Почему христиане поют песни, даже когда кажется, что надежда потеряна.
Мы торопливо закончили ужин, оставив посуду на потом, и сгрудились вокруг айпада на кухонном столе. Это было время для диснеевского пения, и моя музыкальная семья не собиралась его пропустить. Правда в том, что в большинстве дней во время карантина наши устройства Amazon Echo воспроизводили плейлисты Spotify из «Гамильтона» или «Школьного мюзикла» или какого-то ещё фильма. Мы любим музыку и танцы, и наш дом отражает это, даже если идёт борьба между нашими предпочтениями.
В песнопении есть что-то такое, что поднимает нам настроение в трудные времена. Мы видели клипы итальянцев, стоявших на балконах и распевавших народные песни и оперы — и, без сомнения, видели несколько пародий! Я вспоминаю видеоролик с улицы в Англии, где один благонамеренный сосед пытался вести своих соседей в зажигательной песне из своего дворика и был встречен шумным призывом к тишине. Наш же импульс, когда мы чувствуем себя грустно, - это петь, несмотря на сварливых соседей.
Социолог Рэндалл Коллинз утверждает, что люди являются искателями того, что он называет “эмоциональной энергией”, которую он определяет как “чувство уверенности, смелость действовать, [и] смелость проявлять инициативу”. Получение большей эмоциональной энергии, по мнению Коллинза, является целью социального взаимодействия. Исследователи Джеймс Уэллман-младший, Кэти Э. Коркоран и Кейт Стокли-Мейердирк утверждают, что то, что Коллинз называет “эмоциональной энергией”, может “в первую очередь представлять окситоцин” - химическое вещество, связанное с благополучием. Когда уровень окситоцина повышается, уровень стресса снижается, и человек испытывает чувство любви, спокойствия, доверия и мотивации к социальному взаимодействию. Есть несколько видов человеческой деятельности, которые провоцируют повышение уровня окситоцина, но большинство из них связаны с физическим прикосновением, чего не хватало людям во всём мире во время кризиса COVID-19.
Так что же мы делаем без физического прикосновения и социального взаимодействия? Мы поём. По словам того же трио исследователей, исследования показывают, что “после сеанса группового пения окситоцин значительно повышается у певцов”. Пение помогает нам чувствовать себя лучше. Наука, как выясняется, с этим согласна.
А что же древние евреи? В своих псалмах, они возносят хвалу и прошения, сетуют и скорбят, взывают к Божьему вниманию и действию. Но они пели не просто для того, чтобы почувствовать себя лучше, как акт ритуального катарсиса. В молитве и песне они возносили свои души к Богу, своему Богу Завета - единственному Властелину над творением, который связал Себя с ними любовью. Мы узнаём от древних евреев, что сила пения не только в песне, но и в том, кому Вы поёте.
Спустя столетия после написания псалмов двух странствующих учителей арестовали, избили и бросили в тюрьму. Они были первым поколением последователей Иисуса Мессии, убеждённых, что Он был Сыном Божьим, что Он был Богом Израиля, который пришёл править как Царь. Распятый римлянами, Он был воскрешён и стал Владыкой всего мира. Цепи в римской тюрьме в Филиппах не могли погасить всплеск их надежды. И вот в полночь, когда уже стемнело и видимость была мрачной, Павел и Сила начали петь. Христиане поют так, как будто сейчас утро, даже когда в мире полночь.
Пение стало отличительной чертой ранних христианских общин. Через несколько десятилетий после смерти Павла местный губернатор Плиний написал императору Траяну, что христиане будут собираться в определённый день недели и петь гимны Христу, как Богу. Во время еженедельного богослужения и в тёмных тюремных камерах, когда сердца полны радости и когда кажется, что надежда потеряна, христиане поют.
Христиане поют не только потому, что мы счастливы; мы поём потому, что мы люди надежды. Перед лицом страха, в тени смерти, среди страданий и боли мы стоим прямо. Мы потрясены, но не сдвинуты с места, прижаты, но не раздавлены, повержены, но никогда не остановимся. Христиане - это те, кто верит, что, поскольку Иисус воскрес из мёртвых, худший день не будет последним днем. И мы поём. И мы приглашаем вас петь вместе с нами.
Гленн Пакиам-младший - старший пастор церкви "Новая Жизнь" в Колорадо-Спрингс. В этой статье исследуются темы из его книги "Поклонение и мир грядущий: исследование христианской надежды в современном поклонении" (IVP Academic).
Категория: Статьи |
Просмотров: 609 |
Добавил: Sergey
| Рейтинг: 5.0/1 |
| ИСТОЧНИК |