В Библии упоминаются различные законы и хотелось бы чётко знать и понимать, что апостолы Павел и Иаков вкладывали в эти понятия когда упоминали эти законы в своих посланиях, вот примеры основных из упоминающихся законов: Закон Духа жизни (Рим 8:2) Закон греха и смерти (Рим 8:2) Закон Моисея записанный в книгу закона Закон Христов (Гал 6:2) Закон царский (Иаков 2:8) Закон совершенный или закон свободы (Иаков 1:25)
Как известно закон он может быть или где то записан например в книге, как к примеру уголовный кодекс или закон Моисея т.е. это правило или постановление высшей власти ограничивающее и регулирующее поведение человека и ставящее его в определённые ограничения и рамки или же закон может действовать как общая закономерность явлений или причин и следствий действующая независимо от человеческого сознания например так называемые законы природы закон всемирного тяготения, закон сохранения энергии и.т.д. эти законы не записаны ни в какой книге но установлены Богом и действуют при определённых условиях так же есть и духовные законы они так же не записаны в книге но действуют и влияют на человека и его жизнь в зависимости от положения человека по отношению к Богу.
В пример закона провозглашённого записанного и установленного верховной властью, в нашем случае Богом, можно привести известный всем верующим закон Моисея со всем известными десятью заповедями.Этот закон должен был регулировать поведение человека извне т.е. не изменяя его духовную сущность а только регулируя его внешнее поведение через страх наказания и кары за непослушание этому закону т.е. регулировалось поведение по плоти или тела.
Втор 28:58 Если не будешь стараться исполнять все слова закона сего, написанные в книге сей, и не будешь бояться сего славного и страшного имени Господа Бога твоего, 59 то Господь поразит тебя и потомство твое необычайными язвами, язвами великими и постоянными, и болезнями злыми и постоянными;
Втор 31:24 Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца, 25 тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Господня, сказав: 26 возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа Бога вашего, и она там будет свидетельством против тебя; 27 ибо я знаю упорство твое и жестоковыйность твою: вот и теперь, когда я живу с вами ныне, вы упорны пред Господом; не тем ли более по смерти моей?
Уже в те времена Моисей говорит, что народ не будет соблюдать этот закон т.к. внутренне на духовном уровне по причине того что им обладала греховная природа и человек был рабом греха человек противился этому закону поэтому Моисей и заявляет: "я знаю упорство твое и жестоковыйность твою". Такой закон не может быть назван законом свободы потому, что принуждает человека к повиновению и Библия нам говорит, что образом его является рабыня Агарь находящаяся в рабстве не свободная и подчинённая диктату своего хозяина.
Гал 4:24 В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, 25 ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве;
Ветхий завет или закон данный на горе Синай рождает в рабство.
Гал 4:30 Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной. 31 Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной.
Евр 2:15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.
Гал 5:1 Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. 2 Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. 3 Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон. 4 Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати,
Закон буквы был бессилен по отношению к падшей природе человека и не мог её устранить.
Евр 7.19 ибо закон ничего не довел до совершенства; Рим 8:3 Как закон, ослабленный плотию, был бессилен,
Бога не устраивает такое положение вещей и Он не хочет чтобы Его народ ходил в послушании Ему только из за рабского страха наказания, поэтому Он решил изменить внутреннюю духовную природу человека чтобы желания и мысли человека согласовывались с желаниями и мыслями Творца. Бог вводит в действие новый закон и этот закон не написан в книге а этот закон духовен и вступает в действие благодаря воздействию Святого Божьего Духа на человека, Бог изменяет внутреннюю духовную природу человека даруя ему рождение свыше и помещает закон в его сердце или дух т.е. вкладывает в человека Свой Дух и через это обеспечивает Своё влияние на человека на духовном уровне а не на уровне плоти или тела как это было во время действия закона Моисея.
Иер 31:31 Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, 32 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. 33 Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом.
Иезек 11:19 И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное, 20 чтобы они ходили по заповедям Моим, и соблюдали уставы Мои, и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Богом.
Иезек 36:26 И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. 27 Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять.
Закон Моисея или закон буквы был дал на определённое время как написано:
Гал 3:19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
Итак закон буквы Бог заменил на закон Духа и этот закон написан на сердцах всех рождённых свыше но это совершенно не значит, что весь закон Моисея со всеми 613-ю заповедями Бог переписал в дух или сердце человека потому, что закон Моисея представляет из себя образ или тень истины и того, что должно было открыться с приходом Искупителя Иисуса Христа и этот закон наполнен образами а не самой сутью вещей, закон Моисея это закон образов где к примеру жертвенное животное обозначает жертву Иисуса Христа каждый праздник что то обозначает, что должно придти в будущем, каждое приношение Богу что то обозначает и всё это не даёт право человеку иметь доступ в Святое Святых т.е. непосредственно в Божье присутствие и этот завет или закон Моисея установлен только до времени исправления т.е. до времени установки истинного духовного закона исходящего от Духа Божьего и имеющего влияние непосредственно на сердце или дух человека.
Евр 9:8 Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния. 9 Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, 10 и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления.
2 Кор 3:3 вы показываете собою, что вы — письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца. ................... 5 не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога.
Фил 2:13 потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению.
Если закон Моисея был законом ставившим человека в рабские условия то закон Духа или закон вложенный в духовную природу человека это закон свободы т.к. человек имеющий Дух Божий в своём сердце имеет те же устремления какие имеет Бог и ему нравится жить праведной жизнью и он противится греху по своей изменённой Богом природе и его мышление гармонирует с тем что хочет Бог ибо оно исходит от Духа Божьего т.е. Бог облёк такого человека в Себя или во Христа в Свою природу и сущность поэтому такой человек как бы одно со Христом а не одно с грехом и природой дьявола. Человек добровольно приглашает Христа войти в своё сердце и Бог входит в него в его дух и облекает человека в Свою природу или соединяется с ним на духовном уровне как написано: "соединяющийся с Господом есть один дух с Господом".
Рим 8:1 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, 2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. 3 Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, 4 чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу. 5 Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном.
Именно такой закон имел в Своём сердце Иисус Христос и хотя Он на время подчинился закону буквы или закону Моисея чтобы искупить всех тех кто был под этим законом Моисея но Он имел в Своём сердце закон свободы или закон Христов и был водим Святым Духом Божьим.
Гал 5.18 Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.
Пс 39:9 я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце.
Рим 6:6 но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве.
Есть еще два понятия которые мы не рассмотрели это закон Христов и закон царский. Моё мнение, что эти два понятия напрямую связаны с понятием духовный закон или закон исходящий от Божьего Духа и по сути это одно и тоже. Так как Бог любит Своих детей и Он есть любовь то и Свою природу Он передаёт Своим детям т.е. имеющим Его Дух в своих сердцах и его дети наполнены Его любовью и проявляют её по отношению к своим братьям и сёстрам во Христе, апостол просто побуждает верующих проявлять ту любовь которая уже излита в их сердца Духом Божьим и закон царский и закон Христов имеет в своём основании любовь которая передаётся от Бога на духовном уровне . Гал 6:2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Иаков 2:8 Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, — хорошо делаете.
Духовный закон записанный Богом в наших сердцах является совершенным законом а не законом образов и теней данным на определённое время каковым являлся закон Моисея и закон Моисея ничего не довёл до совершенства а закон духовный приводит к совершенству и свободе и позволяет покончить с рабством греха т.к. мы рождённые свыше духом способны уничтожить или умертвить дела плотские или греховные в своей жизни и исполниться всей полнотой Бога в котором нет греха и тьмы. Иаков 1:25 Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.
Варианты перевода слова совершенный: 5046, τέλειος совершенный, законченный, полный; син. 739 (ἄρτιος), 3648 (ὁλόκληρος).
Варианты перевода слова свободы: 1657, ἐλευΘερία свобода, независимость, вольность.
Как вы начали жить по духу так и продолжайте это делать и через веру принимайте благодать Божью которая ведёт вас к совершенству во Христе через влияние Духа Божьего в вас и не уповайте на свои силы ибо без Бога мы не способны быть праведными и святыми и угодить Ему.