Почему многие христиане хотят покинуть Палестину. И почему большинство останется
JAYSON CASPER
Опрос тысячи местных верующих показывает, что большинство из них желают решения проблемы одного государства, в то время как немногие жалуются на свободу вероисповедания.
В Вифлееме — маленьком городке, где родился Иисус, — только 1 из 5 жителей сегодня христиане (22%). Десятилетием ранее более 4 из 5 были верующими (84%).
Резкий спад наблюдается и в других традиционных христианских городах Святой Земли. В Бейт-Джале христианское большинство сократилось с 99 до 61 процента. В Бейт-Сахуре она упала с 81% до 65%.
Когда Османская эпоха закончилась в 1922 году, христиане составляли 11 процентов населения Палестины - около 70 000 человек. По данным переписи населения 2017 года Палестинской автономией (ПА), сейчас их насчитывается 47 000 — едва 1%.
Существуют разные объяснения того, что или кто виноват. Некоторые указывают на израильскую оккупацию. Другие ссылаются на мусульманский шовинизм.
Подавляющим ответом, согласно новому опросу местных христиан, проведенному палестинским Центром политических и социологических исследований (PCPSR), является экономика.
Почти 6 из 10 респондентов назвали это основной причиной, по которой они выбирают эмиграцию (59%).
В ходе опроса, проведенного по заказу the Philos Project, базирующейся в США инициативы по содействию позитивному участию христиан на Ближнем Востоке, в январе и феврале было опрошено 995 христиан в 98 палестинских населенных пунктах на Западном берегу и в Секторе Газа.
По сравнению с экономикой, другие приведенные причины бледнели по значимости.
Условия безопасности назвали 7% опрошенных. Еще 7% указали на лучшее образование. И ещё 7% обвинили в этом политическую ситуацию.
Только 4% обвинили коррупцию, в то время как 3% дали религиозное объяснение.
Но именно этот вопрос был главной движущей силой желания покинуть Святую Землю. Какие вторичные факторы могут быть задействованы?
Philos "утверждает право всех христиан жить и процветать как коренные граждане", и их палестинский адвокат, родившийся в Газе и ныне живущий на Западном берегу, хотел выяснить реальность — или, по крайней мере, восприятие — того, почему многие верующие не процветают.
"Шаг за шагом мы работали над вопросами, которые представляют собой конкретные ситуации” - сказал Халил Сайег. “Я лично испытал их, и я знаю, что наша община тоже испытала”.
Около половины палестинских христиан — греко-православные (48%), а 38% — латино-католики. Евангелисты и лютеране составляют 4%. (Остальные — греко-католики или сирийские православные/католики.)
В целом, около 1 из 3 называют себя "религиозными" (36%), по сравнению с 23% двумя годами ранее.
Прирост соответствовал снижению среди “нерелигиозных", который упал с 27 до 17 процентов. Несколько религиозная середина держалась на уровне около 46%.
“Исторически сложилось так, что на Ближнем Востоке, когда национализм ослабевает, религиозная/этническая идентичность становится более доминирующей”, сказал Салим Мунайер, исполнительный директор базирующегося в Иерусалиме Служения примирения Мусалаха.
“Те, у кого более сильная религиозная идентичность, испытывают чувство миссии: готовы заплатить цену, чтобы остаться”.
Только 1 из 4 “религиозных” палестинских христиан (24%) рассматривает возможность эмиграции, по сравнению с 41 процентом “несколько религиозных” и 45 процентами “не религиозных".
Но для всех христиан, которые не рассматривают эмиграцию, чувство миссии очевидно в 4 из 5 из них: 43% хотят продемонстрировать Палестинскую солидарность, в то время как 39% отказываются бросить свою семью и друзей.
Потеря чувства сопричастности, однако, соответствует примерно 36 процентам, рассматривающим эмиграцию. В то время как 70% христиан чувствуют себя “полностью интегрированными” в Палестинское Общество, 30% - нет.
Мунайер описал один фактор как коррупцию ПА, местного самоуправления, с которой согласны 4 из 5 христиан: 52 процента видят “большую” коррупцию в ПА, в то время как 30 процентов видят её “в некоторой степени".
И в целом 2 из 3 христиан практически не доверяют ПА (66%). К судам (которым доверяют только 16%) и полиции (которым доверяют только 22%) относятся ещё хуже. Каждый пятый христианин сообщает о дискриминации при обращении за услугами ПА (20%). И 3 из 4 “недовольны” тем, как изображается христианство в системе образования ПА (76%).
Но в то время как Мунайер признает эти неудачи как часть причины, по которой христиане эмигрируют, есть более чёткий виновник экономического кризиса: израильская оккупация и осада Газы. По его словам, они “ограничивают и душат” возможности развития.
Мунтер Исаак, пастор Евангелическо-Лютеранской Рождественской церкви в Вифлееме, соглашается с этим.
"Важно подчеркнуть, что это не религиозный конфликт—это политический”, - сказал он, признавая религиозное измерение.
"Ситуация сложная и имеет много элементов, но очевидно, что израильская оккупация в конечном счёте определяет то, что здесь происходит”.
Об этом свидетельствуют опасения опрошенных палестинских христиан.
Примерно 8 из 10 беспокоятся о нападениях со стороны еврейских поселенцев и изгнании их из своих домов (83%). Около 7 из 10 обеспокоены израильской аннексией (67%). И примерно 6 из 10 считают, что цель Израиля - изгнать христиан с их родины (62%).
А что касается реального опыта, то 42 процента должны регулярно пересекать израильские контрольно-пропускные пункты, а 14 процентов потеряли землю из-за оккупации.
“Мы разочарованы тем, как некоторые пытаются манипулировать реальностью, используя определенные цифры, чтобы служить определенным целям”, - сказал Исаак, который часто оказывает пастырскую помощь молодежи, размышляющей об эмиграции.
"Это устраивает некоторых, чтобы обвинить "мусульман" в нашей ситуации, пытаясь скрыть реальность десятилетий израильской оккупации и вынужденной миграции”.
Но высокие проценты также показывают озабоченность по поводу своих сограждан-мусульман: 77 процентов обеспокоены присутствием суровых мусульман-салафитов, 69 процентов обеспокоены вооруженными группировками, такими как ХАМАС, и 67 процентов обеспокоены палестинским Основным Законом, ссылающимся на шариат (Исламское право).
Более 2 из 5 считают, что христиане подвергаются дискриминации из-за занятости в частном секторе (44%). Такая же доля считает, что мусульмане не хотят видеть христиан на своей земле (43%).
С точки зрения фактического опыта, 1 из 4 сообщает, что его называют неверным (27%). И 1 из 10 сообщили о жестоком обращении, когда их дети высмеиваются в школе за их религию (11%) или они сами страдают от притеснений со стороны мусульманских соседей (10%).
"Несмотря на положительный опыт, который христиане могут иметь со своими мусульманскими соседями", - сказал Сайег, "всегда есть скептицизм, пока они знают, что их мусульманские соседи верят, что они попадут в адский огонь”.
Большинство христиан сообщают об общем дружелюбии. В то время как 2 из 3 живут в основном в районе христианского большинства (66%), 24% проживают в смешанных районах, а 11% являются меньшинствами среди мусульманских соседей.
Почти 2 из 3 сказали, что у них были "отличные или нормальные" отношения с мусульманскими соседями (65%), в то время как только 10% описали отношения как "средние или плохие".
Это соответствовало их оценке религиозного мировоззрения соседей. Два из пяти христиан считают своих мусульманских соседей "либеральными или непредубеждёнными" (20%), в то время как 64% считают своих соседей “умеренными”, и только 9% описывают своих соседей как “слишком религиозные или экстремальные".
Исаак обвинил “страх и подозрения” на подъеме "Исламского государства". Мунайер назвал экстремистскую Исламскую пропаганду в средствах массовой информации "разрывом между реальностью и восприятием".
Мунир Какиш не мог не согласиться.
“Вы можете построить хорошие отношения со своими соседями, - сказал президент недавно признанного Совета Евангельских Церквей в Святой Земле, - но не с онлайн-группой ненависти”.
Тем не менее, несмотря на позитивное взаимодействие с мусульманами и определяя оккупацию как важную движущую силу эмиграции, Какиш цитирует обещание Израиля внести свой вклад в поразительную статистику.
Шесть из 10 христиан выступают за создание единого государства (61%).
Аналогичный опрос PCPSR за тот же период времени нашел только 37 процентов поддержки среди палестинцев в целом. Но для христиан это было лучшим средством для достижения мира и обеспечения безопасности своей общины.
“В рамках решения о создании единого государства будет меньше дискриминации со стороны израильтян”, сказал Какиш. “А В Израиле условия жизни лучше, например, в больницах и на работе”.
Мунайер согласен.
"Правозащитный подход - это то, что наиболее привлекательно", сказал он, "поскольку в настоящее время христиане лишены многих основных прав человека".
Исаак недавно опубликовал книгу "По ту сторону стены“, чтобы теологически отстаивать точку зрения "общей земли". Каковы бы ни были предполагаемые преимущества Израиля, он сказал, что традиционное решение о двух государствах “рушится на наших глазах”.
Сайег приписывал поддержку одного государства Палестинской христианской вере в демократию вкупе с описанным выше страхом перед Исламской Палестиной. Три из четырех (73%) рассматривают отдельное государство как наилучшую модель управления, в то время как только 11% считают ПА Демократической.
Тем не менее, даже при недостатках ПА, христиане ссылались на поразительный уровень религиозной свободы в Палестине. Половина ответила, что он “высокий или достаточно высокий” (50%), в то время как ещё четверть ответила, что он “средний или средний” (27%).
А 8 процентов сообщили, что приглашают знакомых мусульман принять христианство.
Какиш сказал, что, несмотря на то, что христиане “осторожны” в разъяснительной работе, вполне приемлемо обсуждать религию, и “здесь больше открытости, чем когда-либо прежде”.
В то время как мусульмане всегда оспаривали христианскую веру — 23 процента респондентов заявили, что мусульмане попросили их принять ислам, — христиане теперь “чувствуют себя более уполномоченными” благодаря лучшим апологетическим ресурсам, доступным в интернете, сказал Сайег.
Однако Мунайер, который преподает в Мусалахе курс по свободе религии и убеждений, считает, что рост христианской религиозности подпитывает растущую самоизоляцию. В то время как они “не стесняются” выражать свои убеждения, христиане отделяют себя как от евреев, так и от мусульман. (Он обследовал студентов христианского университета в окрестностях Вифлеема и обнаружил, что они проявляют меньше интереса к межконфессиональной дружбе, чем их сверстники-мусульмане).
Итак, в то время как число христиан продолжает сокращаться, откуда должна взяться их надежда?
Более половины сказали, что им нужно больше рабочих мест: 56 процентов просили об этом церковь, а 52 процента - ПА. Только 2% и 6%, соответственно, считают, что эти институты должны делать больше для обеспечения религиозной свободы.
Возможно, это происходит потому, что палестинские христиане уже верят, что они живут своей верой.
“У нас есть преданное сообщество, которое понимает нашу миссию быть свидетелями, служить и защищать справедливость и мир”, - сказал Исаак.
"Наша роль как церквей состоит в том, чтобы нести весть надежды, как мы находим её в Евангелии”.
Дополнительный репортаж Джереми Вебера.
Категория: Статьи |
Просмотров: 727 |
Добавил: Sergey
| Рейтинг: 3.0/2 |
| ИСТОЧНИК |