Многие богослужебные практики, которые встречаются нам на страницах Нового Завета и раннего христианства, мучительно неясны: почему христиане крестились за умерших? Почему женщины должны были носить покрывала на голове? Почему верующие омывали ноги друг другу?
Что мы делаем сегодня из этих и других практик? Должны ли мы продолжать их?
Многие из них чётко предписаны или полностью описаны и оценены в Новом Завете. Тем не менее, мы находим, что многие из них трудно вписать в наше современное богослужение.
Иногда наша проблема заключается в недостатке знаний. Многочисленные описания богослужения в Новом Завете создают впечатление, что практика богослужения была разработана ad hoc — в соответствии с потребностями времени. Иногда мы не знаем предполагаемого значения некоторых черт богослужения и поводов для него.
Но часто мы можем читать тексты слишком ясно. Вопрос в том, какой принцип иллюстрируется и применяется на практике? Итак, мы продолжаем искренне ломать голову над тем, почему ранние христиане практиковали определённые обряды — и должны ли мы следовать их примеру и как именно.
Омовение ног
Мы могли бы взять в качестве полезного примера практику омовение ног. Эта практика предписана в Новом Завете и соблюдалась в раннехристианских общинах. Тем не менее, в наши дни церкви как практикуют это, так и пренебрегают. Должно ли омовение ног быть частью нашего поклонения?
Новозаветное подтверждение необходимости омовения ног содержится в Иоанна 13:4-5, 12-15:
встал с вечери снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан...
Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сдела
... Читать дальше »