"А ты, Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я из брал... ты - Мой раб" (Ис. 41,8,9). "Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд "(Ис. 42,1). "Кто так слеп, как раб Мой, и глух, как вестник Мой, Мною посланный? Кто так слеп, как возлюбленный, так слеп, как раб Господа?"
(Ис. 42,19).
"Вот, раб Мой... "(Ис. 52,13).
Внимательно прочитав все эти места, мы ясно увидим, что в них речь идет не об одном и том же "рабе". Здесь упомянуто два раба: один в 41 главе, другой - в 42 и в 52 главах. Первый является источником горьких разочарований, тогда как второй радует своего Бога. Они являются орудиями: один - поражения и позора, другой - достижения полной победы и славы. В 40 главе мы видим, как открываются новые перспективы: внезапно появляются обещания о благословении, уверенность в лучшем будущем. Но все эти надежды основы ваются на деятельности второго раба. Это он одновременно является и гарантом, и причиной нового поряд ка; и если народы должны получить благословение, если их желания должны осуществиться, если им должно быть обеспечено правосудие; то только благодаря этому рабу, угодному Богу. Первый раб не исполнил своей миссии, и его поражение в итоге свелось к одной ошибке, охватывающей все остальные: к идолопоклонству.
Это слово подразумевает множество понятий. В Вет хом Завете идолопоклонство - это просто поклонение идолам, деревянным и каменным истуканам. Чаше все го, и даже в наше время, идолопоклонство состояло и состоит в этом. Но в Новом Завете ясно говорится, что центр идолопоклонства находится в сердце или в духе. Таким образом, это слово имеет бесконечно более ши рокое значение, и наше определение должно расши риться. Нам сказано, что корыстолюбие является идо лопоклонством.
Что такое идолопоклонство и к чему оно приводит
Разделенное сердце - вот, в двух словах, что такое идолопоклонство. Когда из-за чего-то сердце разде ляется, когда Бог в какой-то мере лишается Своих прав на полное и окончательное обладание - это идолопок лонство. Заторможенность, неясность мотивов; какая-то зависимость от внешних воздействий, способная "оказать на нас давление; привязанность, честолюбие, корыстолюбие, самолюбование, преграждающие к нам доступ Божьей воли в ее широте и наносящие ущерб Его славе - все это идолопоклонство. Через эту трещину разделенного сердца проваливаются Божьи замыслы; раб, о котором идет речь, станет воплощенным разочарованием, а благословение, которое мог бы получить мир, уменьшится или задержится. Этот раб будет от странен.
Мир и идолопоклонство
Мир обладает лукавым характером. Броситься в по гоню за ним, искать его удовольствий, проявлять ин терес к тому, что его занимает, разделять его увле чения и страсти - в этом одна из форм любви к миру. Любовь к миру - это сообразование с миром, ведущее к уподоблению ему. Действующей силой, осуществля ющей это сближение, является не что другое, как дух мира сего. В конечном счете, мирской дух заключается в следующих двух словах: личная выгода.
В Божьем деле, как и в любом другом, можно пре следовать личную выгоду. Честолюбие, хорошая репу тация, престиж, доверие, власть, большие возможности, привилегированное положение, "место под солнцем" в Божьем труде; удовлетворение от своей значимости, своим преуспеванием, вниманием окружающих, распо ряжением со стороны людей, почестями - все эти, и многие другие, факторы обнаруживают присутствие мирского духа. Все они содержат в себе, сознаем мы это или нет, примесь гордыни, ревности, зависти, вож деления, пристрастия, недоверия, злобы или чего-то по добного. Стоит встретиться на пути с препятствием - и все эти черты ярко проявятся.
"Бог не взирает на лицо человека" (Гал. 2,6)
"Лукаво сердце человеческое более всего" (Иер. 17,9)
Эта пагубная склонность человека к самообману проявляется во многих видах служения. Сколько Божьих тружеников, хорошо начавших, ценой больших жертв осуществлявших плодотворное служение, в кон це концов незаметно достигли определенной формы са модовольства, возможно неосознанно, поскольку внешне они продолжают оставаться самыми искренними и самыми скромными людьми, причем делают это искрен не. Они не осознали, что их чисто духовное служение закончилось так же, как и их посланничество. Они поз волили величию из человеческого источника занять ме сто той божественной способности, которая является уделом преимущественно сокрушенного духа, зависи мого от Бога.
Это искажение происходит настолько незаметно, так медленно дает результаты, прогрессирует так не значительно и скрывается под такой привлекательной внешностью, что может скрыться от взора любого наблюдателя. Только Тот, Чьи очи "как пламень огненный" (есть), видит все, что скрывается под внешней на божностью и глубокомыслием. Относительно всего то го, что касается наивысших интересов Божиих, какова бы ни была значимость видимых успехов, такой раб яв ляется для своего Господа горьким разочарованием. Бог отстраняет его.
Он так усердно выступал против компромиссов с миром; его проповеди и занятия по изучению Библии были такими блестящими, что страх перед искушением не посещал его молитвенную комнату. Но сама ответственность его служения и насыщенность деятельности стали для него ловушкой. Обманным путем, тайком прокралось зло, и совершилось пагубное дело...
Раб, угодный Богу
Теперь мы можем определить состояние и харак терные черты раба, угодного Богу. Ключ к этому содер жится в 19 стихе 42 главы книги пророка Исайи. Здесь речь идет, естественно, о Господе Иисусе, примерном рабе Иеговы.
Именно с этой стороны мы сейчас и обратим на Не го свой взор. Искупительный характер Его труда, опи санный в 53 главе, остается вне нашего рассмотрения. Мы никоим образом не причастны к этому труду, и здесь никак не можем уподобиться Ему. Но духовные принципы, которые Он осуществлял во время Своей земной жизни, мы призваны разделять с Ним; как эти принципы действительно становятся нашей жизнью, мы можем приблизиться к такому состоянию во Христе, которое позволит нам быть угодными Богу.
Однако в 19 стихе этот раб Божий представлен дву мя совершенно особенными качествами: глухотой и слепотой.
Истинное посвящение делает невосприимчивым ко греху
- Раб Израиль, приносящий разочарование, - также изображен и слепым, и глухим; но причиной тому явля ется его идолопоклонство.
В то же время Господа Иисуса Христа делает не восприимчивым ко греху Его посвящение.
И действительно, если есть трагические слепота и глухота, то есть и другое их состояние — славное.
Дьявол не смог воздействовать на Иисуса, когда в пустыне захотел заставить Его увидеть и услышать то, что ему хотелось. Даже когда его побуждения были прикрыты словами Св. Писания, истинный Раб Божий отказался видеть их и слышать. Нарушению воли Божь ей, Он предпочел муки голода, многочисленные угрозы и нападки. Он Испытал всю горечь Голгофы.
Может попытаться самому защитить себя? Самому возвысить себя? Проложить путь собственными сила ми? Нет. Цели Божьи могут быть достигнуты только с помощью Божьих средств. Поспешно возвести этого ра ба на престол, значит, тем самым скомпрометировать духовные результаты Его служения. Для этого не по дойдет ни одно доступное для людей средство. За за ботливостью "друга", пекущегося об успехе Его дела, Бог умеет распознать хитрое коварство Своего против ника - змея. Такая преданность Его "близкого друга" не может совратить Господа с Его пути. Он знает уловки сатаны. Даже когда испытание достигает своей наивыс шей степени, в час невыразимых страданий, против Не го было использовано последнее орудие подкупа и обе щание поверить в Него и следовать за Ним - но ничто не могло заставить Его сойти со креста.
Жертва
Этот раб олицетворяет собой жертву, полностью за вершившую Ветхий Завет. Он отдал все Свои права Богу, и Его единственная цель - угодить Ему. Права это го раба заключаются в двух словах: Твоя воля. А эти слова требуют от него самого полного самоотречения и состояния, при котором отсутствует малейшее прояв ление своеволия. Подобное самоотречение всегда сде лает из Божьего раба, по его мышлению и духу, чело века "не от мира сего". Ему часто придется говорить "нет" и тем самым вызывать непонимание. Тем време нем, оппортунисты будут первенствовать, и в некото рых областях добьются гораздо большего успеха. Но непрестанный интерес дьявола будет всегда направлен на настоящего раба, поскольку духовная значимость определяется не мерилом чувств, и критерии жизни - не в поднятом шуме, а в свидетельстве.
Иисус, навсегда оставшийся примером и образцом раба Божьего, благодаря Своей слепоте и Своей глу хоте, мог постоянно различать другой голос и руковод ствоваться другим зрением. Послушайте Его: "Сын ни чего не может творить Сам от Себя, если не увидит От ца творящего... Ибо, что творит Он, то и Сын творит также."Перед Его глазами постоянно была панорама небесных действий, а Его сердцу постоянно говорил го лос Отца. Только однажды, в тот страшный час, когда Он изнемог под бременем наших грехов (согласно Вет хому Завету, символическую жертву приносили на ал тарь), только тогда Его видение пропало, и голос в серд це умолк. Но тогда речь шла об искуплении от греха, и мы никогда не сможем разделить со Христом этого слу жения. "Он одним приношением навсегда сделал со вершенными" (Евр. 10,14) приходящих к Нему. Он ока зался верным Своему Отцу.
И мы предоставим свои тела в жертву живую, пусть никакие доводы не смогут заставить нас сойти с этого креста, представляющего полноту осуществленной воли Божьей. Нетрудно получить от Бога желанное для на ших сердец, как было с Израильтянами, но в результате души их были изъязвлены. Зачем же поддаваться тому, что внешне поражает ухо и глаз, если ценою становит ся утрата внутреннего зрения и глухота к Божьему голосу?