ИИ может написать отличную проповедь. Но стоит ли его использовать?
Поскольку церковь в Германии разрабатывает целое служение, управляемое ИИ, Тим Вятт беседует с экспертами в области технологий и этики, чтобы выяснить, должны ли христиане использовать такие инструменты, как ChatGPT, в своем служении. (Chat Generative Pre-trained Transformer) — это чат-бот на базе искусственного интеллекта, созданного компанией OpenAI)
«Дорогие друзья, для меня большая честь стоять здесь и проповедовать вам в качестве первого искусственного интеллекта на съезде протестантов в Германии в этом году».
С этих слов бородатый мужчина, проецируемый на экран телевизора, начал свою проповедь в церкви Святого Павла в немецком городе Фюрт в июне этого года. Но «человек» на самом деле вовсе не был человеком. Его образ, его голос и, конечно же, содержание его проповеди, а также молитвы, песни и псалмы в других частях литургии — все это было создано программой искусственного интеллекта ChatGPT (и, следует отметить, с небольшой помощью местного богослова).
ChatGPT, как известно, увеличил число пользователей до 100 миллионов всего за два месяца после публичного запуска в прошлом году. И теперь это далеко не единственная программа искусственного интеллекта с большой языковой моделью, доступная в Интернете. Очевидно, что эксперимент во Фюрте был неизбежен, и весьма вероятно, что другие пасторы и церковные лидеры также используют эти новые инструменты для написания проповедей, молитв, изучения Библии и многого другого.
Но мудро ли это? Может ли Бог действительно говорить через слова, написанные не человеком, вдохновленным Святым Духом, а через машину?
Во-первых, это не просто прерогатива айтишников. Крис Госвами, баптистский священник и ветеран технической индустрии с 30-летним стажем, который регулярно сообщает обо всем, что касается ИИ, для этой публикации, объяснил, что почти любой человек, имеющий базовые знания об Интернете, может войти на любой из веб-сайтов ИИ и просто задать им вопрос. на обычном английском языке для создания проповеди на определенную тему или отрывок. «Это не сложно. Креативность, если я могу это так назвать, заключается в том, чтобы задавать ИИ правильный вопрос — вводить правильную подсказку».
Адам Грабер, теолог, подкастер и писатель, пишущий о новых технологиях и духовности, согласился, отметив, что служба Furth не так уж далека от реальности, как кажется, потому что человек, написавший подсказки, которые побудили ChatGPT создать подобное служение, был местным теологом. «Генеративная искра исходила не от ChatGPT, а от исследователя». Затем ИИ экстраполировал подсказки, чтобы создать полное богослужение.
Эта реальность указала на ключевое понимание, добавил Грабер. Церкви, которые таким образом взаимодействуют с ИИ, быстро поймут, что им необходимо различными способами адаптироваться к технологии, «чтобы получить от нее те конечные результаты, которые мы хотим». Необходимо задать четкие способы формулировки вопросов или подсказок, или даже определенные отрывки и темы, которые лучше других подходят для проповеди или изучения Библии.
Мысль о церквях, бессознательно изменяющихся в соответствии с потребностями и прихотями бездушной части программного обеспечения, может ужаснуть некоторых, но Грабер отметил, что то же самое произошло с предыдущим витком технологической революции. По его словам, даже такая прозаическая сегодня вещь, как микрофоны и усилители, радикально изменила бы то, как верующие поклонялись бы, будучи введенными столетие назад, — собрания могли быть больше, и конгрегации — больше. И это, в свою очередь, повлияло на опыт поклонения: лидер поклонения мог быть услышанным тысячей, в сравнении со ста без микрофона. Госвами добавил несколько недавних примеров, таких как замена библий на скамьях приложениями для смартфонов или отказ от сборов пожертвований на подносах или в ящиках благодаря онлайн-банкингу и бесконтактным платежам.
«Наши инструменты формируют нас, — сказал Госвами. Поначалу некоторые христиане могут сопротивляться неторопливому влиянию ИИ на церковь, но, как и луддиты (участники стихийных протестов первой четверти XIX века против внедрения машин в ходе промышленной революции в Англии) на заре промышленной революции, эта враждебность к машинам быстро исчезнет, предсказывает он.
МЫ МОЖЕМ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТЕХНОЛОГИИ ВО БЛАГО Или ВО ВРЕД, НО МЫ НЕ МОЖЕМ ИХ ИСПОЛЬЗОВАТЬ НЕЙТРАЛЬНО
Грабер полагал, что вместо драматического примера в Фюрте ИИ в основном будет присутствовать не в авангарде и в центре богослужений, а в более незаметных закулисных формах. Это может быть помощью пасторам в написании проповедей, которые они сами читают с кафедры.
Некоторые утверждают, что революция в программном обеспечении ИИ не нова, а просто новая форма технологии, которую верующие могут принять, если захотят и будут использовать по своему усмотрению, так же, как печатный станок или радио были приняты церквями в прошлом. Но Грабер предостерег от упрощенного прочтения, в котором все технологии являются нейтральным инструментом. «Мы можем использовать технологии во благо и во зло, но мы не можем использовать их нейтральным образом. Это всегда будет менять наши привычки и то, как мы участвуем в том, что делаем».
Так как же использование ChatGPT в наших церковных службах может негативно повлиять на наше поклонение и веру? Чего нельзя избежать, так это того, что ИИ все придумывает. Чат-боты, такие как ChatGPT, склонны давать беглые, убедительные, но совершенно неверные ответы на вопросы и подсказки. Например, когда ему предложили отреагировать на то, что Тим Келлер говорит о суверенитете Бога, ChatGPT предоставил несколько весьма правдоподобных абзацев резюме, заканчивающихся цитатой. Хотя это звучало так, как будто это мог написать Келлер, поиск в Google показал, что цитата выдумана (и на самом деле это плагиат другого автора, Джона Пайпера).
CHATGPT МОЖЕТ БЫТЬ В ЦЕЛОМ ПРАВИЛЬНЫМ И КОНКРЕТНО НЕВЕРНЫМ
Технология искусственного интеллекта не просто просматривает триллионы точек данных, чтобы найти «правильный» ответ, как это может сделать поиск в Google. Вместо этого он использует свои обширные знания, чтобы предсказать наиболее вероятные слова, которые появятся следующими в ответ на ваш запрос. Иногда это может обеспечить безошибочно точный ответ, но в других случаях он изобретает правдоподобный «наиболее вероятный» ответ, который технически неверен. Или, как выразился Грабер: «ChatGPT может быть в целом правильным и конкретно неверным… То, как работают вероятностные модели ChatGPT, подтолкнет нас к наиболее распространенным средним идеям».
Проповедь, написанная ИИ, не может просто заменить то, что делает проповедник. Хорошая церковная служба — это не просто повторение точных истин о Боге в слове, молитве и песне — она должна соответствовать конкретному контексту собрания. Хорошие служители обладают сочувствием и пониманием того, в каком духовном состоянии находится их паства, кто страдает,и каково видение. Они знают, что именно эта церковь услышала на прошлой неделе, и куда они направляются дальше, отметил Госвами. «По крайней мере, на данный момент ИИ не способен это сделать».
Грабер сказал, что он обеспокоен тем, что у пасторов возникнет искушение начать полагаться на ИИ для создания контента для служб и постепенно пренебрегать своим личным изучением и отношениями с Богом в процессе. Некоторые утверждают, что технология позволит церковным лидерам уделять больше времени пастырским задачам, потому что техническая работа по составлению заметок по изучению Библии или подготовке к воскресным службам может выполняться автоматически. Но Госвами усомнился в этом, утверждая, что теологическая часть работы служителя необходима для формирования пастырской стороны.
Несмотря на множество опасений, кажется весьма вероятным, что программное обеспечение ИИ останется, и поэтому каждый пастор должен решить, будет он или не будет использовать этот новый инструмент. Грабер сказал, что это, несомненно, было полезно в некоторых вещах, таких как мозговой штурм новых идей. Госвами поделился, что уже использует инструменты искусственного интеллекта, чтобы составить вопросы по изучению Библии.
Оправдывают ли цели средства? Госвами указал на евангелизирующего чат-бота под названием «Кто такой Иисус?» который был создан несколько лет назад. Несмотря на то, что в этом не участвовал ни один человек, по сообщениям, около 150 человек пришли к вере через общение с ним и были связаны с местной церковью. Можем ли мы сопротивляться этой технологии, если она принесла такие большие плоды?
Грабер призвал тех, кто беспокоится о том, к чему ведут эти события, держаться суверенитета Бога. Хотя инженеры-программисты, которые кодировали ChatGPT, не могли предсказать или объяснить, что именно выдаст его сложный алгоритм, Бог знал каждое слово, которое они скажут, еще до того, как они его сгенерировали. «И поэтому я верю, что мы, христиане, идем в ногу с Духом и можем привести подобные системы в соответствие с тем, что делает Бог».
Как человечество должно процветать в мире, где доминирует ИИ? Узнайте в последнем выпуске The Big Conversation от Premier Unbelievable? как основатель этического института искусственного интеллекта профессор Найджел Крук ведет дебаты с известным нейробиологом Анилом Сетом. Смотрите их дискуссию полностью от 8 сентября на thebigconversation.show
Тим Вятт — независимый журналист и ведущий программы «Премьер христианских новостей». Подкаст представляет собой еженедельный анализ последних христианских