Иисус может положить конец этому кризису. Его последователи почти наверняка не смогут |
Журналист Мэтт Иглесиас недавно объяснил, что способ разрешить войну между Израилем и ХАМАСом очень прост. Мы могли бы сделать это всего за пять шагов:
1. Гуманитарная пауза
2. Освобождение заложников
3. У палестинцев и израильтян появляются другие, более разумные предпочтения, отличные от тех, которые у них есть на самом деле
4. Решение о создании двух государств
5. Арабские государства нормализуют отношения с Израилем
Это здорово, правда? Обожаю подобные вещи! Только... ну, этот третий шаг кажется немного сложным.
И в этом весь смысл, как Иглесиас более подробно написал в Substack. Очевидно, что пятиэтапный план - это шутка. Но это подводит к тому, чего, похоже, не хватает в столь многих комментариях на эту тему — конечно, в Америке и, вероятно, в других местах, — а именно к тому, что израильские политические лидеры (не говоря уже об убийцах из ХАМАСа) не остаются в неведении относительно того, что мы, сторонние наблюдатели, считаем правильным и благоразумным путём продвижения вперёд.
“Они просто не соглашаются”, - отмечает Иглесиас, и вряд ли они перестанут не соглашаться, а мы вряд ли сильно изменим их мышление, если вообще изменим. Под “мы” я отчасти подразумеваю правительство США, которое, несмотря на всю свою мощь, объективно ограничено в своих возможностях изменить поведение комбатантов, которые совершенно справедливо полагают, что ведут борьбу за существование. Но я также имею в виду конкретно вас и меня, а также наших собратьев-христиан в Америке и по всему миру.
Мы не можем исправить этот кризис, какими бы верными, основанными на фактах и деталях мы ни были.
Я думаю, об этом стоит сказать по двум причинам. Одна из них - наша современная привычка к “осознанности”, например, я публикую эту статью на Facebook, потому что хочу повысить осведомленность.
По многим важным вопросам реальность такова, что большинство из нас мало что может сделать для осуществления существенных изменений. Иногда мы можем пожертвовать деньги на соответствующее дело. Мы всегда можем молиться (1 Фес. 5:17) и заботиться о том, чтобы не согрешить в наших сердцах или в нашей речи, когда мы реагируем на новости (Мф. 5:21-30). Но большинство из нас не учёные, которые могут найти лекарство от рака, или политики, которые могут переписать американское иммиграционное законодательство, или генералы, которые могут решать, на кого будут падать бомбы. Наши обязанности перед Богом и ближними обычно более насущны и приземлены, и если Бог отвечает на наши молитвы, это в гораздо большей степени работа Бога, чем наша.
Тем не менее, мы сталкиваемся с таким количеством информации о ближних и дальних проблемах. Мы чувствуем желание откликнуться — но как? Какую ощутимую пользу мы можем сделать? Часто, как у ограниченных людей в падшем мире, разочаровывающий ответ звучит так: никак. Часто единственное видимое действие, которое мы можем предпринять, - это то, что мы называем “осознанностью”, и часто это сводится к веселой пробежке или публикации в социальных сетях.
Осознанность - это неплохо, но шум - это не перемены. Осознанность — и сопровождающее её самоуверенность — сама по себе не является решением. Наличие идей и информации в наших головах не разрешит кризис на другом конце света и полностью вне нашего влияния. “Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?” - или заботясь, помочь выйти из какого-то отдалённого конфликта? (Мф. 6:27).
Не только это, но и такого рода беспокойство может также отвлечь наше внимание и энергию от других, более эффективных применений. Что для меня лучше - повысить осведомлённость о раке или приготовить ужин для члена моей церкви, проходящего курс химиотерапии? На этот вопрос нетрудно ответить.
Другая причина заключается в том, что, как христиане, мы по праву высокого мнения о вере и её последствиях. Верой Божий народ “творил правду”, “заграждал уста львов” и “получал умерших своих воскресшими” (Евр. 11). Мы можем быть “соработниками в служении Богу”, как писал Павел коринфянам, вера которых покоится “на силе Божьей” (1 Кор. 3:9, 2:5). ”Много может усиленная молитва праведного“, — учил Иаков, напоминая нам историю Илии — ”подобного нам", - чья искренняя молитва привела как к голоду, так и к изобилию (5:16-18).
Но вера — это не магия и не гарантия счастливого конца по эту сторону вечности. Ей не всегда удается защитить нас или отвратить других от зла.
Герои веры в Евреям 11 не одерживали достоверной победы над невзгодами в каком-либо непосредственном смысле: “другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли” (ст. 36-38). “Иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение” (ст. 35).
Христианская вера также не может иметь эффекта там, где её не существует. Недавнее эссе о войне Израиля и ХАМАСа в Red Letter Christians заканчивается наставлением палестинского христианина-миротворца, который, “когда его спросили, что, по его мнению, больше всего поспособствует прекращению этого насилия”, сказал: “Когда мы последуем за Иисусом, о котором мы говорим, этот кризис закончится".
Та часть меня, которая убеждена, что Иисус призывает Своих последователей к миротворчеству и ненасилию, хочет согласиться, но реалист во мне говорит, что это просто неправда.
Да, христиане должны следовать за Иисусом, как на войне, так и при любых обстоятельствах. Но христианская вера не положит конец этому кризису, во многом потому, что воюющие здесь люди в подавляющем большинстве не являются христианами. В израильских силах обороны и среди израильских гражданских лиц есть несколько мессианских евреев-христиан, а некоторые верующие арабы являются частью гражданского населения Газы, где они и их церкви не избежали нападений. Но по большому счёту — особенно в высших эшелонах, где принимаются стратегические решения, и исключительно среди ХАМАС — это конфликт между нехристианскими комбатантами.
Мы не можем ожидать, что они последуют за Иисусом, если они не сделали его своим Господом. Мы не должны ожидать, что они будут ценить христианскую точку зрения на то, что делать (1 Кор. 2:14, 5:12–13а). Это христианская версия третьего шага Иглесиаса, которая является такой же шуткой, как и светский вариант.
Это не значит, что наша вера здесь не имеет значения. Положить конец этому кризису не в наших силах, но это в силах Бога.
Мы часто говорим, что знаменитая молитва Илии принесла изобилие, и в некотором смысле так оно и было, но когда “небеса дали дождь, и земля произвела свой урожай”, это произошло не от руки Илии. Это было дело Божье. И мы можем быть “соработниками в служении Богу”, чья вера покоится “на Божьей силе”, но это всё равно Божье служение и Божья сила. Когда Божий народ “творил правду”, “заграждал уста львов” и “получал умерших своих воскресшими”, на самом деле это были не они, а Бог, действующий через них.
Как бы это выглядело, если бы Бог положил конец этому кризису? Я не знаю. Практические трудности кажутся мне непреодолимыми. В любом случае, у меня нет ни хороших идей, ни возможности воплотить их в жизнь. Я могу только возлагать свою надежду “на Господа отныне и вовек” (Псалом 130:3), воздерживаться от того, чтобы беспокоиться о “вещах, которые слишком трудны для меня” (130:1, NASB), и молиться о мире. Может быть, Бог готовит Второе пришествие. “Разве сейчас не подходящее время для Его прихода?”
Bonnie Kristian - главный редактор журнала "Книги и идеи для христианства сегодня".
|