Когда ему было 48 лет, Иоганн Себастьян Бах приобрёл экземпляр трехтомного перевода Библии Лютера. Он склонился над ним, как над давно потерянным сокровищем. Он подчёркивал отрывки, исправлял ошибки в тексте и комментариях, вставлял пропущенные слова и делал пометки на полях. Около 1 Паралипоменон 25 (список музыкантов Давида) он написал: "Эта глава является истинной основой всей богоугодной музыки". Во 2 Паралипоменон 5: 13 (где говорится о храмовых музыкантах, восхваляющих Бога) он отметил: "При благоговейном исполнении музыки Бог всегда рядом со Своим милостивым присутствием".
Как выразился один учёный, музыкант Бах действительно был "христианином, который жил с Библией". Помимо того, что Бах был величайшим органистом и композитором эпохи барокко, а также одним из самых продуктивных гениев в истории западной музыки, он также был теологом, который просто случайно работал с клавишами.
Гений с раннего возраста
Он родился и учился в Эйзенахе, Тюрингия (в той же школе, которую посещал Лютер), в семье, которая за семь поколений произвела на свет 53 выдающихся музыканта. Иоганн Себастьян получил своё первое музыкальное образование от своего отца, Иоганна Амброзиуса, городского музыканта. К 10 годам Бах осиротел и уехал жить и учиться со своим старшим братом Иоганном Кристофом, органистом в Ордруфе.
К 15 годам Бах был готов утвердиться в музыкальном мире, и он сразу же проявил огромный талант в самых разных областях. Он стал сопрано (женщинам не разрешалось петь в церкви) в хоре Люнебургской церкви Святого Михаила. Три года спустя он был скрипачом в камерном оркестре принца Иоганна Эрнста Веймарского. Через несколько месяцев он переехал в Арнштадт, чтобы стать церковным органистом.
В октябре 1705 года Баха пригласили учиться в течение одного месяца у известного немецкого органиста и композитора датского происхождения Дитриха Букстехуде. Бах был так влюблён в своего учителя, что растянул визит до двух месяцев. Когда он вернулся в свою церковь, его жестоко критиковали за нарушение контракта, а в последующие недели - за его новые органные расцветки и гармонии, которые сопровождали пение прихожан. Но он уже был слишком уважаем, чтобы его можно было уволить.
В 1707 году он женился на троюродной сестре Марии Барбаре Бах и отправился в Мюльхаузен, чтобы стать органистом в церкви Святого Блазия. После различных переездов и выдающихся работ он, наконец, обосновался в Лейпциге в 1723 году, где и остался на всю оставшуюся жизнь.
Мария умерла в 1720 году, и в следующем году он женился на Анне Магдалене Уилкен, опытной певице. Она родила ему 13 детей, в дополнение к семи, которые у него были от Марии, и помогала копировать его музыку для исполнителей.
Пребывание Баха в Лейпциге в качестве музыкального руководителя и хормейстера церкви и школы Святого Фомы не всегда было счастливым. Он постоянно ссорился с городским советом, и ни совет, ни население не ценили его музыкальный гений. Они говорили, что он был чопорным стариком, который упрямо цеплялся за устаревшие формы музыки. Как следствие, они платили ему жалкое жалованье, а когда он умер, даже ухитрились обманом лишить его вдову её скудного наследства.
По иронии судьбы, в этой обстановке Бах написал свою самую известную музыку. Какое-то время он писал кантату каждую неделю (сегодня композитора, который пишет кантату в год, высоко ценят), 202 из которых сохранились. Большинство завершается хоралом, основанным на простом лютеранском гимне, и музыка во все времена тесно связана с библейскими текстами. Среди этих произведений - кантата Вознесения Господня и Рождественская оратория.
В Лейпциге он также сочинил свою эпическую мессу си минор "Страсти святого Иоанна" и "Страсти святого Матфея" — всё для богослужений. Последнее произведение иногда называют "высшим культурным достижением всей западной цивилизации", и даже радикальный скептик Фридрих Ницше (1844-1900) признал, услышав оное: "Тот, кто полностью забыл христианство, действительно услышит здесь как Евангелие".
Возрождение Баха
После смерти Баха люди, казалось, были рады “вытереть уши” от его музыки. Его помнили не столько как композитора, сколько как органиста и клавесиниста. Часть его музыки была продана, а часть, как сообщается, использовалась для упаковки мусора. В течение следующих 80 лет публика пренебрегала его музыкой, хотя некоторые музыканты (например, Моцарт и Бетховен) восхищались ею. Только в 1829 году, когда немецкий композитор Феликс Мендельсон организовал исполнение Страстей святого Матфея, большая аудитория оценила композитора Баха.
С точки зрения чистой музыки, Бах стал известен как тот, кто мог объединить ритм французских танцев, изящество итальянской песни и сложность немецкого контрапункта — всё в одной композиции. Кроме того, Бах мог писать музыкальные эквиваленты словесных идей, таких как волнообразная мелодия, изображающая море.
Но музыка никогда не была просто музыкой для Баха. Почти три четверти из тысячи его сочинений были написаны для использования в богослужении. Благодаря своему музыкальному гению, преданности Христу и влиянию своей музыки он стал известен во многих кругах как "Пятый Евангелист".
Категория: История |
Просмотров: 761 |
Добавил: Sergey
| Рейтинг: 5.0/2 |
| ИСТОЧНИК |