Большинство сообщений в этой книге являются свидетельствами современников, которые сами видели и слышали ангелов. Я скомплектовала их в контексте библейских сообщений о появлениях ангелов, чтобы показать, что те же самые ангелы действовали как тогда, так и сейчас. Эта глава – о нескольких случаях, которые происходили в течение двух тысяч лет, все из которых несут на себе аналогичную печать подлинности.
Самое раннее сообщение об ангелах я нашла в «Библейском студенте» - о Святой Сесилии, которая жила в Риме во втором-третьем веке нашей эры, когда христиане были преследуемы и мучимы римлянами. Она жила бедной и святой жизнью, посвятив свою душу и тело Богу. Но, против ее воли родители отдали ее замуж за римлянина по имени Валериан. В свадебную ночь Сесилия сказала ему: «Валериан, раскрою тебе тайну. Здесь находится прекрасный ангел, который защищает меня, и он не позволит никому навредить мне». Валериан ответил: «Покажи мне этого ангела, и я тоже стану христианином». Сесилия сказала: «Если ты веришь в единого живущего и истинного Бога и крестишься водным крещением, ты увидишь ангела». Валериан быстро согласился, поэтому Сесилия сказала ему, чтобы он пошел и нашел старого слепого человека у дороги, который направит его туда, где находится епископ, скрываемый от преследований.
Когда Валериан вернулся после водного крещения, он увидел, что Сесилия молится на коленях, и около нее стоит ангел, чей небесный свет наполнял всю комнату. Он был настолько охвачен благоговением, что сходил за своим братом Тибертиусом, который тоже услышал истину об Иисусе Христе от Сесилии и был отправлен креститься. По возвращении Тибертиус тоже увидел ангела и великолепный небесный свет. К этому времени двое молодых людей так наполнились Божьим Святым Духом, что вышли и открыто проповедовали о Христе. К сожалению, они были арестованы и замучены за веру. Судья Алмахиус, который приговорил их к смерти, услышав, что они были богаты, захотел присвоить их богатство. Узнав, что один из них женат на Сесилии, он послал за ней, требуя их имущество, но был разочарован, узнав, что она все раздала бедным. Взбешенный, он приказал разжечь огонь, в который должна была войти Сесилия. Однако ангел, который был видим, вошел с Сесилией в огонь, и она осталась невредима.
Это похоже на сообщение о трех юношах в книге Даниила, которые были связаны и брошены мстительным царем в «печь, раскаленную огнем». Те, которые находились снаружи, видели четвертого - ангела, и все четверо ходили посреди огня, несвязанные и невредимые. В конечном счете, они были выпущены и даже их волосы и одежда не были опалены, хотя жар от огня убил солдат, которые бросили их туда (Даниил 3:13-30). Точно таким же образом в течение дня и ночи Сесилия оставалась в огне, но ни один волос на ее голове, ни ее одежда не были затронуты пламенем. Тогда Алмахиус приказал, чтобы Сесилию обезглавили, но даже тогда у палача было три безуспешных попытки обезглавить ее, и так было в следующие три дня, пока она не умерла.
Как случилось в Библии с Авраамом и Сарой (Бытие 18), и с женой Маноя (Судей 13), к нескольким женщинам приходил ангел, чтобы сообщить им, что ребенок, ожидаемый ими, был особенно святым. Это произошло с матерью Святого Финтана из Клонинафа в начале семнадцатого века. У мальчика был пророческий дар и знание, он стал монахом и позже настоятелем монастыря. Сообщают, что Святой Коламба из Айоны видел в видении Финтена, стоящего среди ангелов перед судным троном Христа каждую воскресную ночь. Коламба послал ученика разыскать этого аббата в Ирландии, чтобы познакомиться и научиться от него. Коламба описал его как человека «святого и миловидного, с румяным лицом и лучистыми глазами».
Моника родилась в 332 г. н.э. в Северной Америке. Она была терпеливой и мягкой; ее молитвы и личный пример воздействовали на резкого мужа и сварливую свекровь, которая жила с ними, они стали христианами. В более поздние годы ее молитвы сосредоточились на ее блистательном сыне Августине, который расточал свои мозги и благоприятные возможности, живя беспутной жизнью. Она была ободрена, увидев сияющего ангела в видении. В видении она стояла на деревянном бруске, оплакивая своего падшего сына, когда появился ангел и попросил ее утереть слезы. «Твой сын - с тобой», - сказал ангел, и она увидела Августина, стоящего на бруске рядом с ней. Это было пророчество, потому что это случилось за девять лет до того, как Августин обратился. Он прошел посвящение в сан пресвитера и позже стал епископом Гиппо в Северной Африке и был им в течение тридцати пяти лет. Он написал о многом, самая известная из его работ – «Исповедь», содержащая в себе его знаменитую фразу:
Ты создал нас для Себя, и наши сердца не найдут покоя, пока не успокоятся в Тебе.
Святой Франциск Азисский родился в Италии примерно в 1182 году. Он был из богатой семьи и в начале расточал свое наследство. В начале двадцатых он ушел, чтобы присоединиться к боевым действиям на юге Италии, там, в Сполето, он заболел. Во время болезни он услышал небесный голос, сказавший ему вернуться домой и «служить Господу больше, чем людям». Мы не знаем, видел он ангела или только слышал голос. Однако это было точкой поворота для Франциска, который с того момента преданно служил Господу Иисусу Христу.
Жанна д'Арк жила всего лишь девятнадцать лет (1412-1431), но она стала национальной героиней Франции. Необразованная, но набожная крестьянская девушка из Домреми в возрасте тринадцать лет начала слышать голос, сопровождаемый «великим светом». Через некоторое время она поняла, что с ней говорит архангел Михаил, давая ей особенные инструкции. Позже она также смогла видеть его, и, кроме этого, она слышала голоса двух других, в которых узнала Святую Катерину и святую Маргарет. Когда ее позже спрашивали, как к ней приходили видения, Жанна сказала, что перед ее глазами появлялся архангел Михаил, и он был не один, но сопровождаем небесными ангелами. На вопрос, видела ли она ангелов физически, Жанна ответила: «Я видела их физическими глазами, так же хорошо, как вижу вас». Вопрос был ловушкой, так как в то время думали, что ангелы не могут являться физически, но Жанна не знала этого; она просто рассказала то, что видела. Потом прибавила: «Когда они оставляют меня, я плачу; и я всем сердцем желаю, чтобы они взяли меня с собой». Ей несколько раз задавали вопросы относительно видений и, со временем, она просто отвечала: «Хотите верьте мне, хотите – нет».
Целью видений Жанны было ободрить французскую армию в борьбе против вторжения англичан, которые стремились захватить французский трон. Французские офицеры боялись агрессоров, не веря, что эта худенькая девушка, которая сама присутствовала на приеме у короля, сможет изменить судьбу пораженной армии. На вопрос о причине ее просьбы об аудиенции с принцем Карлом она ответила, что не умела читать и писать, но она знала, что голоса повелели ей окружить осажденный Орлеан и короновать короля в Реймсе. Придворный решил проверить Жанну, разговаривая с ней в присутствии принца, которого она раньше никогда не встречала и не видела. Карл переоделся придворным, а кого-то одел в величественные одежды. Но Жанна не обманулась и сразу же подошла к Карлу, говоря: «Я Божий посланник, чтобы сказать Вам, что Вы будете королем Франции».
Когда Жанна следовала ангельским указаниям, она добивалась успеха, не имеющего себе равных, вдохновляя французскую армию к победе. Семнадцатилетняя, она вела победоносных солдат к Реймсу, где Карл был коронован с большой пышностью. На коронации Жанна увидела ангела, несущего корону королю и «свыше трехсот присутствовавших людей тоже это видели». Ее миссия завершилась, Жанна хотела вернуться к простой деревенской жизни, по которой она соскучилась, но ей никогда не было разрешено вернуться. К сожалению, ее победа в битве, которая сделала ее героиней в обществе, вызвала зависть при королевском дворе. В 1430 году Жанна была схвачена герцогом Бургундии, который сражался на стороне Англии. Малодушный король Франции Карл ничего не сделал, чтобы спасти девушку, которая так много ему помогала. После долгого и несправедливого суда ей был вынесен приговор как ведьме, потому что она слышала голоса. Она была сожжена на рыночной площади в Руане; печальный конец для девушки, которая не стремилась с собственной славе, но была используема Богом для освобождения Франции от господства Англии.
Тереза из Авилы (1515-1582) была кармелитской монахиней, которая видела видения и переживала посещения ангелов, которые по оценке священника были от Бога. Однажды, как повествует книга Батлера «Жития святых», Тереза, когда повторяла по памяти «Пришел Создатель духов», услышала слова, обращающиеся к ней: «В Моей воле, что ты будешь общаться не с людьми, но с ангелами». С тех пор она слышала речи, «даже более ясные и чистые, чем те, что слышат люди телесными ушами». Они наполнили ее твердой истиной, радостью и миром, которые видны в ее известных рукописях, особенно «Дорога совершенства».
Джон Милтон (1608-1674) много написал об ангелах в своей работе «Потерянный рай» и «Возвращенный рай». Он также написал об ангелах в коротких поэмах, таких как «Ода на Утро Рождества Христова» и «Блаженная пара сирен», но нет никаких свидетельств того, что он видел ангелов сам. Многие другие поэты написали вымышленные работы об ангелах, включая Данте, Джона Генри Ньюмена и Генри Лонгфелло. Только Уильям Блейк (1757-1827), английский поэт и художник, сказал, что он видел видения ангелов регулярно, начиная с детства и до зрелого возраста. Он нарисовал и написал о них и, в течение последних нескольких лет своей жизни зарисовал много виденных им видений. Время от времени, когда он рисовал, он вдруг останавливался и прозаично говорил: «Я не могу продолжать – оно исчезло!» Уильям Блейк был человеком одаренным, хотя и несколько неученым, гениальным. Искренне любящая душа, он был пренебрегаем и неправильно понят большинством современников, но вел яркую и насыщенную жизнь, озаренную видениями. Блейк однажды сказал: «Образ жизни людей сегодня и правящие идеи современного века отодвинули ангелов на задний план». Он старался своим искусством и поэзией нейтрализовать это.
В 1859 году пробуждение в Уэльсе повлияло на тысячи людей и изменило многие жизни. Это был хороший показатель возрастания духовной активности и, за двенадцать месяцев каждая область в Уэльсе ощутила его влияние. Эйфон Эванс в своей книге «Когда Он приходит» сообщает, что «Необычным феноменом в этом пробуждении было «пение в воздухе», которое слышали многие надежные свидетели. Звук небесных ангельских голосов, сладкий и нежный, соединенный в гармонии, без какой-либо явной мелодии, пленял. Он оказывал такое влияние на слушателей, что они даже не шевелились, как будто пригвожденные к месту». Позже во время уэльского пробуждения 1904-1905 годов также было много случаев слышания ангельского пения, когда Божий Святой Дух сильно сходил на людей и изменял их жизни.
Известный человек Садху Сундар Синг родился в Индии 3 сентября 1889 года. Его отец был богатым землевладельцем, который дал Сундару все возможности получить хорошее образование и достичь высокого положения в обществе. Его мама была благородной и одарованной леди, которая учила своего драгоценного сына искать мир через обучение. В детстве он непрерывно изучал сикхские, индусские и мусульманские священные писания, но нигде он не мог найти мир, который искал. Одним из ярких моментов в его юной жизни был, когда он пошел со своей мамой навестить старого святого человека, мудреца, который жил один в джунглях. Сундар был отправлен матерью в лучшую школу в местности, которая была открыта христианскими миссионерами, но он ненавидел христиан и Библию, делая жизнь учителей и друзей, которые становились христианами, очень трудной. Его мама умерла, когда ему было четырнадцать лет, и после этого его поиски сделались еще более горячими для шанти, что на индийском языке означает «мир, полное удовлетворение души».
На следующий год однажды ночью Сундар молился, что, если Бог есть, чтобы Он открыл Себя ему. Он был настолько доведен до отчаяния, желая узнать истинный мир, что, решил, что если его молитва останется без ответа, закончить жизнь самоубийством, бросившись под скорый поезд, который проходил мимо его дома в 5 утра. Он проснулся в 3 утра, принял рано утром душ, как всегда делают индусы и сикхи перед прославлением, и вернулся в комнату, чтобы помолиться. Он поднял голову, открыл глаза и удивился, увидев в комнате облако света, в то время как все еще было темно. Свет становился ярче, и потом он увидел светящуюся фигуру Иисуса Христа, который спросил: «Почему ты преследуешь Меня? Я умер на кресте за тебя и за весь мир». В то время как Иисус говорил, Сундар лежал ниц и прославлял Его. Когда облако исчезло, он ушел, чтобы разбудить отца и рассказать ему о произошедшем, которое побудило его сделаться христианином.
Семья Сундара пыталась изменить его мышление, смертельно возненавидев и выгнав его из дома и лишив наследства, так в пятнадцать лет он начал бродяжническую жизнь, узнавая больше об Иисусе везде, где мог, и говоря об Иисусе со всеми, кто хотел слушать. Он приобрел уважение как христианский святой. У него было три ангельских посещения, о которых я прочитала. Однажды Сундар почувствовал упадок духа, когда шел от одной деревни к другой. К нему присоединился другой человек, который говорил так ободряюще, что Сундар почувствовал себя намного лучше к тому времени, когда они достигли следующей деревни. Сразу после этого он обнаружил, что остался один, другой человек исчез. Он был уверен, что Господь послал ангела ободрить его. В другом случае он шел в Гималаях по лесной тропинке, которая привела к реке, слишком широкой, чтобы перебраться через нее. Время было ближе к ночи, и это было опасное место, чтобы быть одному ночью, с дикими животными вокруг. Он поднял глаза и увидел человека, гревшегося у огня; человек выкрикнул: «Не беспокойся, я пришел помочь тебе». Он вошел в реку и пришел через нее к Сундару. Посадив Сундара на плечи, он перенес его, но, когда Сундар спустился вниз, то там не было ни следа другого человека, ни огня.
Третий раз Сундар получил ангельскую помощь, когда его арестовали в городе под названием Раса, в Тибете. Он был взят перед верховным ламой и обвинен в христианском учении, «иностранной» религии. Его приговор был быть брошенным в сухую скважину, где много людей до этого были оставлены умирать. Верх был закрыт крышкой, и Сундар был заперт среди разлагающегося мяса и костей, чтобы сгнить в полной темноте. Он думал: «Мой Бог, почему Ты оставил меня?» Через несколько часов он услышал, что крышка убрана, и увидел спускающуюся веревку. Голос сказал: «Держись за веревку». Сделав петлю, поддерживающую его под рукой, Сундар выбрался наверх и снова с наслаждением вдохнул свежий воздух. Вокруг не было ни следа его избавителя, но он наслаждался свободой. На следующий день он опять публично учил об Иисусе. Когда верховный лама услышал об этом, он снова арестовал Сундара и гневно потребовал объяснений, как тот сбежал. Был только один ключ от замка крышки, поэтому лама предположил, что он украден. Он был удивлен, найдя ключ, по-прежнему прикрепленным к своему поясу. Он немедленно освободил Сундара, сказав ему покинуть область, но больше не смел наказывать его.
Здесь, на западе, христианские церкви и кафедральные соборы тщательно украшены росписью, иногда полностью все стены и потолки, подобно Сикстинской капелле в Риме. Резьба по дереву, витражные окна, вышивки, каменные и мраморные статуэтки – всевозможные изображения христианских учителей посредством искусства. Возможно, трудно передать то, что можно выразить устно, в динамичных и живых формах живописи. С ангелами, в особенности, реалистичное изображение «экстраординарного блеска», «великолепия», «интенсивного сияния» очень проблематично. Некоторые художники сумели успешно восстановить по памяти цветные изображения ангелов, но это, конечно, труднее, чем показать блеск ручкой и чернилами, особенно глаза ангела, которые очень живые.
Согласно своим традициям художники Востока и Запада рисовали ангелов в соответствии с пониманием и видением каждого периода. Византийская империя (в начале четырнадцатого века) представила искусство, которое первоначально заботилось об истинном учении и установило критерий для христианского искусства. Сегодня искусство восточной православной церкви все еще следует традиции византийского искусства. Православные изображения ангелов стремятся передать мощь, небесную силу, светлость и скорость полета. Если византийские ангелы приковывают нас к себе своей красотой, то эти вдохновляют нас своей мощью и дают уверенность. Каждый всегда чувствует безопасность в их присутствии.
В тринадцатом веке ангелы обычно изображались с могучими крыльями, в длинных белых мантиях и с босыми ногами. Иногда они держали свитки или музыкальные инструменты и выглядели очень мужественными. В первой половине шестнадцатого века многие статуи в церквах были изуродованы, потому что их рассматривали как идолов. К счастью, многие из них были не повреждены, включая впечатляющие уцелевшие статуи Собора Линкольна и Вестминстерского аббатства.
Эпоха Ренессанса была эпохой возрождения в искусстве и просвещения в Италии и в других частях Европы в 14-16 веках. Новые идеи и техники живописи принесли повсюду быстрый рост множества высококачественных произведений. Изучение перспектив и анатомии человеческого тела означало, что художники могли соблюсти размеры в картинах, перейдя от безжизненных фигур на плоском фоне ранних веков. Распростираясь над стенами и потолками, ангелы казались больше похожими на людей с крыльями. Часто им давали сложную одежду и обувь, иногда ярких цветов. Люди сегодня иногда описывают одеяния ангелов как яркие, но в основном в пастельных тонах. Умение летать у ангелов кажется захватывающим художественным образом, дающим возможность всему полотну быть наполненным активностью – люди в нижней половине, ангелы – в верхней. Ангелы изображены в искусстве девятнадцатого века не столь витиевато украшенными. Протестантизм призывал к большей простоте, поэтому ангелы имели тенденцию быть не сложными, даже блеклыми, одетыми в простое платье, обычно белое. Идея о женоподобных ангелах, кажется, пришла оттуда, хотя большинство людей, рассказывая мне об ангелах, говорили, что они выгдядели сильными и мужественными. В Викторианскую эпоху ангелов стали изображать более сентиментальными и слишком похожими на людей. От эпохи Ренессанса до наших дней ангелов постепенно стали изображать более и более человекоподобными, чем небесными. Возможно, это рассматривалось человеческими глазами, сфокусированными больше на земных и научных вопросах и потерявшими духовную истину Божью.
Во многих церквах в Британии есть картины или статуэтки ангелов, особенно в церквах под названиями Святого Михаила и Всех ангелов. Возможно, одна из большинства динамичных бронзовых статуй последних лет – изготовленная сэром Иаковом Эпштейном на внешней стене входа в Собор Ковентри. Он трудился над ней в свои семьдесят лет между 1955 и 1958 годами. Святой Михаил был изображен как сильная крылатая фигура, свыше 3,5 метров ростом, попирающий дьявола ногами. Это драматичное изображение истинного правосудия. Если посчитать, сколько ангелов можно увидеть в произведениях искусства и статуях в церквах по стране, то это удивительно, как мало внимания мы уделяем им. …(продолжение следует).