Лук.4:17-20 "...и глаза всех в синагоге были устремлены на Него"
Здесь Иисус не проповедует длинную проповедь – Он всего лишь зачитывает библейский отрывок. Интересно, сколько это заняло времени? Если подойти формально, то проповедь Иисуса выглядит немного «скуповатой». Сегодня подобный стиль мы назвали бы пустым цитатничеством. И тем не менее даже такое «дежурное» цитирование вызывает далеко «недежурную» реакцию. Глаза ВСЕХ в синагоге были устремлены на Него.
Обратите внимание, в 20-м стихе Иисус ещё ничего напрямую не сказал. Он ещё не заявил о Своём мессианстве, Он ещё не вступил в дискуссию, не развернул Свою мысль и не привёл ни одного примера. Спустя несколько мгновений Он сделает это, но всё, что Он делает СЕЙЧАС – это просто читает отрывок, отдаёт книгу и садится на Своё место.
И теперь наступает момент, когда глаза всех с немым ожиданием устремлены на Него. Почему-то не выходит следующий проповедник, не цитирует другой отрывок, не продолжает привычный ход богослужения. Все дружно отступают от регламента. Все чего-то ждут. «Народ желает разобраться…» (с)
Часто ли у нас бывает такое? Часто ли простое цитирование с кафедры, не «сдобренное» шутками или душещипательными историями способно заставить нас оторваться от привычного хода наших «воскресных» мыслей? Да так, что нет сил переключиться на следующего проповедника? Пожалуй, бывает. Но наверное, не так часто, как хотелось бы.
Итак, в ДАННЫЙ момент посетители синагоги сосредоточены не столько на мессианских притязаниях Иисуса, сколько на «словах благодати, исходивших из уст Его». Помазание? Да, конечно, но я не думаю, что только это. Во всяком случае, данное помазание характеризуется не просто внешней харизмой. В нём присутствует что-то ещё…
В 17-м стихе написано, что Ему подали книгу пророка Исайи. Не сказано, что Он Сам выбрал эту книгу — Ему именно ПОДАЛИ её. Была ли она выбрана в порядке какой-то специальной очереди (т.е. заранее прописанной процедуры)? Достоверно неизвестно, но лично я верю, что Иисус не выбирал книгу – Он лишь выбрал в ней подходящее место.
А вот это уже интересно. Если Иисус не выбирал книгу, то и «фишку» следует искать не в самом месте Писания, а в чём-то другом. Так в чём же «фишка»? А вот в чём – цитируемое слово на тот момент абсолютно СООТВЕТСТВОВАЛО Иисусу. Его состояние полностью ГАРМОНИРОВАЛО с тем, что Он читал.
И специфическое помазание, которое привлекло внимание прихожан – это «помазание соответствия». Данный термин мой собственный (свободный), так что просьба не судить слишком строго. Дело не в самом термине, а в той КОНДИЦИИ, до которой Бог хочет нас довести, как служителей. Нам в этом плане нужно постараться быть такими же, как Иисус. Поэтому моя центральная мысль сегодня - это слово "соответствие".
Хочу подчеркнуть, что для Иисуса этот принцип (соответствие) сработал бы при любом варианте выбора книги. Ему было всё равно, откуда цитировать: из Исайи – так из Исайи, из книги Псалмов – так из Псалмов, из книги Бытия – так с Бытия. «Подайте Мне любую книгу – Я в ней Себя всегда найду».
Посетители синагоги слышали Иисуса и раньше, но здесь они одновременно и все вместе почувствовали разницу. Кто-то скажет: «Ну да, то было до крещения Иисуса Святым Духом, а это — после». И всё же думаю, что дело не просто в крещении Духом Святым. Позвольте поделиться тем, как я это понимаю.
По идее, уже в момент Своего крещения Иисус стал, так сказать, полностью «сформированым». Почему же Он не начинает проповедь? Почему Он бросает всё и идёт в пустыню? Мы знаем — для того, чтобы сражаться и победить. И только ПОСЛЕ ЭТОГО к Нему приходит помазание соответствия.
За что же Он сражался в пустыне? Мы знаем — за то, чтобы жить «не хлебом единым, но всяким словом, исходящим из уст Божьих». Иисус сражался за «рему». И помазание соответствия пришло к Нему не за счёт Его врождённых преимуществ, не «по блату», не потому, что Он «папенькин сынок». Нет, всего этого Он достиг как Человек.
Таков наш Иисус. Говоря нам Своё слово, Он заботится, чтобы это слово проистекало не просто с позиции изначального божественного превосходства, а с позиции по-человечески ДОСТИГНУТОГО Им соответствия («страданиями навык послушанию»). Говорить к нам Ему всегда ЧЕГО-ТО СТОИТ.
Кто-то скажет: "Ну-у-у, это идеал". Конечно, идеал. Но мы порой настолько успокаиваем себя данной отговоркой, что перестаём даже ПЫТАТЬСЯ приблизиться к этому идеалу. Мы вполне удовлетворяемся «хлебом единым» и искусно оправдываем себя.
Удивительно, как став христианами, мы научились лицемерить порой более утончённо, чем даже этот мир. Мы научились говорить правильные слова, за которыми на самом деле ничего нет. Мы научились петь "Иисус, я люблю тебя", на самом деле не желая проводить с Ним время. И самое главное в том, что и проповедующие и слушающие эту ситуацию (т.е несоответствие) прекрасно понимают и смиряются с этим.
Оказывается, можно быть крещённым Духом Святым, но продолжать жить «по старинке», т.е. всё тем же «хлебом единым». Я видел это много раз. Мы не хотим сражаться, не хотим проходить обрезание характера (чтобы «Богу одному поклоняться и Ему одному служить»). И как после этого мы хотим, чтобы наши слова чему-то соответствовали, чтобы за ними действительно что-то было?
Мы, наконец, должны признать, что путь для достижения соответствия - это не только вдохновиться у Иордана, но отвергнуть плоть и сражаться в пустыне за получение "ремы". Другого пути для этого нет. Крещение Духом Святым – это ещё не соответствие. И даже сама по себе пустыня тоже не означает соответствия. А вот ПОБЕДА в пустыне – это уже соответствие.
Если мы соответствуем Слову, то уже неважно, какую книгу нам подадут. Впрочем, Бог позаботится, чтобы нам подали НУЖНУЮ книгу.
Vavian, ценное дополнение - фактор милости действительно определяющий. Просто нашей человеческой логике иногда трудно совместить Божью милость и нашу человеческую часть. Тем не менее, Писание это легко совмещает - "Приступаем к Нему, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи". Видите, наша часть никак не противоречит Божьей.
Все эти наши "потуги" в пустыне вовсе не претендуют быть ценой, согласно которой Бог обязан нам что-то продать (в т.ч. помазание). Наши "пустынные" мУки - это всего лишь демонстрация Богу того, что мы на самом деле ХОТИМ Его милости. Не платим, не заслуживаем, а всего лишь хотим. Всё остальное (в т.ч. помазание) - заслуга исключительно Его милости и суверенных решений.
Что касается 12-летнего Иисуса в храме - это пример Человека с Духом, который "В" Нём. После крещения Иисус является примером Человека с Духом, Который уже не только "В", но и "НА" Нём. В храме все дивились РАЗУМУ и ОТВЕТАМ Его, а в синагоге - словам БЛАГОДАТИ. Согласитесь, это немного разные вещи. В Писании я нигде не вижу, чтобы кто-то отмечал проистекающую через Христа благодать ДО Его крещения.
Вот еще одна нужная цитата из книги: 46 Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; 47 все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. (Лук.2:46,47) В 12 лет Он был уже помазанным оратором. Я согласен с автором что за помазание нужно заплатить, но есть фактор очень важный и нельзя сказать однозначно что если не заплатишь - не получишь. Фактор этот называется "простертый скипетр милости", Бог - Он Царь, и если Он захочет дать - Он даст независимо от наших заслуг. Поймите правильно, я не опровергаю мысль автора, наоборот, мне очень понравился стиль статьи и содержание, но внутри я почувствовал что дух начал напоминать мне моменты в моей жизни когда я незаслуженно получал то что не полагалось мне. Это просто характер Бога, Он Милостивый и Любящий. Но также и справедливый, если надо заплатить - то мы заплатим и Он не даст пока не будет мера полной. Спасибо и благословений автору.
супер. спасибо за слово!!!! видно автор имеет такие тесные отношения с Богом, что выдаёт тут такие откровения. это здорово!!!!!! тоже так хочется с Богом близко ходить......