Нет, спасибо. Молодой миссионер в Боливии не хотел быть частью странного пятидесятничества, как он его понимал. Направляющие агентства, в которых он служил, были на хорошем счету у межконфессиональной ассоциации иностранных миссий, которая требовала от каждой миссии “поддерживать нехаризматическую ориентацию”.
“...Я был диспенсационалистом, у которого была [Справочная] Библия Скофилда, - сказал Питер Вагнер, - и я мог составить все таблицы по памяти. Я очень отчётливо помню, что, когда в наш город Кочабамба, Боливия, приехал религиозный целитель, я предупредил наших боливийских верующих не ходить на собрания и написал статью для национального евангелического журнала, опровергающую его утверждения”.
Затем пара событий поколебала его догму. Э. Стэнли Джонс, известный методистский евангелист, приехал в его город. Вагнер и его жена Дорис с опаской относились к “либеральной” теологии, но всё равно пошли послушать его, намеренно опоздав и усевшись сзади. Это оказалось служением исцеления. Вагнер не собирался идти вперёд на молитву, но когда он проснулся на следующее утро, открытая гноящаяся киста на его шее (которой была назначена повторная операция) внезапно высохла.
Вскоре после этого он отправился в соседнее Чили, чтобы провести исследование по милой его сердцу теме: росту церкви. Его аппетит подогрел его наставник, доктор Дональд Макгавран, декан-основатель "Школы всемирной миссии" при теологической семинарии Фуллера, где Вагнер получил степень магистра богословия.
"Во всяком случае, [меня] привлёк феноменальный рост чилийских пятидесятнических церквей. Там я был свидетелем исцелений, говорения на языках, совместных молитв, крещений в Духе, танцев в Духе, пророчеств, видений — точно так же, как если бы они были обычной частью христианского опыта 20-го века.
Я был настолько очарован, что [позже] написал книгу под названием "Чего нам не хватает?", описывающую, что Бог делает в латиноамериканском пятидесятничестве".
Это не означало, что Вагнеры резко переключились на богословие. После шестнадцати лет миссионерского служения Питер в 1971 году занял должность преподавателя в своей калифорнийской альма-матер, где он будет преподавать в течение следующих трех десятилетий. Пара присоединилась к расположенной неподалеку конгрегационалистской церкви на Лейк-авеню. Питер по-прежнему носил с собой Библию Скофилда и считал себя “просто прямолинейным евангеликом”.
Но в течение следующих тридцати лет в "Фуллере" — и ещё десятилетия после этого — голос и перо Вагнера продолжали бросать вызов предположениям христианской общины. Он не был бы тихим профессором в башне из слоновой кости. Он искренне хотел привлечь внимание к духовной деятельности в современной обстановке и мог прибегать к высокопарной риторике (иногда гиперболе?) при создании своих более чем семидесяти книг. Он заставлял одних людей радоваться, других смущаться.
В 1970-х годах он и Макгавран сделали акцент на “росте церкви”, стремясь сделать конгрегации более эффективными в евангелизации. Они наблюдали социологически, что люди предпочитают общаться с такими же, как они сами, — что они назвали “принципом однородной единицы”. Вагнер написал книгу под названием "Наши люди", которая вызвала большой резонанс среди пасторов. Он не пытался дать конгрегациям разрешение оставаться сегрегированными по признаку расы или экономического класса (в конце концов, он сам был межкультурным миссионером), но это то, что некоторые слышали, несмотря ни на что.
Разгорелись споры о том, нужно ли церквям становиться “чувствительными к ищущим”. Некоторые пятидесятнические церкви фактически начали подавлять словесные дары Духа по утрам в воскресенье.
Вагнер верил, что рост церкви ускорится за счёт активизации других духовных даров членов. За его бестселлером "Ваши духовные дары могут помочь вашей Церкви расти" (1979) быстро последовал инновационный опросник (137 вопросов), с помощью которого люди могли определить, какие из 28 харизматических качеств, упомянутых в Библии, могут принадлежать им.
К началу 1980-х годов Вагнер обратился к другому источнику роста церкви: знамениям и чудесам. Он познакомился с пастором Джоном Уимбером, который стал адъюнкт-профессором в университете Фуллера. Вместе они задумали и получили разрешение совместно преподавать вечерний курс по понедельникам под названием “Знамения, чудеса и рост Церкви”, который включал не только лекции по этой теме, но и “время служения” на занятиях, когда студенты применяли на практике то, что они узнали о молитве за больных.
Результаты были впечатляющими — исцеления, слова знания, пророчества. Посещаемость выросла настолько, что курс пришлось перенести в самый большой класс семинарии. Значительная часть иностранных студентов "Фуллера" сказали, что это было просто обычное христианство, основанное на том, что они практиковали в своих родных странах. Североамериканцы, с другой стороны, были поражены. Журнал "Christian Life" опубликовал полный номер (октябрь 1982 года), посвященный пробуждению. Президент Дэвид Аллан Хаббард писал: “В течение 35 лет в семинарии Фуллера мы стремились как преподавать принципы библейской веры в интерпретации реформаторов, так и быть открытыми для опыта и вклада нынешнего движения Святого Духа, которое приобрело известность на рубеже нашего столетия. Курс... является выражением нашей долгосрочной заинтересованности в сохранении библейского баланса между крайностями. Осознание рисков, связанных с таким подходом к духовной жизни, является частью того, что Фуллер готов сделать”.
Этот курс продолжал предлагаться с 1982 по 1985 год, затем был объединен с другим курсом под названием “Служение исцеления во всемирной евангелизации”.
К 1988 году Вагнер выстроил историческую схему, которую он изложил в другой книге "Третья волна Святого Духа: встреча с силой знамений и чудес сегодня". Его тремя “волнами” были (1) классическое пятидесятническое излияние, начавшееся в миссии на Азуза-стрит в 1906 году, (2) харизматическое пробуждение в основных церквях (протестантской и католической), начавшееся примерно в 1960 году, и теперь (3) всплеск “знамений и чудес”, аналогичный первым двум, но в чём-то отличается (например, он не утверждал никакого отдельного “крещения Святым Духом”).
В 1990-х годах внимание Вагнера переключилось на борьбу с сопротивлением сатаны и его демонов - то, что он называл “духовной войной”. В его новых книгах "Противостояние силам" и "Вовлечение врага" снова использовалась трехуровневая конструкция: (1) Наземный уровень, сопротивление повседневным искушениям дьявола, (2) Оккультный уровень, изгоняющий демонические силы, которые кто-то мог поглотить с помощью колдовства, астрологии или сатанинского контакта, и (3) Стратегический уровень, который теоретизировал, что определенные “княжества и силы” правят определенными городами или регионами мира как “территориальные духи” и должны быть вытеснены.
Многие читатели признавали реальность первого уровня, даже соглашались с необходимостью второго, но питали неуверенность в отношении третьего.
1990-е годы привели к возвращению к вопросу о духовных дарах, особенно к роли современных апостолов и пророков. Вагнер провозгласил то, что он назвал “Новоапостольской реформацией” (NAR), написал книгу под названием "Апостолы сегодня" и помог основать Международную коалицию апостольских лидеров в 1999 году. Он служил её председательствующим апостолом в течение восьми лет, определив 21-й век как Вторую апостольскую эпоху (первая была в первом веке нашей эры). Членство в NAR было только по приглашению. Вагнеру пришлось защищать эту неформальную сеть от обвинений в том, что она является культом.
В своей книге 2008 года "Владычество! Как действия Царства могут изменить мир“ он назвал этих апостолов и других (”апостолами на рабочем месте“) ”сменой парадигмы в подходе Церкви к спасению и социальным изменениям". Это предполагало установление власти над “Семью горами” культуры: образованием, религией, семьей, бизнесом, правительством/военными, искусством/развлечениями и средствами массовой информации.
Когда он скончался в возрасте 86 лет, знакомый с Юга баптист (доктор Эд Стетцер, исполнительный директор Центра Билли Грэма при Уитон-колледже) написал в онлайн-комментарии: “Если бы вы знали Питера Вагнера, люди часто спрашивали бы: "Который Питер Вагнер?" Они спросили не потому, что он был двуличен, а потому, что он так сильно изменил свои взгляды. ... Он был другом для многих из нас, даже когда мы не соглашались с ранним Питером и/или более поздним Питером! Он всегда был добрым человеком, интересовавшимся тем, как действует Бог, и стремившимся прославлять то, что он считал движением Духа”.