Мк.8:31-33 «Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру...»
Здесь показан момент, когда Иисус впервые говорит ученикам о Своих страданиях. Почему Он не говорил об этом раньше? Потому что раньше было важнее другое — закрепить в их сознании сам Его СТАТУС, т.е. то, Кем Он является. Этому как раз и способствовал успех служения Христа.
Но теперь, когда они исповЕдали Его Христом, Он переходит к объяснению Своей ГЛАВНОЙ задачи. Понятно, что на фоне достигнутого успеха это новое откровение выглядит нелогично. Но рано или поздно Иисус должен был это озвучить, поскольку Его желание — это чтобы мы понимали не только Его статус, но также и Его цели.
И вот Пётр отзывает Христа и отводит Его в сторону. Раньше я как-то не замечал этой детали, но на самом деле она о многом говорит. Пётр вроде как «печётся» об умонастроениях остальных учеников. Но сам того не понимая, он присваивает себе право определять, что они могут слышать от Христа, а чего им лучше не слышать.
Вы знаете, как это бывает по жизни? Например, есть коллектив, успешно решающий какие-то задачи. В любом коллективе, помимо лидера, всегда есть пару инициативных людей — так называемых «приближённых». Это нормально. Так было, есть и будет. Так было даже в команде Иисуса.
Многие завидуют «приближённым», не понимая, что те всегда платят определённую цену. Во-первых, именно «приближённым» приходится получать тычки и затрещины от лидера. Пётр здесь как раз и выступает в такой роли. В данном случае именно Пётр, а не Иисус, инициирует внеочередное «закрытое совещание».
Итак, в нашем гипотетическом коллективе один из «приближённых» отзывает лидера и делится с ним своей озабоченностью. До этого коллектив успешно двигался, всё имело радужные перспективы, и тут на тебе! И поэтому очевидно, что Пётр ратует здесь за общее дело: «Господи, что Ты говоришь?! Всё шло так хорошо, и теперь Ты хочешь всё это испортить?».
Пётр не так уж и плох. Не такой уж он и «сатана», как может показаться на первый взгляд. Вернее, он просто в своём «амплуа», без каких-либо преднамеренных осознанных планов специально препятствовать Христу. А вот Иисус реагирует довольно жёстко, используя «сочные» выражения. Но нам должно быть понятно, что это обусловлено не «плохостью» Петра, а важностью цели, которой он не понимает.
И всё же сегодня я хотел бы прокомментировать не слова Христа, а Его ВЗГЛЯД. В 33-м стихе говорится не только о том, что Иисус сказал, но и о том, что Он обернулся и посмотрел на учеников. Когда я заметил это, то вдруг понял, что взгляд человека тоже может о многом сказать. Ведь повседневной жизни часто именно так и происходит — мы придаём значение не только тому, что нам говорят, но и тому, как на нас смотрят.
Итак, что означает этот взгляд Иисуса? Во-первых, то, что Его невозможно склонить на сторону какой-то группировки или коалиции (слово «обратившись» в начале 33-го стиха). Положить Ему руку на плечо и по-панибратски увести для формирования своего «семейного клана» — подобный «номер» с Ним не пройдёт.
Конечно, в нашей жизни всегда будут какие-то личные конфиденциальные вопросы или совещания, но не по основополагающим вопросам. Есть вещи в Царстве Божьем, о которых всегда нужно говорить открыто (стих 32). В плане служения у Бога могут быть «приближённые», но в плане личных отношений, в плане водительства Духом Святым и, в конечном итоге, в плане спасения — никогда.
Итак, Пётр отводит Иисуса в сторону, но Он всё равно оборачивается и смотрит назад. Здесь видна стабильность и постоянство Иисуса по отношению к тем, кого Он избрал. Никакие человеческие «поползновения» не способны преодолеть этого постоянства. Это как мощный магнит, который пытаются оторвать от металла, но он неизменно притягивается обратно.
Но главное, о чём говорит взгляд Иисуса — это ОБЕСПОКОЕННОСТЬ. Знаете, как это бывает в жизни? Вам приходилось видеть картину, когда двое говорят о каком-то человеке и один из них бросает в его сторону мимолётный взгляд (другой в это время шепчет: «не смотри! не смотри!»)? Вы наверняка много раз видели, какими красноречивыми бывают эти взгляды! Но главное — они всегда беспокойны.
И поэтому я верю, что Иисус здесь тоже беспокоится. Он беспокоится о том, чтобы на учеников не повлияли слова Петра, ведь они впоследствии неминуемо привели бы их к сомнению и окончательному неверию. Иисус не хочет, чтобы нас коснулся яд ошибочных человеческих мнений, которые на первый взгляд выглядят логически и хорошо, но в итоге способны упразднить Божий план для нашей жизни.
Я глубоко впечатлён этой спонтанной реакцией Иисуса, а также тем, что ради нас, «малых сих», Он готов отчитывать Своих «приближённых» в служении. Знаете, мы иногда «смакуем» хлёсткие выражения, представляя, как они повлияют на нашего подчинённого, но Иисус не такой. Он не просто удовлетворяет Своё якобы желание построже отчитать. Его реакцию можно назвать скорее естественной и спонтанной.
Именно спонтанная реакция человека показывает, КАКОВ он. Я хочу, чтобы понимая это, мы на примере естественных реакций Иисуса ещё раз увидели, каков Он. Насколько Он хочет ограждать и защищать нас. Насколько Он быстро реагирует и искренне волнуется, когда мы слышим что-то, соблазняющее нашу веру и мешающее Божьему плану для нашей жизни. Вот о чём говорит Его взгляд.
Какой же здесь урок для нас? Во-первых, нам нужно ценить и стараться замечать то, как Иисус относится к нам. Думать над этим, исследовать это. Господь ожидает от нас понимания того, какую важность Он придаёт СВОЕМУ плану для нашей жизни. И второе — на примере Петра мы должны избегать самоуверенности.
Смотрите, Пётр здесь действует тоже спонтанно, тоже естественно, но только уже со своей, человеческой стороны. Согласитесь, мы ведь тоже ведём себя точно так же. СтОит нас похвалить, как мы тут же подвергаемся искушению самоуверенности. Энтузиазм — это хорошо, но нам нужно научиться правильно его воспринимать.
Здесь Пётр подумал, что это ЕГО похвалили, но на самом деле Иисус похвалил не Петра, а Отца. И если мы чувствуем воодушевление от того, что Бог открывает нам что-то, это вовсе не означает, что мы хорошие. Просто Бог помиловал нас. Пётр же, поняв из слов Иисуса, что его откровение от Бога, подумал, что теперь его мнения всегда безошибочны. На самом же деле мы всегда нуждаемся в милости Божьей.
|