Служение Господу – это не увеселительная поездка. Тем не менее, оно увлекательно, интересно, но по пути то здесь, то там обязательно встречаются страдания. Самым интересным в страданиях является то, что их невозможно обойти. Апостолы в наставление ученикам говорили, что многими скорбями нам надлежит войти в Царство Небесное. Даже об Иисусе сказано, что, "хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию…” (Евр.5:8). Если о Божьем Сыне сказано, что Он учился послушанию, и метод обучения заключался в страданиях, то мы уж точно этого не избежим, если хотим жить в послушании Богу. Господь сказал, что ученик не может быть выше учителя. Если Безгрешному пришлось учиться послушанию, то нам, грешным, и подавно придется.
В своем следовании за Иисусом Христом я заметил определенную закономерность относительно страданий: их можно условно разделить на три категории: 1) страдания, возникающие вследствие греха; 2) страдания, целью которых является закалка моего характера; 3) страдания, цель которых трудно объяснить. Страдания, которые встречаются на пути по причине моей греховности, я бы назвал страданиями без необходимости. Они, можно сказать, не входят в Божий план, так как являются результатом моей глупости. Вот в этом как раз и является Божья слава, потому что Он способен даже глупость мою обратить мне во благо, если я, конечно, займу правильную позицию во время таких страданий. Мне приходится смиряться, каяться и признавать свои ошибки. Без смирения и покаяния "выйти” из подобных скорбей невозможно. Пример таких страданий можно найти в жизни Давида, когда он согрешил с Вирсавией, в результате чего умер их первый ребенок.
Второй тип страданий я бы назвал "необходимыми” страданиями. Они напрямую связаны с совершенствованием моего характера. Нередко кажется, что причиной этих страданий является поведение или действие других людей. Но, на самом деле, причина не заключается в других людях, а в моей реакции на них. Такие ситуации бывают очень болезненными, особенно, когда кажется, что страдает твоя репутация, или оспаривается твой авторитет. В таких обстоятельствах бывает очень сложно отделить человека от процесса, в котором Господь меняет ту или иную грань моего характера, или освобождает меня от какого-нибудь порока. Очень хороший пример этому можно найти в Библии в описании истории, происшедшей с царем Давидом. Ему пришлось бежать из Иерусалима из-за Авессалома, сына своего, которого он любил и которому всегда желал только добра. Авессалом же составил заговор против царя Давида. Во время того, как Давид, его семейство и слуги, выходили из города, человек, по имени Семей, злословил Давида и бросал в него камнями. Давидов военачальник хотел убить его, но Давид сказал ему: "… пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь?…” (2Цар. 16:10). Давид не пытался защищаться, отстаивать свою репутацию, свой царский авторитет. Он понимал, что именно Бог допустил эту ситуацию в его жизни для того, чтобы что-то изменилось в характере Давида. Очень часто этот вид страданий направлен на то, чтобы научить меня любить других людей.
Третий тип страданий самый сложный, потому что ни теология, ни опыт не могут объяснить причину страданий или принести утешение в скорбях. Этот вид скорбей я называю "страданиями Иова”. Ни он сам, никто другой не мог объяснить Иову причину тех горестей, что обрушились на него. В таких страданиях очень сильно испытывается вера в Божью любовь и Божьи благие намерения для тебя. Жена Иова сказала ему: "Похули Бога и умри” (Иов. 2:9). Друзья Иова пытались найти причину его страданий в греховности Иова. Но, впоследствии мы читаем, что Бог сказал о них, что они были неправы, потому что они "… говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов” (Иов. 42:7). Во время таких скорбей чаще всего задаешь себе и Богу вопрос "почему?” Самым интересным в этом типе скорбей является то, что Бог обычно оставляет этот вопрос без ответа. В конце книги мы читаем повествование о встрече Иова с Богом. Эта встреча было именно тем, о чем молился Иов, – чтобы Бог пришел и объяснил ему: "почему?”. Но, когда Бог явился ему, у Иова не было возможности задать Богу ни одного вопроса. Вопросы задавал Господь, а на главный вопрос "почему?” Он вообще не ответил. Тем не менее, мы видим, что Иов прошел это испытание и не поколебался в вере в Божью благость и любовь. Наверное это самый трудный вид страданий, – когда их причина так и остается неясной. Единственное, что может помочь пройти эти страдания это личный опыт взаимоотношений с Богом, через который ты познал безусловную любовь и благость Божью к тебе, а также "слепая” вера в Божье Слово, которое говорит, что Бог действительно есть Любовь. Очень хорошо об этом сказал Соломон: "Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой” (Прит.3:5).
Олег Романенко
|