“Если вам когда-нибудь казалось, что большая часть музыки для поклонения звучит одинаково, возможно, это потому, что эта музыка для поклонения... написана всего горсткой авторов”.
В пасхальное воскресенье группа поклонения в церкви Вефиль в Реддинге, Калифорния, открыла богослужение песней “This Is Amazing Grace”, хитом 2012 года, который остаётся одной из самых популярных песен поклонения за последнее десятилетие.
Скорее всего, тысячи других церквей по всей стране также пели эту песню — или очень похожую на неё.
Новое исследование показало, что Вефиль и несколько других мегацерквей в последние годы захватили рынок христианской музыки, выпуская хит за хитом и доминируя в чартах поклонения.
В исследовании были рассмотрены 38 песен, вошедших в топ—25 списков CCLI и PraiseCharts, которые отслеживают, какие песни исполняются в церквях, и обнаружили, что почти все они принадлежат одной из четырёх мегацерквей.
Все песни в исследовании — от “Our God” и “God Is Able” до “The Blessing” — дебютировали в этих чартах в период с 2010 по 2020 год.
“Если вам когда-либо казалось, что большая часть музыки для богослужений звучит одинаково, - пишут авторы исследования, - это может быть потому, что музыка для богослужений, которую вы, скорее всего, услышите во многих церквях, написана всего несколькими авторами песен из нескольких церквей”.
Исследовательская группа, состоящая из двух лидеров прославления и трёх учёных, изучающих богослужебную музыку, обнародовала некоторые первоначальные выводы 11 апреля. Более подробная информация об исследовании, вероятно, будет опубликована в ближайшие недели.
Элиас Даммер, лидер группы и исполнитель, имеющий звукозаписи, сказал, что он и его коллеги наблюдали за изменениями в музыке в стиле поклонение за последнее десятилетие. По его словам, они хотели знать, как богослужебные песни становятся популярными среди церквей. Они также хотели знать, как бизнес по продюсированию и маркетингу песен влияет на богослужебную жизнь поместных церквей.
Даммер сказал, что многие лидеры прославления считают, что лучшие песни становятся самыми популярными в церквях. Они также верят, что эти песни становятся популярными, потому что они работают — люди откликаются на них во время богослужений и хотят петь их снова и снова. Но это не совсем так. Даммер и его коллеги обнаружили, что многие из последних хитов были выпущены синглами на Spotify и других потоковых сервисах, что способствовало росту их популярности.
“Существуют реальные механизмы, с помощью которых песни становятся наиболее значимыми”, - сказал он. “Не только те песни, которые благословляет Святой Дух, попадают на вершины чартов”.
Для своего исследования исследователи сравнили популярные песни поклонения, написанные до 2010 года, с теми, что были написаны с 2010 по 2020 год. Эти ранние песни часто ассоциировались с отдельными лидерами прославления, такими как Крис Томлин и Мэтт Редман, а не с церквями, и были взяты из самых разных источников.
Но начиная с 2010 года самые популярные новые песни стали поступать от групп поклонения в крупных церквях — и самые популярные исполнители поклонения начали присоединяться к этим церквям.
Из 38 песен, включенных в исследование, 22 были первоначально выпущены четырьмя мегацерквями, а ещё восемь песен были выпущены артистами, связанными с этими церквями. Ещё шесть были либо коллаборациями артистов из этих церквей, либо каверами на песни, исполненные этими церквями.
Шеннан Бейкер, аспирантка Университета Бейлора, сказала, что команды прославления в мегацеркви, участвовавшие в исследовании, также популяризировали песни других исполнителей, такие как “Way Maker”, песня, написанная Sinach, известной нигерийской певицы, а также “Велик ли Ты, Господь” и “Трепещи”.
“Эти большие церкви, даже если они и не участвовали в создании песен, создали для них платформу”, - сказала она.
Адам Перес, доцент кафедры исследований богослужения из Университета Белмонт в Нэшвилле, сказал, что все четыре наиболее влиятельные мегацеркви происходят из харизматической традиции протестантских церквей. Все они, по его словам, обладают духовностью, которая верит, что Бог присутствует “значимым и могущественным образом”, когда прихожане поют песни поклонения в определённом стиле.
Эти песни становятся одним из основных способов общения с Богом — вместо молитвы, таинств или других ритуалов. Благодаря своему успеху на рынке эти церкви изменили духовную практику, а иногда даже теологию конгрегаций многих традиций.
“Сама индустрия становится этой невидимой рукой”, - сказал он. “Мы не говорим о теологии хвалы и поклонения — мы просто предполагаем это. И мы используем такого рода песенный репертуар, чтобы усилить его”.
В исследовании не рассматривались тексты самых популярных песен. Бейкер действительно сказала, что изучает эти тексты для другого проекта и нашла несколько тенденций. Например, по её словам, лишь в немногих самых популярных песнях говорится о кресте или спасении.
“Во многом это вопрос о том, что Бог делает для меня сейчас? И что Бог обещал сделать для меня в будущем?” сказала она.
Бейкер сказала, что в прошлом артисты или издатели выпускали сборник песен или записи новых богослужебных песен, а затем церкви выбирали песни из тех сборников, которые наилучшим образом соответствовали их контексту. Теперь она и другие исследователи задаются вопросом, влияют ли эти мегацеркви на то, какие песни используются в богослужении.
Исследование основано на данных о популярных песнях поклонения, полученных Майком Таппером, профессором религии Южного Уэслианского университета. Таппер и его коллега Марк Жоликер, пастор из Нью-Брансуика, Канада, работали над предыдущим исследованием того, как быстропоявляются и затем исчезают популярные песни поклонения.
Жоликер сказал, что любые опасения по поводу теологии четырех мегацерквей или недавние проблемы в Hillsong, из-за которых несколько пасторов со скандалом ушли в отставку, похоже, не влияют на спрос на их музыку.
Популярность песен поклонения в мегацеркви не удивляет Лию Пейн, профессора американской религиозной истории в Портлендской семинарии в Орегоне. Пейн, которая изучает христианский музыкальный бизнес, сказала, что это, вероятно, отражает более широкие модели поклонения. В то время как большинство церквей в Соединённых Штатах небольшие, большинство христиан ходят на богослужения в больших церквях. Опрос "Религиозные сообщества сегодня", проведенный в 2020 году, показал, что около 70 процентов верующих посещают 10 процентов лучших церквей.
“Тот факт, что музыка прославления мегацерквей занимает большую долю рынка поклонения, соответствует практике верующих”, - сказала Пейн.
Пейн сомневается, что скандалы в таких церквях, как Hillsong, повлияют на популярность их музыки — потому что у людей есть отношения с песнями, а не с церковными лидерами.
Пейн сказала, что группы поклонения в самых популярных мегацерквях умеют создавать отличные поп-песни. И они знают, как установить контакт с массовой аудиторией — как лично, так и через потоковые сервисы.
“Они могут идти рука об руку с некоторыми из величайших деяний в музыке”, - сказала она.
Топ песен прославления (2010-2020)
Исследователи обнаружили, что 36 из 38 песен, вошедших в число 25 лучших песен поклонения за последнее десятилетие, были связаны с четырьмя магацерквями