племен 2023” активно поддерживается и укрепляется видными церковными старейшинами из Малайзии, Сингапура и Индонезии, его сердцем являются молодые лидеры, стремящиеся "проснуться" — восстать и принять эстафету преобразования и спасения нашей земли.
Песня, спетая на собрании, сочиненная Рэйчел Булан и её двоюродным братом Джошуа Мараном, стала громовым, мощным призывом к церкви:
“Каждый язык и племя узнают Твоё имя
Каждое колено преклонится и воспоёт Тебе хвалу
Проснитесь сыновья и дочери. Проснись, армия Божья. Проснись!”
Lillian Bulan-Dorai - зарегистрированный лицензированный консультант и пастор Ассамблеи Полного Евангелия в Куала-Лумпуре. Она возглавляет "Семейную жизнь", церковное служение по вопросам семьи и консультирования. Лилиан - автор книг "Несущийся ветер" (2023) и "Пробуждение Барио" (2004), которые она написала вместе со своим братом Соломоном Буланом.