Рассматривая эту азиатскую религию с философской, практической, христианской и буддийской точек зрения |
С чего начать, когда знакомишься с разветвленной и сложной традицией мышления и религиозной практики, восходящей к самым истокам китайской цивилизации
Следующие книги были отобраны Easten Law, помощником директора академических программ Центра изучения зарубежных служений Принстонской теологической семинарии. Исследования Лоу сосредоточены на китайском христианстве и китайских религиях.
Даосизм - это распространенная и сложная традиция мышления и религиозной практики, восходящая к самым истокам китайской цивилизации. Она возникла в период весны и осени/воюющих государств (с 770 по 221 год до н.э.), когда учёные и мудрецы обсуждали природу человечества на фоне войн и социальной нестабильности. В то время даосизм возник как образ мышления и жизни, противоречащий конфуцианству, и позже превратился в институционализированную религию во времена поздней династии Хань примерно в 100-200 годах нашей эры.
В даосизме Лао-цзы (老子), которого почитают как обожествленного мудреца и бессмертного, считается автором “Даодэцзин” (道德經), или "Священного писания о пути и его силе/добродетели". Этот сборник из 81 короткой поэтической главы призван направить читателей к обретению мудрого характера, способного без усилий распознавать правильные действия в любых обстоятельствах. Самая ранняя копия "Даодэцзин", которая у нас есть, датируется примерно 300 годом до нашей эры.
Другой великий даосский текст, "Чжуанцзы" (莊子), составленный где-то в третьем веке нашей эры, представляет собой сборник причудливых притч и провокационных учений, которые стремятся обратить вспять стремление человека к контролю и уверенности в пользу гибкой, проницательной простоты, способной адаптироваться к любой ситуации. Даосская религия также рассматривает физическое тело как важную часть достижения просветления, полагая, что наши тела являются микрокосмами Вселенной. Его практики часто сосредоточены на физических упражнениях, медитативных техниках и коллективных ритуалах, направленных на укрепление наших связей с жизненными энергиями (ци 氣), которые протекают через нас, чтобы гармонизировать нас самих и наши сообщества с космосом.
Рекомендуемые здесь книги предлагают широкий спектр взглядов на даосизм для всех уровней интереса.
Для непосвященных и любознательных: The Tao of Pooh, Benjamin Hoff
Это была самая первая книга о даосской мысли, которую я прочитал, будучи студентом колледжа. Она остаётся классическим введением для любознательных жителей Запада, ищущих культурный мост для понимания некоторых философских основ даосизма.
Хофф выделяет любимого Винни-Пуха как образец даосской жизни: человека оптимистично простого, но проницательного. Это контрастирует с другими персонажами, такими как Сова, Кролик, Пятачок и Иа-Иа, каждый из которых воплощает мировоззрение, противоположное Дао.
Вопреки первоначальному впечатлению, Пух не тупица. Скорее, он мудрец. Хофф умело объединяет учения Даодэцзина, Чжуан-цзы и различных китайских писателей в единое целое, которое бросает вызов современному образу жизни, основанному на работе и беспокойстве.
Книга представляет собой приятное и беззаботное введение в даосизм, в котором творчески отражены некоторые из его основных черт без учета сложностей его истории и культуры. Кого-то может оттолкнуть её индивидуалистический тон “самопомощи”, но я считаю, что она остается наиболее применимым и доступным введением в даосскую мысль для среднего читателя.
Для более серьёзных исследователей: Daoism: A Beginner’s Guide, James Miller
Хотя "Дао Пуха" представляет собой увлекательное введение в даосские концепции, оно прискорбно неадекватно для тех, кто стремится к серьёзному пониманию этой 3000-летней традиции. Введение Джеймса Миллера в даосскую традицию - одно из лучших, с которыми я сталкивался, отчасти благодаря творческой организации книги.
Миллер выбирает восемь ключевых тем для понимания этой сложной традиции: идентичность, путь, тело, сила, свет, алхимия, текст и природа. После выдающегося исторического введения, которое кратко знакомит читателя с ключевыми фигурами, движениями и эпохами даосизма, каждая глава содержит тщательно подобранную подборку исторических и текстовых примеров, которые подчеркивают важность каждой темы для даосской веры. Это даёт читателям четкое представление о том, как обосновать своё обучение, не теряясь в деталях. Хотя эта книга похожа на учебник, она представляет собой ясное и доступное введение в более широкую даосскую традицию.
Для сравнительной перспективы: The Gourd and the Cross: Daoism and Christianity in Dialogue, Sung-hae Kim
Существует очень мало англоязычных текстов, в которых достаточно знаний как в христианской, так и в даосской традициях, чтобы провести содержательное сравнение. Сборник эссе Сон Хэ Кима является одним из них и является полезным чтением для христиан, размышляющих о пересечениях даосской и христианской веры.
Эссе Ким, римско-католической монахини (сестры милосердия Сетон-Хилл) и бывшего профессора азиатских религий в иезуитском университете Соганг в Южной Корее, являются результатом продолжительных диалогов с даосскими священниками.
После вступительной главы, в которой даётся оценка даосизма с христианской точки зрения, Ким предлагает серию сравнительных эссе, в которых христианские и даосские верования используются в разговорах, которые позволяют находить точки соприкосновения, уважая при этом реальные различия.
Например, Дао сравнивается с царствованием Бога, Иисус Христос сравнивается с даосским мудрецом, а концепция свободы сравнивается в трудах Чжуан-цзы и Новом Завете. Богословские размышления Кима предоставляют значимые ресурсы для наведения мостов между Христом и Дао.
Для учёных: The Taoist Body, Kristofer Schipper
Даосское тело стало классикой для понимания повседневных проявлений даосской религии благодаря уникальному опыту Кристофера Шиппера как академически подготовленного учёного и посвященного в сан даосского мастера.
В 1960-х и 70-х годах Шиппер погрузился в даосский мир Тайнаня, тайваньского города, известного своей динамичной религиозностью. Признавая, что даосскую традицию лучше понимать на деле, чем в мыслях, он стал первым человеком европейского происхождения, получившим посвящение в качестве священника в линии Чжэньи Дао.
Даосский сборник содержит подробные описания многих практик, ритуалов и фестивалей, которые оживляют даосскую жизнь на низовом уровне среди деревень и местных храмов. Несмотря на некоторую романтизацию, подробное изложение Шиппером даосских упражнений и литургий иллюстрирует множество способов применения даосских принципов во всех аспектах традиционной китайской сельской жизни. Более того, Шиппер связывает свои наблюдения с философскими и ритуальными текстами, показывая читателю, почему даосизм - это нечто такое, что нужно практиковать и переживать физически, а не понимать и познавать интеллектуально.
Для глобально проницательных: Dream Trippers: Global Daoism and the Predicament of Modern Spirituality, David A. Palmer и Elijah
Если книга Шиппера "The Taoist Body" знакомит нас с местным сердцебиением даосской практики, то Дэвид Палмер и Элайджа Зиглер документируют, как эта сложная вера адаптируется к современному глобализированному миру.
Dream Trippers - это десятилетнее этнографическое исследование даосских практиков по обе стороны Тихого океана. С одной стороны, в тексте исследуются способы, с помощью которых китайские монахи-даосы практикуют даосизм на Хуашань, священной даосской горе, и как они работают над восстановлением своего наследия в условиях социальных потрясений и трансформаций современного Китая. С другой стороны, в тексте также рассказывается о группе американцев, экспериментирующих с даосской верой и практикой для решения своих собственных индивидуальных и социальных проблем.
Что ещё более важно, в книге рассказывается о встречах между двумя группами, когда они ищут точки соприкосновения в своих духовных исканиях, ограниченных культурными рамками, раскрывая беспорядочное слияние старого и нового даосизма, проявляющего себя в эпоху глобализации. За этими историями авторы приводят содержательные исторические обзоры возрождения даосизма в Китае, а также его переосмысления в Соединённых Штатах. Это замечательное исследование, которое подчеркивает сложности духовного поиска в современном мире через океаны и культуры.
(Бонус) Знакомство с классикой: Рекомендуемые переводы "Даодэцзина" и "Чжуан-цзы"
Во всех вышеприведенных книгах многое будет сказано о "Даодэцзине" и "Чжуан-цзы". Обе книги достойны прочтения благодаря литературной красоте и философской мудрости. Но быстрый поиск приведет к многочисленным переводам, и может быть трудно определить, какой перевод текста выбрать.
Я настоятельно рекомендую перевод "Даодэцзин" Стивена Аддиса и Стэнли Ломбардо. На мой взгляд, перевод Аддиса и Ломбардо лучше всего передает буквальные значения классического китайского языка в сочетании с поэтической английской фразировкой. Текст включает полезный глоссарий ключевых терминов.
Перевод "Чжуан-цзы" Бертона Уотсона пользуется наибольшей популярностью и представляет собой тщательно отобранную подборку лучших историй и учений из текста.
|