Утверждать, что осталось – книга Откровения
Неделя 48, 2016
Перейдем у изучению церкви в Сардисе (1400-1844).
1 И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв.
2 Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. (Откровение 3:1-2)
Сардис значит «тот, что остался». Я отметил начало этого периода в Реформации и окончание в движении Адвента – также являющейся высшей точкой Второго Великого Пробуждения. Некоторые периоды истории церкви накладываются друг на друга. Когда один период идет на убыль, начинается другой, затмевая предыдущий.
Период церкви в Сардисе видел драматические перемены цивилизации, правительств, культуры и церкви. Мощный проповедники Реформации такие, как Лютер, Кальвин, Нокс (Джон Нокс, крупнейший шотландский реформатор, прим. перев.) и Цвингли (Ультрих Цвингли, швейцарский реформатор, прим. перев.) создавали духовные и политические землетрясения по всему западному миру. Однако, как мы уже обсуждали, как и их предшественники, римские католики, реформаторы создавали политические альянсы, которые развратили и эти церкви в конечном итоге. Вскоре они в буквальном смысле делали все то же самое, в чем обвиняли католическую церковь, просто немного по-другому.
Реформаторские церкви стали так же жестоки к своим противникам, как была по отношению к ним самим римская инквизиция. Реформаторы восстановили больше библейской истины, но по делам они были мертвы, хотя заявляли, что живы. Истина важна, а истина, дающая жизнь, всегда идет рука об руку с Писанием. Однако если мы знаем истину, но не живем ею, тогда она становится для нас ловушкой.
Все же церковь того периода сделала многое, чтобы «утверждать прочее» (в англ переводе – укреплять то, что осталось», прим. перев.), как ободрял Господь. Девиз Реформации стал: «Только Писание», заявляя, что каждая доктрина церкви должна основываться на Писании. Слово Божье – истина, освобождающая людей. Когда изучение Писания стало самым благородным занятием того времени, свобода стала основным лозунгом людей. Джон Кальвин даже считается отцом современной демократии, а его учения, наделив людей силой и укрепив их уверенность, принесли глобальные изменения в правительства.
В этом периоде присутствовало раздвоение, которое преобладает и сегодня. Политические альянсы церкви принесли в саму церковь развращение, но в то же самое время высвободили свет в правительства. Один из ключевых вопросов нашего времени: как церковь может влиять на правительства, не допуская его влияния на себя?
Отцы Основатели Америки боролись с этим вопросом, когда писали Конституцию США. Их вывод был следующим: построить огненную стену, чтобы удерживать федеральное правительство от вмешательства в дела церкви, заявив, что конгресс не имеет права делать религию или запрещать свободное вероисповедание. В то же самое время они заявили, что правительство долго не протянет без влияния моральных и религиозных людей. Становится очевидно из их собственных трудов, что они хотели создать дорогу с односторонним движением для церкви и правительства, чтобы не допустить влияния правительства на саму церковь. В последнее время поднялось движение, чтобы обратить это движение в другую сторону, чтобы церковь не могла влиять на правительство, а правительство могло диктовать церкви свою политику. История просто кричит нам в уши – что это опасная игра с огнем.
Многие все еще ошибочно полагают, что в Конституции США есть отделение церкви от государства. Но это не так. Есть только запрет федеральному правительство устанавливать религию и запрещать свободу вероисповедания. Конституция также заявляет, что любая власть, не данная федеральному правительству Конституцией, остается в юрисдикции штатов и народа. Поэтому каждый штат свободен установить религию, и многие так и делали до середины 19 века. Например, в некоторых штатах нужно было быть протестантом, чтобы занимать позицию власти. Такие штаты, как Пенсильвания, отдавали предпочтение квакерам, в то время, как другие штаты – католикам. Я не говорю, что это было верным, и позже многие штаты прекратили это. Тот факт, что почти все штаты делали это, не получая в ответ протест со стороны Основателей или конституционалистов, говорит, по крайней мере, о том, что штаты имели право устанавливать религию по своему усмотрению.
Как же это применимо для сегодняшнего дня? Как заблуждение о том, что Конституция утвердила разделения церкви и государства, повлияло на нас? Федеральное правительство, нарушив Конституцию, много чего диктовало штатам, например, убрать молитву из школ. Это право принадлежит исключительно штатам, и поэтому такое предписание является нарушением конституционного запрета федеральному правительству запрещать свободу вероисповедания.
Американские Отцы Основатели жили во времена гонений христиан в Европе, а французская революция явилась одним из исторических событий, показавших тиранию толпы и анархизма. Они видели потенциальную угрозу со стороны как слишком твердой исполнительной власти, так и необузданного сумасшествия толпы. Чтобы предотвратить и то и другое, они создали правительство с огненными заслонами, которые защищали от перегибов в ту или другую сторону. Это было основано на доказательной истории падшей человеческой природы.
Отцы основатели искали божественной помощи и мудрости, и изучая их работы, можно понять, что они получили и то и другое. Конституция не является Писанием, но она остается самым гениальным правительственным документом всех времен. У нее есть нечто общее с Библией – многие уверенно полагают, что знают, что там написано, но ни разу не читали ее.
У нас есть госслужащие от президентов и ниже, которые клянутся придерживаться и защищать Конституцию, но никогда ее не читали. Это является корнем многих конфликтов и хаоса, который мы сейчас испытываем, как страна. То же самое происходит и в церкви, потому что многие проповедники едва ли знают или по-настоящему проповедуют Писание.
|