"Для такого времени"
1 Пар. 1 Состояние Божьего народа в наше время аналогично состоянию израильского народа, описанному в начале 1 книги Царств. Есть, в частности, три фактора, характеризующие ту эпоху.
Прежде всего, формализм в духовной жизни; обрядность, представлявшая собой всего лишь деятельность плоти. Такая вера может привести только к страшной путанице, к духовной измене. Ее результатом может быть только слабость и бесплодие.
Затем, отсутствие духовного откровения; общая неспособность воспринимать то, что действительно от Бога. "Видения были не часты", или, более точно, "видение (духовное) не было обычным явлением". Как у священников, так и у простых людей дух мудрости и откровения отсутствовал. Разум и рассудительность были в пренебрежении.
И наконец, третий фактор, постоянная угроза со стороны филистимлян. Впрочем, они взяли верх; слава была удалена от Израиля, и свидетельство верховной власти Бога исчезло из среды израильского народа. Если мы помним, что филистимляне всегда представляют плотских людей (необрезанных, Кол. 2,11-12) в духовной сфере, то мы должны признать в этом совокупность многозначительных обстоятельств. Имеющие глаза сами определят, есть ли сходство между той эпохой и нашей.
Мы считаем своим долгом подчеркнуть способ избранный Богом, чтобы противостать этой ситуации. Сразу же явно различимы два фактора. Во-первых, недовольство Бога этой ситуацией. Он не примиряется с ней. Чудесным образом Он готовит орудие, которое послужит восстановлению Его свидетельства.
Не менее ясно, что это орудие может появиться только в результате совершенно особого и чрезвычайно мучительного внутреннего труда. Самуил представляет собой такое орудие, а Анна - тяжелый труд, посредством которого такое орудие производится.
В 1-й главе первой книги Царств подчеркивается: чтобы достичь желаемого результата, нужно гораздо больше, чем естественный ход событий. Обычные средства для этого не подойдут. Там даже говорится о решительном действии Божьем, направленном против такого естественного хода событий (стих 6).
Состояние Анны - это дело Божье. В других случаях, когда речь идет о менее важных целях или о задачах более общего типа, может быть применен и обычный способ. Но Самуил - это не случайное орудие. Он был предузнан и предопределен; а это, с человеческой точки зрения, невозможно.
Почему Господь устраивает дело таким образом? Как согласовать те два факта, что Бог предопределил Самуила и, в то же время, сделал это невозможным?
На первый вопрос можно ответить следующим образом: сотворение этого орудия должно происходить посредством участия человека в божественных скорбях и в интенсивном Божьем труде на благо Его свидетельства. Действительно, Анне пришлось пережить в душе необыкновенные страдания. Мы видим ее здесь плачущей, с горечью в душе (стих 10).
Ею руководил не просто личный интерес или эгоистическое намерение. Доказательством тому служит факт, что когда, наконец, ей был дан Самуил, она, как только это стало возможным, предоставила его в распоряжение Божье. Об Исааке сказано: "Когда дитя было отнято от груди", тогда, как в случае с Самуилом, сказано об Анне: "она его отняла", как будто бы она не дала возможности событиям развиваться своим чередом, а произвела разделение в пользу Господа сама, как только это стало возможным. Она чрезвычайно заботилась о Божьих интересах, и в этом есть что-то поразительное, ведь этот ребенок достался ей нелегко, и своим материнским сердцем она должна была любить его гораздо сильнее.
Давайте откроем глаза на, представленную здесь истину и осознаем ее значение. Подготовка к служению того, кто призван служить Богу, блюсти Его интересы, складывается из страданий, выходящих за рамки обычного, и из внутреннего, особо интенсивного труда. Душа его наполнена горечью, а глаза слезами.
В течение какого-то времени (иногда продолжительного) кажется, что ничего не произойдет; сердце остается разбитым и наполненным печалью; не видно ничего, кроме бесплодности, кажущейся вечной. И в то же время невозможно философски воспринимать такое положение вещей. Фатализм желает, чтобы человек сдался, но он отказывается от этого поскольку Бог для него остается реальностью. Человек надеется, не смотря ни на что, и устремляет свой взор, исполненный ожидания, на "животворящего мертвых и называющего несуществующее, как существующее" (Рим. 4,17).
Огорчения со стороны Феннаны (стих 6) представляли для Анны мучительную сторону ее испытания. Феннана и Анна были из одного дома; они были женами одного мужа. Феннана не была чужой или посторонней. Они являлись членами одной семьи, но Феннана "сильно огорчала ее (Анну), побуждая ее к ропоту". Феннана была щедро одарена детьми, и, с этой стороны, она имела особые преимущества в обществе. Для нее все было легко и просто.
Так происходит, когда Господь решает отделить для Своего личного пользования лучшее орудие. Иногда бывает, что затевается какое-то обширное дело, но Господь держит нас вне этого труда, вне всей той внешней деятельности, которая также включена в Божий план, но в значительной степени является произведением природной человеческой силы и естественных способностей.
Всякая деятельность обычно приводит к конкретным результатам. Но когда этих результатов недостает, когда доказательства и признаки успеха отсутствуют, сразу же начинается критика: сарказм, недоброжелательные намеки, неявные обвинения. Даже проявления божественной верховной власти искажаются и трактуются в смысле, совершенно противоположном Божьему замыслу. Таким образом, один определенный порядок вещей наносит оскорбление другому. Ничто не сдерживает этого беспорядка. Но не думайте об этом. Так всегда было и так всегда будет. Подождите немного. Вот, наконец-то, появился Самуил. Он один для Бога представляет большую ценность, чем все дети Феннаны вместе взятые.
Впрочем, дело не в сравнении ценностей. Самуил был предназначен для эпохи, которой он был чрезвычайно необходим. И сильные страдания, предшествовавшие появлению Самуила придают его служению нечто величественное и серьезное, что сразу позволяет отбросить всякое подозрение в гордости.
Служение, для которого Бог предназначил Самуила, имело такой размах, что еще раз доказало, что тайна путей Божьих - одна из форм Его премудрости.