Служение Иисуса отмечено миллиардами людей за последние два тысячелетия. Возможно, ни один человек не изменил мир больше. Многие верят, что служение Иисуса закончилось две тысячи лет назад. Но если Иисус олицетворяет божественное вечное, может ли Он говорить с нами сегодня? Удивительно, но ответ “да!”
В своей новаторской работе Рой Л. Хилл представляет уникальный взгляд на Иисуса со стороны людей, которые общались с Ним во время околосмертных переживаний. Их истории заслуживают внимания из-за высокой согласованности между сотнями отчетов. Действительно, исследования показывают, что Иисуса видят чаще, чем любое другое существо на небесах. Такие цифры вызывают вопрос: “Что Иисус говорит людям, живущим в современном неспокойном мире?” На протяжении всей книги доктор Хилл исследует множество откровений, которые Иисус дает для новой эпохи. Увлекательные темы освещают взаимосвязь между людьми, духовную трансформацию, безусловную любовь, религию и спасение. Доктор Хилл предлагает читателю расширить привычные представления об Иисусе. Таким образом, есть надежда, что послание Иисуса станет более глубоким и актуальным для повседневной жизни.
Рой Л. Хилл, доктор психологии, работает клиническим психологом более двадцати лет. Во время своей профессиональной карьеры руководил тюремными отделениями, программами в области психического здоровья, оказывал общие клинические услуги и активно участвовал в группах по управлению кризисными ситуациями. Несмотря на успешную карьеру, Рой считает, что его самая важная работа еще впереди — предоставить голос нашим послам с небес.
ВСТУПЛЕНИЕ
Один мой друг счёл своим долгом пригласить меня на изучение Библии. Я познакомился с его пастором и наслаждался этим часом. Несколько дней спустя мне приснилось, как я отчаянно пытаюсь открыть маленькую деревянную коробку. Однако моим усилиям мешала какая-то невидимая сила. В конце концов после героических усилий мне это удалось, но затем я наткнулся на молодого светловолосого мужчину, одетого в чёрное. Он сидел на скамейке и угрюмо смотрел на меня. Интуитивно поняв, что этот человек препятствовал мне открыть коробку, я спросил его: «Что было в коробке?»
Молодой человек решительно ответил: «Иисус был в коробке.»
«Ты не можешь прятать Иисуса в коробке!» — воскликнул я и проснулся.
Я рассказал другу о этом сне. Он, в свою очередь, передал его содержание своему пастору, на что тот отреагировал широко раскрытыми от удивления глазами. Выяснилось, что пастор только что сделал рекламный ролик для своей церкви на YouTube, именно на эту духовную тему. На видео, два человека сидели в машине. Один из них пытался удержать Бога в маленькой коробочке. Другой возразил,
«Ты не можешь держать Бога в коробке!»
Я размышлял о важности этого сна. Рассматривая тщетную борьбу блондина, я понял, что Иисус больше, чем человеческая идеология. Дела и обязанности вознесшегося Христа, эоны до и после его земной жизни и служения, остаются в значительной степени неизвестными. Даже наши знания о Его служении на земле ограничены горсткой древних текстов. Христианские богословы могли бы привести убедительный аргумент, что природа Христа, Сына бесконечного Бога, в значительной степени существует вне человеческого понимания. Тем не менее, христианская церковь держала Иисуса в коробке, набитой идеологиями. Протестантская реформация пятьсот лет назад стала реакцией на духовное заточение; новые грамотные люди требовали подотчётности и изменений в доктрине.
По мере того, как человечество продолжает развиваться в современную эпоху, мы можем оказаться на пороге нового вида реформации. Действительно, знаков становится больше. Например, западная культура, похоже, отдаляется от религиозного статус-кво как на практике, так и в доктрине. По данным Исследовательского центра Pew Research Center, сегменты общества, особенно молодёжь, всё меньше присоединяются к религиозным организациям, о чём свидетельствует постепенное снижение посещаемости церкви за последние 30 лет. Перед многими социологическими факторами была поставлена задача объяснить этот упадок. Хотя первопричины, вероятно, многогранны, я подозреваю, что сегодня в мире происходит новое духовное пробуждение. Околосмертные переживания (ОСП), возможно, сыграли некоторую роль в этом пробуждении; рассказы об ОСП разрушали ржавую коробку. В частности, люди, встретившие Иисуса после своей смерти, предлагают обновлённую информацию о вознесшемся Христе.
За последние девятнадцать столетий об Иисусе были написаны сотни книг. Но насколько мне известно, не было написано ни одной книги о вознесшемся Христе по свидетельствам ОСП. Кто-то может спросить: «Имеют ли значение свидетельства ОСП об Иисусе?» Я бы ответил на свой собственный вопрос: «Если вы верите в божественность Иисуса, что может иметь большее значение?» Иисус не вознёсся две тысячи лет назад, чтобы играть на небесных арфах. Он продолжает действовать в нашей духовной жизни. Возможно, он стал более активным теперь, когда человечество вступило в новую эру технологических и экологических проблем. Повышенная частота возникающих ОСП может свидетельствовать об усилении божественного участия. Возможно, для блага нашего вида, даже для нашего выживания, население планеты начинает прислушиваться к прямым посланиям вознесшегося Христа и других духовных существ. Поэтому, с твёрдым убеждением я написал первую книгу об Иисусе и об околосмертных переживаниях. Таким образом, я надеюсь передать ключевые духовные концепции, чтобы человечество могло лучше справляться с вызовами нового, опасного века.
В духе кротости, я не провозглашаю себя гуру. Скорее, моё послание лежит на плечах гигантов. В первую очередь, я передаю свидетельства послов с небес, тех, кто вернулся из духовного царства после смерти. Если я заслуживаю какой-либо благодарности, то это за мои усилия по обработке сотен рассказов ОСП об Иисусе. Таким образом, я попытался раскрыть основные темы божественной коммуникации. Именно смелые люди, поделившиеся своим опытом, заслуживают высокой оценки. Тем не менее, Бог, в конечном счёте, заслуживает окончательного признания как истинный автор всего.
Многое из того, что я представляю может показаться новым. Некоторые материалы могут нервировать традиционного религиозного читателя. Однако не всё, что кажется свежим, на самом деле оригинально. Есть несколько древних христианских писателей, которых заставили замолчать или проигнорировали те, кто пытался запихнуть Иисуса в маленькую коробочку. Я оживляю некоторых из этих противоречивых авторов с одной целью: их сообщения соответствуют и поддерживают свидетельства ОСП. Поэтому, я часто цитирую этих древних авторов наряду с рассказами ОСП о вознесшемся Христе. Три, наиболее цитируемых мною, текста — «Впечатления» Юлианы Нориджской («Showings», Julian of Norwich), Евангелия от Фомы и Евангелие от Филиппа. Я также использую более традиционные источники, такие как четыре канонических Евангелия, и несколько личных мистических переживаний. Я кратко представлю каждый источник. Но сначала, позвольте мне подробнее рассказать о моём основном ресурсе — индивидуальных отчётах об околосмертных переживаниях.
ОСП рассказы об Иисусе
Околосмертные переживания встречаются гораздо чаще, чем многие думают. Согласно опросу Гэллапа и Проктора 1982 года, 15% американцев сообщили о необычном опыте, когда они были близки к смерти. Если только три процента американцев испытали полномасштабное ОСП, то миллионы граждан заглянули за земную завесу. К самой большой коллекции письменных отчетов можно получить доступ через веб-сайт Исследовательского фонда околосмертного опыта (nderf.org). Собранные доктором Джеффри Лонгом и его женой Джоди Лонг, более 4000 анонимных учётных записей ОСП на момент написания этой статьи были доступны общественности бесплатно. (более 4800 на момент перевода книги прим.пер.) Веб-сайт NDERF был бесценным ресурсом для моей работы; эти посланники небес служат мне порталом в духовную сферу. Для того, чтобы синтезировать эти рассказы из-за порога жизни, я прочитал почти все свидетельства NDERF и включил повторяющиеся темы в эту книгу.
Поскольку физическая смерть универсальна, умирающие и возвращающиеся люди, отражают общество: агностики и духовенство, буддисты и иудеи, дворники и хирурги, дети и старики, домохозяйки и кинозвёзды. Несмотря на это широкий разброс в происхождении, сообщения о вознесшемся Христе кажутся удивительно последовательными. Следовательно, было легко синтезировать и классифицировать связанные рассказы в несколько больших категорий. Таким образом, совпадения между сообщениями об Иисусе в ОСП, может говорить об их достоверности.
Позвольте мне добавить одну короткую заметку о ссылках на рассказы ОСП в книге. Я взял на себя смелость внести незначительные грамматические исправления для удобства чтения. Тем не менее, я приложил все усилия, чтобы сохранить оригинальное содержание каждого представленного ОСП.
Описания околосмертных переживаний об Иисусе относительно часты. Согласно исследованиям NDERF, проведённым Джоди Лонг, люди, посещающие духовную реальность, сталкиваются с Иисусом больше, чем с любым другим религиозным существом. Учитывая эту относительно высокую распространённость, рассказы о вознесшемся Христе кажутся весьма релевантными, как для христианства, так и для околосмертного опыта. Другими словами, реинтродукция Иисуса кажется уместной в наше время. Настоящая работа подойдёт ко многим интересным и свежим темам. В этих главах мы рассмотрим ряд ключевых вопросов: кто такой Христос; что говорит Христос; как Христос преображает людей; каковы отношения Христа с церковью; как Христос способствует спасению? Я подозреваю, что многие читатели найдут эти новые откровения Христа немного удивительными, если не чудесными. Кроме того, они могут найти практическое
применение, которое потенциально может способствовать личному духовному преображению. Как будет обсуждаться на протяжении всей книги, многие люди глубоко преобразились благодаря взаимосвязи с вознесённым Христом. Одно из самых ранних повествований о Христе было написано Юлианой Нориджской. Я предполагаю, что ОСП Юлианы Нориджской, хотя и древнее, остаётся актуальным для настоящего времени.
Юлиана Нориджская
Юлиана из Нориджа выпустила одну духовную книгу «Явления», также известную как «Откровения Божественной Любви»(«Revelations of Divine Love»), в 1393 году н. э. Хотя она не была автором по роду занятий, Юлиана чувствовала себя обязанной задокументировать своё ОСП. Исторически примечательно, что Юлиана Нориджская по данным Организации Объединенных Наций по образованию, науке и культуре (ЮНЕСКО), стала первой женщиной, написавшей книгу на английском языке. Из-за относительной туманности средневекового периода, о её жизни известно немногое, кроме того, что она была приходской отшельницей. В частности, она посвятила свою жизнь приходу и уединению в молитве. Даже настоящее имя Юлианы потеряно для истории. Её именуют так просто из-за названия её приходского дома — церкви Святого Юлиана в Конисфорде, Англия, в Норвидже. Юлиана Нориджская жила в эпоху раннего средневековья. Дата написания книги ставит её в один ряд с Джеффри Чосер, автором «Кентерберийских сказок», любимого чтения, которое преподавали учителя английского языка в старших классах. Несмотря на популярность Чосера, нельзя сравнивать литературное мастерство этих двух писателей. Юлиана Нориджская стоит на голову выше своих средневековых современников и пишет даже больше, чем важные духовные писатели её времени. Теолог Колледжа Эдмунда, Джеймс Уолш, сделал следующую блестящую оценку: «Книга Юлианы, безусловно, самая глубокая и трудная из всех средневековых английских духовных писаний». По моему собственному мнению, «Явления» демонстрируют более глубокую комплексность, чем большинство духовных книг, написанных сегодня.
Имя Юлианы Нориджской никогда не было широко известным. Отсутствие у неё скандальной славы может отражать необычное содержание её работы. Ее книга «Явления» передаёт глубокие богословские концепции, основанные на личном опыте, многие из которых считаются неортодоксальными и мистическими. Я нахожу наиболее впечатляющим то, что её работа пережила приливы и отливы истории. Обладая обширной политической и религиозной властью, средневековая католическая церковь легко могла бы обвинить Юлиану Нориджскую в ереси и сжечь её на костре. Возможно, её спасла относительная неизвестность. В конце концов, мало кто стал бы изучать книгу безвестной отшельницы или любой другой женщины в раннем средневековье. К счастью, времена изменились. Книгу Юлианы Нориджской можно легко купить в Интернете во всех крупных книжных магазинах. Благодаря открытому доступу в информационную эпоху, её душевное изложение повлияло и на моё личное духовное путешествие, особенно в связи с моими исследованиями околосмертных переживаний.
Юлиану Нориджскую, возможно, ошибочно причисляли к средневековым христианским мистикам. С моей точки зрения, она просто передала то, что она узнала во время околосмертного опыта. В первых главах «Явлений» Юлиана Нориджская писала о своём сошествии в смерть после того, как приходской священник совершил над ней последние обряды:
«После этого верхняя часть моего тела начала умирать, я почти перестала что-нибудь чувствовать. Самой большой моей болью была одышка и угасание жизни. Тогда я действительно поверила, что нахожусь на грани смерти. И вдруг, в этот момент вся моя боль исчезла.»
В этот момент смерти Юлиана Нориджская вышла за пределы физических уз и была встречена Иисусом и картинами Страстей. На протяжении восьмидесяти шести глав, Юлиана Нориджская раскрывает божественные истины, явленные ей вознесшимся Христом. Её откровения, имеющие отношение к настоящей работе, тесно совпадают с современными описаниями околосмертных переживаний. На самом деле, так тесно, что я часто ссылаюсь на её труды в своей книге. Ссылки, подобные этим, но не ограничивающиеся ими:
«Бог есть любовь; Бог —безусловная любовь; всё творение пронизано любовью Бога; Бог — это источник нашего блаженства; испытывать гнев —против Божьей природы; Бог не судит; милосердие — ничто иное, как непрерывное действие в любви; грех не имеет сущности; грех — наше блаженство, когда мы торжествуем над своими недостатками; боль временна, боль является необходимым для духовного роста; все люди едины в Боге без разделения; все люди имеют врождённую ценность, как наследники царства; Христос родился, чтобы стать примером для подражания; Христос умер за нас из-за Божьей любви; Христос питает нас, как мать; людей не осуждают, но они участвуют во всеобщем спасении.»
В то время как некоторые могут считать её труды странными и мистическими, я считаю их основными принципами откровения ОСП. Я утверждаю, что Бог показал Юлиане Нориджской направление, в котором человечество должно следовать, чтобы духовно прогрессировать как вид. Нам нужно понять, что Христос действует в любви, ради любви. Через интернализацию и выражение этой реальности Дух Божий преобразует самый центр нашего существа.
Познание Христа в Центре нашего Существа
Выражение христианства было весьма разнообразным в его начале. Различные религиозные позиции выражались в терминах веры, письменности и практики. По мере того, как христианское движение становилось институционализированным, развивалась и его доктрина: христианское вероучение становилось всё более ограниченным в течение первых трёх столетий после распятия Христа. Глядя на многочисленные отброшенные тексты, кажется, что теология была запрещена либо за то, что она была слишком еврейской, либо недостаточно еврейской. Возможно, самой большой угрозой были гностические христианские писания, которые имели тенденцию смешивать иудейские христианские верования с идеями, заимствованными из римских мистических религий. Не имея официальной доктрины, молодая христианская церковь стала уязвимой для коварного влияния языческих верований, уже утвердившихся в империи.
Епископ Лионский Ириней был особенно яростен в искоренении влияния гностицизма. Как и другие его современники, Ириней считал гностические тексты несовместимыми с посланием четырёх канонических Евангелий. Когда христианское учение закрепилось в поздней Римской империи, эти тексты официально запретили. Многие книги были сожжены, включая все христианские послания и евангелия, признанные еретическими ранним католическим институтом. Последние гвозди были забиты в гностический гроб, когда Новый Завет был более или менее завершён в 367 году н. э. епископом Афанасием. Отобранные 27 книг остаются христианским каноном и по сей день.
До середины XX века только фрагменты этих древних гностических текстов пережили раннехристианскую чистку. Таким образом, религиоведы не могли объективно критиковать запрещённые христианские писания. Ситуация резко изменилась в 1945 году. Два египетских фермера из района Наг-Хаммади наткнулись на старый глиняный кувшин, вмурованный в скалистые утёсы вдоль реки Нил. Кувшин, запечатанный в большой глиняный горшок, предназначенный для выдержки вина, содержал 53 древних гностических книги, написанных на папирусах на коптском языке. По-видимому, местные монахи считали, что эти тексты стоит спасти от фанатичного уничтожения. Удивительно, если не сказать чудесно, что этот большой глиняный кувшин пережил прошедшие века невредимым.
Эти 53 гностических текста в совокупности стали известны как священные писания Наг-Хаммади. Интересуясь большинством религиозных воззрений, я читал наиболее известные тексты. Хотя их историческая значимость остаётся абсолютной, я лично считаю, что большинству древних гностических текстов не хватает божественного вдохновения. Я понимаю, почему большинство текстов было отвергнуто ранней церковью.
Священные писания Наг Хаммади были написаны в разное время отдельными людьми, которые были разбросаны по всей Римской Империи. Неудивительно, что эти тексты неоднородны. Поэтому, когда я говорю, что большинству из них не хватает авторитета, я не делаю поверхностного утверждения. С моей точки зрения, два текста Наг-Хаммади звучат мощно: Евангелие от Фомы и Евангелие от Филиппа.
И Евангелие от Фомы и Евангелие от Филиппа считаются гностическими текстами. Я признаю их гностический привкус, но не классифицирую их в рамках движения гностицизма. Религиозную доктрину гностицизма легко спутать с широким термином «гнозис». Первое относится к сложному набору древних христианских религиозных верований, тогда как второе относится к духовному преображению через познание Христа внутри. Гнозис немного похож на идею принятия причастия. Попадая внутрь, природа Бога истиной освобождает нас, эмпирически трансформируя центр нашего существа. С точки зрения гнозиса, мудрость требует открытости. Открытость, в свою очередь, способствует мудрости. Исходя из этого широкого понимания, Евангелия от Фомы и Филиппа являются очень гностическими произведениями.
Гностики верят, что Христос обладает силой преображать и возвышать наше духовное существо. Канонические Евангелия едва ли свободны от гностического влияния. Есть десятки библейских стихов, содержащие гностические элементы. Один из самых откровенных гностических стихов можно найти в библейской книге Иоанна: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными.» (Иоанна 8:32) Даже сегодня христиане утверждают, что были созданы заново силой Иисуса; еврейского мужчины который умершего две тысячи лет назад. Другими словами, большинство христиан стремятся к личным отношениям с Богом. Здесь покоится как основная потребность души, так и гностическая практика. Таким образом, евангелия от Фомы и Филиппа принципиально не отличаются от четырёх канонических евангелий. Скорее, их авторы только подчеркивают способы установления взаимосвязанных отношений со Христом через мудрость и открытость. Здесь мы подходим к главному. Сообщения об околосмертных переживаниях часто кажутся гностическими. На самом деле, взаимосвязь между этими двумя Евангелиями и сотнями околосмертных переживаний кажется поразительной. Соответственно, на протяжении всей книги я часто ссылаюсь на оба Евангелия. Я надеюсь привнести больше божественной связи в христианскую веру через мою работу. Для некоторых христиан христианство стало интеллектуальным упражнением, чтобы отвратить страх смерти. Подавление страха не способствует развитию отношений. Как мы будем говорить на протяжении всей этой книги, духовная трансформация выходит за рамки слов: «Иисус, я принимаю тебя в моё сердце». Скорее, продолжительные изменения требуют принятие Иисуса в своё сердце каждый день через открытую молитву, подражание Христу, выражение любви, поиск покоя в Духе и напоение тайной. Известный учёный Джейкоб Нидлман метко написал: «Как в нашей цивилизации, так и в нашей личной жизни рост знаний намного опережает рост нашей сущности.» (9)
Связь с Богом может быть достигнута только путём внутренней трансформации, а не только посредством ритуала или верования. Таким образом, мы трансформируемся больше благодаря знанию сущности, а не просто накапливанию фактов. Давайте подробнее рассмотрим, как эти два древних гностических евангелия соотносятся с познанием нашего сущности, начиная с Евангелия от Фомы.
Евангелие от Фомы
Евангелие от Фомы отличается по содержанию от четырёх канонических евангелий (Марка, Матфея, Луки, Иоанна). В книге ничего не говорится о жизни и служении Иисуса, даже о его чудесах. Скорее, Евангелие от Фомы просто цитирует 114 высказываний Иисуса. Более половины этих цитат знакомы по Библии, либо даны/взяты дословно, либо представлены в близких вариациях к общепринятым евангельским писаниям. Однако значительное меньшинство стихов отличается. Эти новые учения не только являются широко гностическими, но их значения несколько окутаны бесконечной сложностью. Другими словами, учения оставляют читателя в недоумении: «Что это значит и как это относится ко мне?» Поэтому успешное понимание требует созерцания, внутреннего объяснения и, возможно, некоторого поддерживающего направления. К счастью, Жан Лелу, автор книги «Евангелия от Фомы: Гностическая Мудрость Иисуса», предлагает проницательные комментарии к каждому стиху. Я нашёл его прозрения полезными для понимания многих сложных цитат.
Многие христиане считают Евангелие от Фомы еретическим. К сожалению, их мнения обычно основаны на слухах; немногие христиане когда-либо читали эту книгу. Просто потому, что один апостол несколько повлиял на учение Иисуса отлично от других апостолов, не сводит на нет собрание его высказываний. Лично я считаю, что Евангелие от Фомы передаёт блестящую мудрость, резонирующую с авторитетом Христа. Я предлагаю любознательному искателю прочитать текст и сделать свои выводы.
Высокая степень соответствия между евангелиями придаёт определённую степень достоверности Евангелию от Фомы. Интересно, что некоторые ученые предполагают, что Евангелие от Фомы возникло как протоевангелие. Протоевангельская модель предполагает, что учения Иисуса были впервые записаны апостолами. Эти протоевангелия легли в основу четырёх канонических евангелий, более позднее включение истории жизни Иисуса, его служения, чудес и учений из широкого собрания устных и письменных источников. Если эта теория верна, то Евангелие от Фомы может быть единственной сохранившейся расшифровкой первоначального учения Иисуса.
Как уже упоминалось в предыдущем разделе, Евангелие от Фомы дополняет свидетельства людей, переживших близкую смерть. Такая взаимная достоверность поддерживает представление о том, что исторический Иисус и вознесшийся Христос говорят единым голосом, несмотря на то, что этот голос разделяют тысячелетия. Основные теологические области, которые перекрёстно проверяются, включают, но не ограничиваются ими, следующие: всё во Вселенной является выражением Бога; все люди равны в достоинстве без разделения; Царство Божье — это не место, а состояние внутри и снаружи; детская открытость Духу ведёт к мудрости и духовному росту, Иисус трансформирует нас через заботу, очищающий огонь; эго — это иллюзия, которая отключает нас от Реальности; путь мира или эго — сродни жизни в духовной смерти; чтобы отречься от эго, нам, возможно, сначала нужно испытать эго; чтобы быть сосредоточенными на Боге, нам нужно быть «странниками» в течение жизни и избегать сильной привязанности к миру; подлинная любовь занимает центральное место в Царстве, тогда как религиозный ритуал не имеет большого значения; пробуждение, которое следует за связью, создаёт движение и покой, или состояние достойного покоя при преодолении жизненных трудностей.
Евангелие от Филиппа
Евангелие от Филиппа было ещё одним утерянным текстом, найденным среди священных писаний Хаг-Хаммади. Самый длинный из текстов Наг Хаммади, евангелие обращается ко многим разнообразным духовным темам, важным для духовных интересов автора(ов). Датируемое 150-250 годами н. э., Евангелие от Филиппа было написано задолго до мученической смерти Филиппа, вероятно, христианскими единомышленниками, отдавшими дань уважения Филиппу.
Евангелие от Филиппа лишено строгой связной структуры. Несмотря на организационные недостатки, Евангелие от Филиппа является замечательным произведением. Передаваемую мудрость я могу описать только как крайне глубокую. Хотя некоторые части этого евангелия мало резонируют с околосмертным опытом, есть множество разделов, которые сильно резонируют со свидетельствами об ОСП. Как и Евангелие от Фомы, эти последовательности делают Евангелие от Филиппа весьма актуальным сегодня. Разделы, которые больше всего резонируют с околосмертным опытом, включают в себя, но не ограничены, следующим: все существа объединены как сыновья и дочери Бога без разделения; Христос был рождён, чтобы исцелить нашу рану от разделения и привести нас в единство через Духа; Дух выравнивает каждого человека и приводит его в единство и состояние покоя; Дух Божий покоится во всём творении; подобно радуге, Иисус преображает каждую душу уникальным представлением, которое лучше всего соединяет их с Богом; единение с мирским ведёт к зависимости и духовной смерти; связь с Богом освобождает людей от мирского рабства; когда мы эмпирически познаём божественное, мы становимся подобными божественному; все люди имеют равную ценность как вечные существа Бога; как наследники Царства, наша ценность никогда не колеблется; нам нечего бояться.
ПРОДОЛЖЕНИЕ
|