Там, где я живу в Скалистых горах, в ясную ночь невооруженным глазом можно увидеть несколько тысяч звезд. Все они принадлежат галактике Млечный Путь, которая содержит более 100 миллиардов звезд, включая звезду среднего размера, вокруг которой вращается наша планета Земля - Солнце.
В нашей галактике достаточно места: 2 триллиона километров отделяют Солнце от ближайшей к нему звезды. А путешествуя со скоростью света, вам потребуется 25 000 лет, чтобы добраться до центра Млечного Пути с нашей родной планеты, которая находится на окраине галактики.
Ещё столетие назад астрономы считали, что Вселенная состоит только из нашей галактики. Затем, в 1920-х годах, Эдвин Хаббл доказал, что одно видимое облако пыли и газа в ночном небе, названное Андромедой, на самом деле было отдельной галактикой. Теперь их стало две. Когда НАСА запустило большой телескоп в космос для более чёткого обзора, они соответствующим образом назвали его в честь Хаббла.
В 1995 году один учёный предложил направить космический телескоп Хаббла на одно тёмное пятно размером с песчинку, чтобы увидеть, что находится за пределами темноты. В течение десяти дней телескоп вращался вокруг Земли и делал снимки этого места с длительной экспозицией. Результат, который был назван “самым важным открытием, когда-либо сделанным”, поразил всех. Оказывается, одно только это крошечное пятнышко содержало почти 3000 галактик!
В последующие годы Хаббл вновь посетил то же самое место с более совершенным оборудованием, идентифицируя с каждым улучшением всё больше галактик. Астрономы нанесли на карту Глубокое поле, Сверхглубокое поле, Экстремально Глубокое поле и Поле Границ. Достигнув пределов видимого света — и, возможно, исчерпав названия подвигов Хаббла, — они недавно передали эту задачу новому, более мощному телескопу. Космический телескоп Джеймса Уэбба, запущенный в Рождество 2021 года, сможет обнаружить ещё больше галактик с помощью инфракрасных камер.
Учёные теперь считают, что если бы у вас было неограниченное зрение, вы могли бы держать швейную иглу на расстоянии вытянутой руки к ночному небу и видеть 10 000 галактик в ушке иглы. Переместите её на миллиметр влево, и вы найдёте ещё 10 000. То же самое справа или независимо от того, куда ещё вы его переместили. Существует примерно триллион галактик, каждая из которых содержит в среднем от 100 до 200 миллиардов звезд.
С тех пор наш дом — эта бледно-голубая точка, называемая Землей, - не переставал уменьшаться в размерах. Теперь выяснено, что это планета среднего размера, вращающаяся вокруг звезды среднего ранга в одной галактике из триллиона.
Как мы должны адаптироваться к этой унизительной новой реальности?
В те времена, когда люди предполагали, что Вселенная состоит из нескольких тысяч звезд, псалмопевец дивился в молитве:
Когда взираю я на небеса Твои - дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил,
то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? (Пс. 8:4-5)
Этот вопрос расширился в геометрической прогрессии со времён Давида. Я пытаюсь осмыслить то, что я называю “взглядом Бога с телескопа Хаббла”. Как мог тот, кто создал триллион галактик, заботиться о том, что происходит на нашей бесконечно малой планете?
Затем я перехожу к книге Иова, где бедный, измученный Иов переворачивает вопрос псалмопевца с ног на голову:
Что такое человек, что Ты столько ценишь его и обращаешь на него внимание Твоё,
посещаешь его каждое утро, каждое мгновение испытываешь его?
Доколе же Ты не оставишь, доколе не отойдёшь от меня, доколе не дашь мне проглотить слюну мою? (7:17–19)
Иов получает прямой ответ от Бога, который говорит с ним из вихря. Иов накопил длинный список вопросов, но допрос начинает Бог, а не Иов. “Препояшь ныне чресла твои, как муж”, - начинает Бог. “Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне” (38:3).
Читая эту самую длинную речь Бога в Библии, я слышу, как Бог говорит: Давайте сравним резюме, вы и Я, и Я начну первым. Фредерик Бюхнер резюмирует следующее: “Бог не объясняет. Он взрывается. Он всё равно спрашивает Иова, кем он Его считает. Он говорит, что пытаться объяснить то, что хочет объяснить Иов, было бы всё равно, что пытаться объяснить Эйнштейна моллюску с маленькой шейкой”. Богу не нужны советы Иова или кого-либо ещё о том, как управлять вселенной.
Отбросив в сторону 35 глав дебатов о проблеме боли, Бог вместо этого погружается в ослепительную поэму о многих чудесах мира природы. Бог указывает, одно за другим, на творения, которые приносят наибольшее удовлетворение.
По сути, Бог спрашивает Иова: не хотел бы ты какое-то время поуправлять вселенной? Продолжай, попробуй создать страуса, или горного козла, или даже снежинку. Бог даже ссылается на астрономию: “Можешь ли ты связать узел Хима и разрешить узы Кесиль? Можешь ли выводить созвездия в своё время и вести Ас с её детьми?” (38:31-32).
Иов получил наглядный урок того, насколько ничтожны мы, люди, по сравнению с Богом вселенной, и это заставило замолчать все его сомнения и жалобы. Я никогда не испытывал ничего подобного тем мукам, которые пережил Иов, но всякий раз, когда у меня возникают собственные сомнения, я стараюсь вспомнить эту перспективу — взгляд на Бога с телескопа Хаббла. Как говорится в бродвейском мюзикле, повторяющем Божью речь Иову: “Твои руки слишком коротки, чтобы боксировать с Богом".
Однако в моменты, когда я менее погружен в себя, я обращаюсь к совершенно другому отрывку из Библии.
В своём послании к Филиппийцам апостол Павел цитирует то, что многие считают гимном ранней церкви. В величественном, лирическом абзаце Павел удивляется тому, что Иисус отказался от всей славы небес, чтобы принять облик человека — и не просто человека, а слуги — того, кто добровольно подверг себя позорной смерти на кресте. (Фил. 2:6-7)
Я останавливаюсь и удивляюсь тайне Воплощения. В акте непостижимого смирения Бог триллиона галактик решил “снизойти” - спуститься, чтобы быть с людьми, находящимися во мраке, на этой единственной мятежной планете из миллиардов во вселенной. Я сомневаюсь в аналогиях, но это сродни тому, как человек становится муравьём, возможно, или амёбой, или даже бактерией.
Тем не менее, по словам Павла, этот акт снисхождения оказался спасательной миссией, которая привела к исцелению чего-то сломанного во вселенной. Как отрывок повествует:
Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени,
дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных земных и преисподних,
и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. (ст. 9-11)
Мы слышим рёв Бога в конце книги Иова, голос, который вызывает благоговейный трепет и удивление больше, чем близость и любовь. Тем не менее, Послание к Филиппийцам 2 даёт другой взгляд на Бога с помощью телескопа Хаббла. Бог за пределами пространства и времени обладает безграничной способностью любить Свои творения, какими бы маленькими или непокорными они ни были.
Как бы то ни было, это послание лучше всего выразить не из вихря, или горящего куста, или дымящейся горы, а скорее от человека к человеку, через Иисуса и Его последователей.