Около 112 года н.э. Плиний, римский губернатор Вифинии (провинция на северо-западе Турции), написал императору Траяну в Рим. Плинию требовались указания относительно преследований христиан, и он сообщил о том, что выявили его расследования.
[Христиане] утверждали, что степень их вины или заблуждения заключалась в том, что у них была привычка в определённый день собираться до рассвета и по очереди произносить слова, обращённые ко Христу как к Богу; и что они связали себя клятвой не за какое-либо преступление, но и не совершать кражу, грабёж или прелюбодеяние, не нарушать своего слова и не отказывать в задатке, когда его требуют. После того, как это было сделано, их обычаем было расходиться и снова встречаться, чтобы принять пищу, но обычную и безвредную пищу.
— Письмо X:96:7
Руководство для церквей
“Дидахе” (по-гречески "учение") - наш самый ранний пример "церковного порядка". В нём излагается, как общины должны крестить, поститься, молиться, принимать посещающих пророков и тому подобное. Дидахе, вероятно, достиг своего нынешнего вида до конца первого века нашей эры, но в нём определенно содержится более ранний материал.
Интерпретации первого рассказа, приведённого ниже, сильно различаются. Описывает ли это Вечерю Господню — поскольку в ней нет упоминания о Тайной вечере или кресте? Это агапе, праздник любви ранних христиан или церковная вечеря? Или Вечеря Господня в сочетании с агапе?
Что касается Евхаристии [или благодарения], поблагодарите таким образом, сначала за чашу:
Мы благодарим тебя, Отец наш, за святую виноградную лозу Твоего слуги Давида, о которой Ты поведал нам через Твоего слугу Иисуса.
Слава Тебе вовеки.
И о преломлённом хлебе:
Мы благодарим Тебя, наш Отец, за жизнь и знание, которые Ты открыл нам чере
... Читать дальше »