Почему многие люди придерживаются мировоззрения, которое даже не рассматривает доказательства чудес? Иногда они предполагают, что наука противостоит чудесам, но это предположение восходит не к самому научному исследованию, а к философу 18-го века. Сознательно или неосознанно, многие люди следовали тезису шотландского скептика Дэвида Юма (1711-1776).
Юм был, вероятно, самым выдающимся философом своего поколения и, несомненно, самым влиятельным из своего времени на последующие поколения. Он писал на самые разные темы, иногда очень проницательно, но иногда (как в случае с его этноцентрическим подходом к истории) так, как это было бы неприемлемо сегодня.
Интеллектуальный авторитет Юма, приобретённый благодаря другим работам, в итоге придал достоверность его эссе о чудесах 1748 года. В этом эссе Юм отвергает достоверность утверждений о чуде, апеллируя к “естественному закону” и единообразному человеческому опыту. Хотя обращение к естественному праву может показаться научным, Юм не был учёным; на самом деле, некоторые из его взглядов на причинно-следственную связь сделали бы научное исследование невозможным. Эссе Юма о чудесах также противоречит его собственному подходу к открытию знания.
Более того, эссе Юма породило серьёзные интеллектуальные контраргументы с момента его первой публикации. Одним из таких контраргументов было первое в истории публичное использование теоремы Байеса, которая сегодня является важным элементом статистики.
Математик и пресвитерианский священник Томас Байес создал теорему, но умер, не успев её опубликовать. Его близкий друг Ричард Прайс, также математик и священник, опубликовал её, а затем использовал теорему Байеса, чтобы опровергнуть вероятностное утверждение Юма, сделанное в его эссе о свидетелях чуда.
Сам Юм признал силу этого аргумента, хотя и не стал адекватно пересматривать своё эссе в свете этого. Математ
... Читать дальше »