Лук.24:27-31 «...Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его; но Он стал невидим для них»
Почему, будучи узнан учениками, Иисус сделался НЕВИДИМ для них? Может, Ему всё-таки стоило остаться видимым и продолжить начатое с ними общение, оказав тем самым ещё большее влияние на их неутверждённые души? Ведь это только увеличило бы доказательную базу Его воскресения.
Но нет, в тот самый момент, когда ученики узнаЮт Его по плоти, Иисус предпочитает стать для них невидимым. Конечно, Он явится им снова в последующее время, когда они спешно возвратятся в Иерусалим для свидетельства о своём «Эммаусском» опыте. Однако ЗДЕСЬ Иисус считает важным укрыться от их физических глаз.
Возможно, тем самым Он хочет, чтобы ученики осмыслили полученную информацию наедине. У нас ведь тоже так бывает: мы получаем какое-то откровение и стремимся провести некоторое время наедине, чтобы в спокойной обстановке без внешних помех «попереваривать» данное откровение.
И всё же очевидно следующее — Иисус остаётся видимым до тех пор, пока изъясняет им Писание. А Своё характерное преломление хлеба использует лишь для того, чтобы подать им знак. Я верю, что в данном конкретном эпизоде это не случайно. В самОм Его подходе к общению с учениками что-то ПРОИЗОШЛО во время той Пасхи.
Здесь меняется СТИЛЬ их следования за Христом. Воскресший Христос хочет, чтобы теперь за Ним следовали ИНАЧЕ, чем это было раньше. Если раньше они просто физически шли за Иисусом, то теперь от них требуется обращённость к Слову, к рассуждению. Требуется ДРУГОЙ ТИП веры.
Получается, что воскресение Христа осуществило переход от одного вида духовного водительства к другому. Изменилось не только богословие, но и ПРАКТИКА, т.е. повседневная духовная жизнь учеников. Теперь для того, чтобы следовать за Иисусом, от них требовалось разумение Писаний и вера, основанная преимущественно на духовном слышании, а не на видимых посещениях.
Обратите внимание — речь идёт не об апостолах, а о «простых» учениках. Это значит, что данный подход распространяется НА ВСЕХ последователей Иисуса. Другими словами, поскольку «Эммаус» случился с «рядовыми» учениками, то это означает, что данный принцип становится неким общим правилом, применимым ко всем.
Здесь сокрыто ПРАКТИЧЕСКОЕ значение Пасхи (позвольте немного об этом — как никак праздник на дворе). Обычно в этот день принято с пафосом подчёркивать все те великие завоевания и преимущества, которые явились благодаря воскресению Христа. И это правильно, поскольку «если Христос не воскрес, то тщетна вера ваша».
Но помимо всех этих великих и глобальных значений, воскресение Христа сыграло неоценимую роль в ОБЫЧНОЙ духовной жизни простых людей — современников тех событий. Мы видим «маленьких» людей, которым является воскресший Христос и учит их делать то, чего они не делали раньше. На их примере Он демонстрирует, как будет действовать Дух Святой в последующее время церкви.
И я вполне серьёзно считаю, что если мы не примем во внимание этого практического аспекта Пасхи, то окажемся ничем не лучше тех, кто в этот день просто красит яйца или «разговляется». В этом смысле мы, евангельские христиане, тоже рискуем вполне успешно «красить яйца» (естественно, СВОИ).
Итак, пасхальная дорога в Эммаус является прообразом того, как Дух Святой, будучи Сам по Себе божественной Личностью, тем не менее указывает не на Себя, а на Слово. Это становится своего рода правилом, неким установленным порядком, ещё не усвоенным учениками, но уже вступающим в силу после воскресения Христа.
Многие хотят, чтобы Дух Святой вёл их таким способом, при котором приходит всё больше и больше новых откровений. Но основная задача Духа Святого — это не «заваливать» нас новым материалом, а НАПОМИНАТЬ нам об уже имеющемся у нас материале. Иисус сказал об этой функции в Ин.14:26 и других параллельных местах.
Говоря о «материале», я имею в виду не только записанное Слово Божье. Речь не о голом возвращении к «букве», а о специфической характерной черте Духа Святого, о которой почему-то мало кто задумывается. Эта Его черта проявляется независимо от того, обращаемся мы к записанному Слову или своему собственному, персональному откровению, имевшему место раньше.
И состоит она в том, чтобы напоминать и ИСТОЛКОВЫВАТЬ (интерпретировать). Причём неважно что. Конечно, в первую очередь это записанное Слово, но данная характерная черта Духа Святого не изменится, если речь пойдёт о персональном пророчестве или о нашем собственном откровении (переживании). Просто Он ТАКОЙ. Напоминать и толковать является неотъемлемым свойством Его Личности.
Да, немного дальше, в Ин.16:13б, Иисус скажет ещё об одной важной задаче Духа Святого — возвещать нам будущее, но в контексте главы эта функция стоит после напоминания (4-й стих), обличения (8-й стих) и возвещения истины (стих 13а). Т.е. сначала Дух Святой будет всё-таки наставлять нас на всякую истину, напоминая и ИНТЕРПРЕТИРУЯ Слово (или наши прежние откровения в свете Слова).
Конечно, Он возвестит нам и будущее, но в контексте Ин.16 это идёт уже ПОСЛЕ того, как Он напомнит и истолкует нам что-то имеющееся на данный момент. В этом смысле Бог вполне последователен. Сначала «фундамент», затем «стены» и только потом «крыша». Каждый новый элемент стоИт на основании предыдущего.
Ученики по дороге в Эммаус были в достаточной степени устремлены в будущее — «Мы надеялись было, что Он есть Тот, Который ДОЛЖЕН ИЗБАВИТЬ Израиля». Что же делает Иисус? Он возвращает их обратно — к Моисею и пророкам, напоминая и интерпретируя то, что у них уже давно было, но так и оставалось неистолкованным.
Многие сегодня «выдыхаются» и жалуются по поводу того, что Бог не говорит им в личном водительстве. Они устремлены в будущее, держась обетования Ин.16:13б, но не имеют должного отношения к Слову и правильного понимания основной функции (характерной черты) Святого Духа.
Посему так говорит Господь: «Сегодня у тебя нет недостатка в материале. Есть недостаток в ИСТОЛКОВАНИИ имеющегося материала. Обратись к тому, что ты уже имеешь, проси Меня правильно истолковать это — и Я дам тебе новый материал, и поведу тебя в ТВОЁ будущее. Имеющему дано будет и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что он думает иметь».
|