Мой коллега Джек Тейлор использовал фразу в проповеди: "Скорее всего, вы фарисей, если ... " и с тех пор я заинтригован этой идеей. Мы все должны научиться смеяться над собой и не защищаться, когда затрагивается наша слабость. Кротость, великая добродетель, может быть определена как способность принять жесткую критику, не защищаясь ни в малейшей степени. Для работы над этой статьей требуется определенная степень кротости, потому что я думаю, что она пригодиться всем нам.
Уверяю вас, что я являюсь экспертом в области фарисейства, потому что слишком многое из того, что следует дальше, продолжает бить меня между глаз. Я не горжусь этим. Но я хочу, чтобы вы знали: я не считаю себя полностью освобождённым от этого рабства. И всё же мы ещё посмотрим на те самые грехи, которые больше всего разгневали нашего Господа Иисуса.
Иногда мы сердимся на церковь, даже на молитвенное собрание. Молитвенные собрания являются основой хорошей церкви, но также могут быть самыми болезненно скучными временами недели. Это потому, что есть те, кто любит слушать, как молятся они сами и сводить других с ума. Фарисеи, хотя и хорошие люди во многих отношениях, сегодня живы и здоровы в церкви. Если же фарисейство раздражает нас, когда мы видим его в других, то мы должны видеть его в себе и в том, как оно должно одинаково огорчать Святого Духа.
Какова вероятность того, что вы или я можем быть фарисеями? Какие есть знаки или предупреждающие сигналы? Скорее всего, вы и я - фарисеи, если:
Мы любим показывать пальцем. Это даётся легко. Лучше всего это делает дьявол. Его называют "обвинителем" (Откр.12:10). Вы должны выбрать, хотите ли вы играть дьявола и показывать пальцем, или быть Иисусом, который позволяет нам сохранить лицо. Иисус фактически дал нам эгоистическую мотивацию для того, чтобы не указывать пальцем: "Не судите, и не будете судимы" (Лк. 6:37). Я потеряю выгоду от этого обещания, если буду играть роль обвинителя.
Мы любим говорить: "Попался". Мы любим ловить людей на месте преступления или видеть, как они корчатся, когда их обнаруживают. Видит Бог, у всех нас есть скелеты в шкафу, и если бы Он решил рассказать миру всё, что знает о нас, мы бы умерли на месте. Но есть и лучший способ жить. Иосиф мечтал, что увидит, как исполнится его мечта и браться поклонятся ему после того, что они сделали с ним, и он кажет им: "попались". Но когда мечта действительно исполнилась, он стал другим человеком и вместо того, чтобы смотреть на них с ликованием в их беспомощном состоянии, он заплакал перед ними и полностью простил их (Бытие 45:1-11). В этом был секрет его величия и причина, по которой Бог доверил ему столь высокий статус.
Мы хорошо умеем навязывать людям чувство вины. Закон неизменно признает людей виновными. Когда у вас есть интерпретации закона, которые превышают закон — или ваши собственные правила, которые вы считаете действительными — это только расширяет возможности для возможности вины. И когда мы накладываем наши правила и желания на друзей или врагов, чтобы потребовать, чтобы они соответствовали нашему стандарту, мы становимся фарисеями. Они любили заставлять людей чувствовать себя виноватыми. Бог не таков. Хотите верьте, хотите нет, но как только мы оправдываемся верой в одного Христа и ходим по вере, Бог не хочет, чтобы кто-то из нас чувствовал себя виноватым. Напротив, Он даёт нам Святого Духа, которым мы говорим Ему: "Авва, Отче" (Рим. 8:15). Когда чувство вины исчезает и мы общаемся с Отцом, радость становится больше, чем может предложить этот мир. Полное прощение означает, что мы не посылаем другого человека в путешествие с чувством вины; мы осознаём, что нам было прощено, и относимся к другим так же, как Бог относился к нам.
Мы требуем соблюдать стандарты, не записанные в Писании. Я вырос в церкви, где часто говорили о благочестивых стандартах. В детстве я не мог ходить в кино. Моя мать не пользовалась губной помадой. Мой отец не читал воскресных газет. Когда мы навязываем людям правила, даже если мы оправдываем их по той или иной причине, которые не прочно записаны в Слове Божьем, мы рискуем стать фарисеями нашего времени.
Мы практикуем чувство вины по ассоциации. Мы обвиняем людей в нечистоте, неправедности или нарушении порядка, когда они смешиваются с людьми других вероисповеданий, различных взглядов или сомнительного образа жизни. Если я принимаю приглашение проповедовать группе, с которой я не согласен теологически, делает ли это меня виновным в попустительстве тому, во что они верят? Нет. Но кое-кто обвинит меня. Фарисеи будут, но не Иисус. Если я пытаюсь заставить вас чувствовать себя постыдно из-за того, с кем вы решили провести время, я фарисей.
Мы предполагаем, что что-то или кто-то принадлежит дьяволу, когда служение этого человека вызывает у нас дискомфорт. Фарисеи не могли отрицать, что Иисус творил чудеса. Если бы они сказали, что эти чудеса были совершены Богом, это оправдало бы поведение Иисуса и посрамило бы их. Поэтому они прибегли к трюку, который с тех пор повторялся много раз. Они приписывали то, что было сделано, дьяволу. Если вам и мне угрожает успех других людей и вы замечаете, как они популярны, но у нас нет другого ответа, кроме как сказать: "они от дьявола", — мы фарисеи. Справедливо будет сказать, что они заблуждаются или находятся в богословском заблуждении. Но утверждать, что они от дьявола — это опасно.
Мы говорим, что человек не христианин, если он не согласен с нами. Вместо того чтобы вежливо сказать, что отдельные люди по какой-то причине не согласны с нами, мы бойко говорим: "эти люди даже не спасены". Всегда есть вероятность, что те, кто нападает на нас, на самом деле не обращены. Но зачем так говорить? Почему бы не дать им преимущество сомнения? Хорошее эмпирическое правило: когда вы ссоритесь с человеком, относитесь к нему с таким достоинством, что он будет уважать вас, когда вы помиритесь.
Мы ценим "то, как мы всегда это делали" выше изменений, даже если последнее не является еретическим. Помните, что фарисеи своими преданиями сделали Слово Божие бесполезным (Мф. 15:6). Их собственные традиции основывались не на Писании, а на их особых правилах. Когда появляются новые пути, которые не противоречат Писанию, остерегайтесь попасть в ловушку постоянного желания старого вина. Те, кто говорит: "старое лучше" (Лк. 5: 39б), хотят остаться в своей зоне комфорта — чтобы сохранить вкус, к которому они привыкли. Все новые движения, которые Бог поднимает, требуют перемен. Каждый человек, описанный в послании к Евреям 11, должен был выйти из своей зоны комфорта.
Мы не практикуем то, что проповедуем. Иисус ясно сказал о фарисеях, что "они не исполняют того, что проповедуют" (Мф. 23: 3). Я не могу представить себе большего лицемерия на планете, чем требовать от другого человека того, чего не сделал бы сам. Это не значит, что мы совершенны или никогда не грешим (1 Иоанна 1:8). Но если наши лица, сердца и жизни отражают любовь Иисуса, люди захотят того, что такого есть у нас.
Нам удобнее говорить о могущественных движениях Бога вчера, чем сегодня. Бог не всегда делает одно и то же дважды. Мы должны быть готовы потерять лицо во славу Божью и признать, что Бог может действовать прямо перед нашими глазами.
Мы относимся к себе слишком серьезно. Фарисеи считали себя остатком Божьим, и от них зависело сохранение закона своими традициями. Они очень серьёзно относились к тому вниманию, которое они требовали, к тому, как они одевались, как они пытались поймать Иисуса, как они требовали, чтобы их называли "раввин" и настаивали на почётных местах. Это образ жизни фарисея, и это вовсе не хороший знак, когда мы относимся к себе очень серьёзно. Это означает, что мы не можем смеяться над собой — конечно, мы не можем справиться с тем, чтобы над нами смеялись, слушать критику, не защищаясь, или проходить мимо, не дуясь, когда мы думали, что нас должны пригласить. Самые надёжные люди - это те, кто может посмеяться над собой, принять критику, не защищаясь, и быть обойдёнными, когда они думают, что с ними нужно посоветоваться или пригласить. Главная психологическая проблема фарисеев заключалась в том, что они были неуверенны в себе.
Мы судим по внешнему виду. Это граничит с чувством вины по ассоциации, но немного отличается. Я имею в виду, когда нам не нравится, как люди одеваются, их акцент, их соседи, их друзья, их образование или отсутствие такового, или их теологическое или церковное происхождение. Фарисеи - мастера в этом деле. Если я ищу значимость по своей внешности или одежде, или по тому, ношу ли я костюм или галстук, значит я впал в фарисейский образ жизни, что, безусловно, нехорошо.
Иисус сказал, что евреи не могут верить в Его мессианство, потому что они предпочитают хвалить друг друга, а не пытаться получить Божью похвалу. Мы должны сделать выбор: чьё мнение имеет значение? Если мы больше заботимся о том, что думают люди, то мы фарисеи. Больше всего на свете я боюсь, что мне нужно ваше одобрение больше, чем Божье.
Мы должны быть уверены, что люди знают об этом, если мы даём пожертвования, молимся или постимся. Иисус ясно дал понять: если мы делаем то, что делаем, чтобы люди видели нас, мы получим свою награду, но только здесь и сейчас — хвалу людей, а не Бога.
Мы мотивированы деньгами. Вы помните, что фарисеи любили деньги и руководствовались любовью к деньгам (Лк. 16:14). Гордость идёт почти параллельно с нашей любовью к деньгам. Другими словами, мы цепляемся за свои деньги и активы, но если кто-то обещает, что наши пожертвования — будь то церковь или благотворительность — будут известны благодаря нашему особому признанию и почёту, мотивация давать увеличивается, чтобы заставить нас давать. В этом случае Бог не получает славы, и мы не получаем от Него награды. Но что ещё более показательно, так это то, что мы щедро тратим на себя и чувствуем себя совершенно непринужденно.
Мы чувствуем себя праведными, сравнивая себя с другими. Вместо того чтобы измерять себя Словом Божьим, мы измеряем других. Когда мы получаем праведное чувство, выбирая кого-то, кого мы считаем более злым, чем мы сами, мы полностью избегаем того, что Иисус хочет, чтобы мы сделали, а именно, чтобы увидеть, каковы мы перед Богом, а не в глазах людей.
Мы не чувствуем греха своими мыслями, только своими делами. Фарисеи были оскорблены учением о том, что нечистым человека делает "то, что исходит из уст его", а не то, что входит в него (Мф. 15:11-12). Хорошее эмпирическое правило при оценке того, являемся ли мы фарисеями, заключается в том, как мы получаем ощущение греха. Если это только в том, что мы делаем, то мы можем немного сорваться с крючка. Фарисеи могли понимать грех только в терминах внешних действий — как и в большинстве Десяти Заповедей. Они никогда не останавливаются на 10-й заповеди, которая имеет отношение к сердцу, а именно, на зависти, которая убедила праведного Савла из Тарса, что он действительно был грешником (Рим. 7:7-9). Грех есть в наших мыслях, так же как и в наших делах. Поэтому, если мы утверждаем, что мы безгрешны только потому, что мы ничего не сделали, например, будучи сексуально безнравственными, мы, во-первых, обманываемся сами и, во-вторых, лишены истины.
Мы придаём большое значение малому. Конечно, мы делаем это тысячью способов, но пример Иисуса, когда Он сказал, что фарисеи "оцеживают комара, а верблюда проглатывают", имел отношение к десятине (Мф. 23:23-24). Фарисей — это тот, кто избегает личных обязательств по отношению ко всему закону, соблюдая некоторые из них, а именно правила, которые дают им хорошее чувство, что они в порядке. Десятина делает это прекрасно. Если отдельные люди платят десятину, они говорят себе, что с ними всё в порядке, потому что "большинство людей этого не делают". Более того, они удостоверяются, что они платят десятину, делая это по всем направлениям — десятина специй, таких как мята, укроп и тмин. Ничто не остаётся в стороне. Не важно, что есть более важные вопросы закона — например, справедливость (забота о бедных), милосердие (проявление доброты к незнакомцам) и верность. Я обнаружил, что иногда легче заставить христиан платить десятину в Вестминстерской часовне, чем заставить их выйти на улицы и свидетельствовать в субботу утром — или полностью простить своих врагов.
Мы являемся экспертами в поиске лазеек в законе, чтобы оправдать определенные области неповиновения. Мы можем сделать это сегодня многими способами. Например: "моя церковь не нуждается в деньгах; мне нужно оплачивать свои счета, чего Бог хотел бы от меня". Или мы оправдываем себя от прощения других, потому что они не извинились и должны покаяться в первую очередь. Мы сами создаём себе лазейки. Но нашим образцом должен быть Иисус, а не фарисеи. Никто не раскаялся при виде распятия, и всё же Он сказал: "Отче, прости им, ибо они не ведают, что творят" (Лк. 23: 34).
Мы больше озабочены тем, чтобы поддерживать нашу теологию, чем помогать людям. Мы видели, как фарисеи не могли заставить себя радоваться тому, что слепой исцелился, потому что исцеление происходило в субботу. Хорошо, когда мы высоко ставим здравую теологию в наших приоритетах. Я теолог, и я люблю теологию. Но когда Бог использует человека, чью теологию я мог бы разобрать на части, что важнее — ругать его за ошибку или радоваться, что Бог использует такого человека, чтобы видеть людей благословленными, исцелёнными и освобожденными?
Мы любим забивать богословские очки нашим врагам. Мне вспоминаются две церкви в Алабаме: одна Методистская (которая верила, что вы можете потерять своё спасение, если согрешите), другая баптистская (которая верила, что "однажды спасён, всегда спасён"). Обе церкви проводили выездные служения одновременно, но позже баптисты сказали: "у нас не было особого пробуждения, но, слава Богу, и у методистов его не было". Старинное фарисейство.
Мы утверждаем, что Бог одобряет нас, а не наших соперников, потому что мы знаем, что наша теология, а не их, здрава. Партийный дух, возникший из соперничества между саддукеями и фарисеями, держал их в стороне и подпитывал их мотивацию набирать очки. Но в глубине души фарисеи знали, что Бог должен быть с ними, а не с их противниками из-за таких учений, как воскресшая загробная жизнь и вера в ангелов. Саддукеи не верили в это, а фарисеи знали, что эти истины прочно обоснованы в их законе и традициях; следовательно, Бог определённо будет на их стороне. Это давало им ощущение превосходства. Они не просто думали — они знали, что находятся на стороне ангелов. Казалось, их нисколько не смущало, что прямо перед их глазами был Сын Божий, которого они не узнавали. Нам так легко принимать себя всерьёз, потому что мы знаем, что Бог будет на стороне более здравомыслящей стороны. Неужели? Он вполне может относиться к нам так же, как Иисус относился к фарисеям.
Мы легко отвергаем людей, которые нам не нравятся, потому что способны найти в них что-то действительно неправильное. Когда мы не хотим принимать кого-то, мы ищем в нём что-то абсолютно неправильное; поэтому у нас есть оправдание, чтобы не принимать этого человека.
Мы говорим: "мы более созвучны Богу, чем вы". Это работает несколькими способами, но позвольте мне упомянуть два из них. Во-первых, возьмите людей, известных как харизматичные. Я боюсь, что многие из них искренне думают, что они более духовны, чем другие. Если ты не говоришь на языках, значит, ты не такой духовный, как я. Или: "если вы не испытали на себе дары Духа, вы на самом деле не соприкасаетесь с Богом". Такие люди заставляют некоторых евангельских христиан чувствовать себя второсортными, и это фарисейское отношение помогает воздвигнуть стену, которая отделяет христиан от христиан. Но, во-вторых, возьмём кальвинистов. Я боюсь, что многие из них искренне думают, что они больше на Божьей волне, чем другие христиане. "Если вы не верите в верховную власть Бога, как мы, то вы неверующий". Или: "если вы не верите в предопределение и вечную безопасность верующего, вы на самом деле не знаете Бога Библии". Такой фарисейский дух отталкивает многих других христиан и заставляет некоторых из них чувствовать себя теологически неграмотными. Как видите, существует не один вид фарисеев!
Мы называем другого человека фарисеем. Когда я говорю: "твоя беда в том, что ты всегда судишь людей", - я просто осуждаю тебя. Что же делать? Ответ: мы должны научиться управлять языком (Притчи 10:19, Еккл. 5:2).
Правда в том, что фарисей скрывается в каждом из нас. Это означает, что мы будем среди тех, кого Иисус осудил больше всего. Один этот факт должен вывести нас из зоны комфорта и заставить увидеть не только нашу самоправедность, но и то, как мы должны быть благодарны Богу за то, что Он спас нас. Мы не заслуживаем спасения. Бог был просто добрым, добрым и милосердным. Он спас Саула из Тарса, истинного фарисея из фарисеев. А Саул, которого звали Павел, так и не смог прийти в себя. Он благодарил Бога, как мог, пока был жив.
Если Бог мог спасти Павла, Он мог спасти кого угодно. Если Бог может спасти вас или меня, Он может спасти кого угодно. Зачем Он это сделал? Я не знаю и, вероятно, никогда не узнаю. Я могу только провести остаток своей жизни, делая всё возможное, чтобы благодарить Его и показать Ему, как я благодарен.
|