Американский пробужденец – Удивительнейшая жизнь христианина
Неделя 43, 2015
Джордж Уайтфилд 1714-1770
Какое-то время имя Джорджа Уайтфилда было самым узнаваемым во всем мире. Без сомнения он был самым известным религиозным лидером своего времени, и ему причисляют распространение Первого Великого Пробуждения. Это пробуждение не только привнесло глубокие изменения в христианство, но и до неузнаваемости преобразило западную цивилизацию. Трудно представить на что был бы похож мир,ю если бы Уайтфилд не внес бы свой вклад.
Родился он в 1714 году в Англии в городе Глочестер. Позже он поступил в Оксфордский Университет, где познакомился с братьями Уэсли, Джоном и Чарльзом. Трое друзей вступили в «клуб святых» в Оксфорде, а их дружба изменила впоследствии мир. Вместе они основали Методистское и Евангельское движения, которые изменили не только выражение христианства, но также и траекторию движения Британской Империи и Северных колоний.
Уайтфилд поехал в колонии и служил в качестве пастора в Саванне, штат Джорджия. Но в 1738 он вернулся в Англию, чтобы собрать средства для сиротского приюта в Саванне. Находясь в Англии, он проповедовал в таких больших собраниях, что друзья убедили его проповедовать шахтерам на открытом воздухе в Бристоле. Он собирал огромные толпы, некоторые утверждали – десятки тысяч. Этот успех привел к тому, что многие уговаривали его остаться, но он желал вернуться в Саванну. Поэтому попросил Джона Уэсли принять служение в Бристоле в свои руки. Это привело к тому, что оба эти служителя вошли в самый плодотворный период своей жизни.
Стоит отметить, что Уайтфилд был непоколебимым сторонником кальвинизма, твердо веря в предопределение и избрание. Джон и Чарльз же придерживались доктрины арминианства, считавшегося прямой противоположностью кальвинизма. Но все же Уйатфилд и братья Уэсли оставались преданными друзьями и поддерживали работу друг друга. Когда Уатфилда спросили, думает ли он увидеть Джона Уэсли на небесах, он ответил: «Нет, я думаю, он будет так близок к трону, а я буду так далеко позади, что нам там будет очень трудно встретиться». Вот таким щедрым было их отношение друг к другу, а также к другим служителям и движениям, с которыми они имели отличия. Этот благородных дух в глазах людей возвышал это движение и открывал сердца многих за пределами этого движения и деноминационных границ.
Бенджамин Франклин и Уайтфилд
Уайтфилд стал самым известным проповедником в Британии, когда начал свой тур по американским колониям в 1740. Он быстро привлекал большие толпы, как и в Британии, и вскоре многие считали его самой влиятельной фигурой в колониях. Бенджамин Франклин скептически относился к отчетам, которые слышал о нем, содержащих рассказы о размерах собраний, которые Уайтфилд привлекал. Это побудило Франклина сходить на собрание в Филадельфии, где он проповедовал, чтоюы увидеть все своими глазами.
Слушая проповедь Уайтфилда, Франклин решил уйти от толпы, чтоб измерить расстояние, на котором он мог его четко слышать. А потом он посчитал площадь, занимаемую людьми, и по его расчетам он сделал вывод, что голос Уайтфилда могут слышать и понимать более тридцати тысяч человек.
После знакомства с Уайтфилдом Франклин стал ему хорошим другом. Он считал проповедника истинным интеллектуалом и решил напечатать некоторые его трактаты наряду с полными проповедями в своей газете. Это разожгло огонь Пробуждения еще больше.
Франклин был экуменистом и одобрял, что Уайтфилд привлекал людей всех деноминаций. После одной его проповеди Франклин написал: «В манере наших жителей произошла чудесная перемена». Слово «манера» в то время означало моральные качества. Далее он продолжил писать об этой трансформации: «от беспечности и равнодушия по отношению к религии, кажется, что весь мир становится религиозным так, что никто не сможет пройти по городу вечером, не услышав псалмы в разных домах по улице».
Уайтфилд, моравийцы в Пенсильвании и Джонатан Эдвардс в Новой Англии были тремя главными источниками влияния в духовном пробуждении в Америке. Без сомнения огромные собрания Уайтфилда серьезным образом повлияли на пробуждение, но эти семена возросли благодаря широкому распространению его проповедей, в том числе и с помощью Франклина. Все эти факторы глубоко повлияли на колонии и помогли заложить духовное ДНК формирующейся страны.
В целом Уайтфилд посетил Америку семь раз, пересекши океан тринадцать раз. По некоторым подсчетам он проповедовал 18 тысяч раз, а более семидесяти его проповедей были опубликованы и распространены. Уайтфилд проповедовал простое незамудренное евангелие, самое мощное послание из всех. Его стиль проповеди приносил радикальную трансформацию в Англию и ее колонии. Он извлек евангелие из ограничивающих церковных зданий и перенес его туда, где протекала реальная жизнь людей.
Это было радикальное отступление от типичного религиозного шаблона того времени. Благодаря этому церковь перестала быть конечной целью и стала средством. Колонисты все равно были индивидуалистами, но это усилило их любовь к свободе и ценность отдельно взятого человека. Пробуждение оказало влияние на 50% населения колоний, а это несомненно усилило их стремление у настоящей демократии во главе их страны. Возможно, американская революция не случилась бы, если б не Великое пробуждение.
Защитник рабства
Джорджия в 1735 объявила рабство вне закона, но в 1749 Джордж Уайтфилд предпринял кампанию для его легализации. Он полагал, что в южных колониях было слишком жарко и белые не могли сами работать на своих полях, поэтому их земли не могли приносить прибыль без рабского труда. В 1751 члены правления этой колонии легализовали рабство, возможно, благодаря влиянию Уайтфилда. А потом он приобрел рабов для работы на своей плантации, а также в его детском приюте.
Уайтфилд был известен своим добрым отношением к своим рабам, и его критиковал всякого, кто обижал своих рабов. Его рабы были очень преданы. Несмотря на то, что он считал использование рабского труда приемлемым, но вот торговлю рабами считал в корне неправильным явлением, и такая позиция загадка для нас. Тем не менее, он полагал, что торговля рабами – это средство вывозить людей из их языческих стран и приводить их к Христу и спасению. Таким образом их потомки имели возможность расти в Божьем страхе и назидании. Он также считал нужным покупку, как можно большего количества рабов, чтобы сделать их жизни более комфортными.
Часто люди оправдывали зло, совершая что-то хорошее в этом, но добрая сторона дерева познания также ядовита, как и злая. Поэтому этот великий проповедник, являясь, возможно, самым главным сеятелем свободы в колониях, посеял также семена рабства. Человек, принесший спасение и свет в колонии, также посеял то, что в конечном итоге стоило многих жизней, создав беспрецедентный разрушительный кризис в Америке – Гражданскую войну.
Помню, когда я был еще ребенком, мы ездили в гости к прабабушке и прадедушке. Их поместье все еще хранило постройки для рабов. Они гордились своими предками, которые были рабовладельцами. Родились они через много лет после Гражданской войны, но все равно вели об этом разговоры. Помню один из разговоров вечером на крыльце дома. Обычно все приводило к рассказам о том, как хорошо относились к их рабам. Если что-нибудь нуждается в постоянных оправданиях, то нам просто необходимо осознать, что это зло.
Также удивляет то, как Мартин Лютер, принесший столько света в мир через Реформацию, мог посеять семя ненависти и зла в своих антисемитских трудах. Из-за этих сочинений, его считают тем, кто проложил дорогу Холокосту в ХХ веке. В Иакова 2:11 мы видим вопрос: «Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?», а Екклесиаст 3:16 отвечает: «Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда». В эти времена на земле мы не можем ожидать чистое правосудие или чистую праведность, а скорее смесь правосудия и несправедливости, праведности с беззаконием. Даже великие библейские герои ужасно ошибались порой, кроме Одного. Он Единственный, на кого нам следует полагаться. Не на человека, а на Него. В этом веке даже лучшие из лучших все равно имеют примесь.
Через многие испытания и проблемы Америка делала успехи в конфронтации и преодолении некоторые из зол, но место прогрессу еще есть. Конечный прогресс не придет, пока мы не поймем, даже если дерево приносит добрый плод, но смешанный с некоторым злым плодом, то все это дерево надо обходить стороной. Есть Древо жизни, Сам Христос, в котором нет ни зла, ни ядовитого плода.