предыдущее ОГЛАВЛЕНИЕ
(Джордж Питер Холфорд "Разрушение Иерусалима” – продолжение)
Кровь пострадавших текла пропорционально ярости этого разрушительного элемента, и число убитых превзошло всякие подсчеты. Земли не было видно из-за тел убитых, которые римляне топтали в погоне за убегающими, пока треск поедающего пламени смешался со звоном оружия, стонами умирающих и криками отчаяния увеличили великий ужас картины, для которой страницы истории не могут предоставить подобия.
Среди трагических событий, случившихся в это время, заслуживает внимание следующее: лжепророк, выдавая себя за божьего представителя, заявил, что если люди устремятся в Храм, они увидят знамения своего быстрого освобождения. Соответственно, около шести тысяч человек, в основном женщины и дети, собрались в еще устоявшей галерее, снаружи здания. Пока они ожидали с беспокойством обещанного чуда, римляне с совершенно незаслуженным варварством подожгли галерею. Толпы, обезумевшие от своего бедственного положения, сбрасывались с галереи на руины внизу и убивались при падении. В то время другие, все без единого исключения погибли в огне. Таким необходимым было второе предупреждение нашего Господа не верить "лжепророкам”, которые будут претендовать "показать великие чудеса и знамения”.
Храм теперь представлял собой немногим более кучи развалин. Римская армия, с триумфом по поводу этого события, принесла и выставила свои знамена напротив фрагмента восточных ворот, и с жертвами благодарения они провозгласили императорское величие Тита со всеми возможными проявлениями радости.
Так закончилась слава и существование святого и почетного Храма, который из-за своего ошеломляющего размера, массивной солидности, и удивительной крепкости, казалось создан устоять против самых яростных действий человеческой силы, и стоять, как пирамиды, среди потрясений проходящих веков до полного исчезновения самой земли.
Пять дней спустя после разрушения Храма, священники, спасшиеся бегством, ослабшие от голода, сели на верх одной из разрушенных стен; наконец они сошли вниз и покорно попросили милости у Тита, который однако отказался их помиловать, говоря, что "поскольку Храм, во имя которого он бы смилостивился над ними, был разрушен, то и его священники соответственно должны умереть” – после чего отдал приказ их умертвить.
Лидеры фракций, которые теперь были зажаты со всех сторон, просили о переговорах с Титом, который предложил сохранить им жизни, если они сложат оружие. Это разумное условие, однако, они отказались принять. В ответ, Тит, разгневанный их упорством, решил, что после этого никакой милости мятежникам оказано не будет и приказал привести это в исполнение. Теперь римляне имели полное дозволение на опустошение и разрушение. На следующее утро они подожгли замок, здания администрации, Совета, дворец королевы Елены, и потом разошлись по городу, убивая всех по пути и сжигая мертвые тела, которые были разбросаны на каждой улице и на полу почти каждого дома.
В королевском дворце, где хранились несметные сокровища, мятежные иудеи убили 8,400 своих собственных людей, после чего расхитили их собственность. Огромное число дезертиров, также, тех, кто сбежал от тиранов и убежал во вражеский лагерь, были убиты.
Солдаты, однако, наконец уставшие от убийств и насытившись кровью, ими пролитою, сложили свои мечи и старались удовлетворить свою жадность. Для этого, они взяли иудеев вместе с их женами и семьями, и публично продали их, как скот на базаре. Толпы были выставлены на продажу, тогда как купцов были единицы. И здесь исполнились слова Моисея: " и там будете продаваться врагам вашим в рабов и в рабынь, и не будет покупающего”(Втор. 28:68).
Римляне, захватив нижний город, подожгли его. Иудеи теперь убежали в верхний, откуда, с неуменьшившейся гордостью и наглостью продолжали задевать своих врагов и даже с признаками удовольствия созерцали картину горящего внизу города. Однако, в короткое время, стены верхнего города были разружены орудиями римлян, и иудеи, недавно гордые и чересчур уверенные в себе, теперь дрожали и паниковали, и они пали на свои лица и сожалели о своей гордости. Бывшие в башнях, считавшихся недоступными человеческой силе, были напуганы сверх меры, и они странным образом оставили башни и стремились спастись в пещерах и подземных коридорах. В этих угрюмых убежищах позже было найдено не менее 2,000 мертвых тел. Таким образом, как наш Господь предсказал, эти жалкие существа говорили " горам: падите на нас! и холмам: покройте нас!” (Лк. 23:30).
Поскольку все стены города были теперь полностью во владении римлян, они вывесили свои цвета над башнями и взорвались триумфальными восклицаниями. После этого, всю досаду на иудеев солдаты вылили на жителей, получив полную свободу для своей ярости. Они сначала грабили и потом поджигали дома. Они бродили по улицам с обнаженными мечами в руках, убивая каждого встречного иудея, без различия, пока наконец мертвые тела не перекрыли переулки и узкие проходы, тогда как их кровь буквально текла вдоль по каналам города ручьями. Когда подошло дело к вечеру, солдаты сменили мечи на факелы, и посреди темноты этой ужасной ночи, они подожгли оставшиеся районы.
Чаша божественного гнева, которая так долго изливалась на этот любимый город, теперь была опустошаема, и Иерусалим, быв однажды "славой всей земли” и предметом тысячи пророчеств, которые теперь были лишены хлеба насущного, окутанчый пламенем, и кровоточащий со всех сторон, наконец превратился в полные руины и опустошение. (Эта памятная осада завершилась на восьмой день сентября 70 г. Ее продолжительность была почти пять месяцев, римляне обложили город 14 –го апреля.)
Перед его окончательным разрушением, однако, Тит осмотрел город и его укрепления, и когда он раздумывал о его непреодолимой крепости, то не мог не приписать свой успех самому Всемогущему. "Если бы не сам Бог (объяснял он) помогал в операциях, и не устранил иудеев из их укреплений, было бы абсолютно невозможно взять их; потому как что могут люди и сила орудий против таких башен, как эти?” После этого он приказал сравнять город с землей, за исключением только трех величественных башен Хиппокос, Фазаэл и Мариамн, которые он оставил как доказательство их силы и как трофей своей победы. Также осталась стоять малая часть западной стены в качестве прикрытия для гарнизона, удерживающего в повиновении окрестности.
Тит теперь отдал приказ, чтобы убивали только сопротивляющихся иудеев, но солдаты, неимеющие равно ни жалости ни угрызений совести, убивали даже больных и стариков. Разбойники и мятежники все наказывались смертью. Самые высокие и красивые юноши, вместе с некоторыми из иудейской знати, были резервированы Титом для триумфального входа в Рим. После этого отбора все в возрасте от семнадцати и старше были посланы в цепях в Египет на работы в качестве рабов или разосланы по всей империи, чтобы стать жертвой в гладиаторских боях в амфитеатрах; те, кто был младше этого возраста были выставлены на продажу.
Во время, когда происходили эти события, 11,000 иудеев, сопровождаемых под командой одного из генералов, по имени Фронто, буквально изголодались до смерти. Это печальное событие произошло частично от недостатка провизии и частично от их собственного упрямства и беззаботности римлян.
Число иудеев, погивших при осаде, как утверждает Флавий, было не менее одного миллиона и ста тысяч, к которым надо добавить свыше 237,000, умерших в других местах и несчислимые множества, которые были сметены голодом, эпидемиями, число которых подсчитать было невозможно. Не менее 2,000 наложили на себя руки сами. Число захваченных было около 97,000. Оба лидера иудеев попали в заключение, Иоанн Левий был приговорен на пожизненное заключение в подземной темнице, тогда как Симон, быв вместе с Иоанном Левием высечен, на радость жителей Рима, и Симон был приговорен к смерти, как преступник.
Примечание автора: "И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни”(Мф.24:22). Мы можем видеть из чисел выше, что если бы бойня не была прекращена, Иудеи могли быть совершенно уничтожены.
|
Продолжение следует...
предыдущее ОГЛАВЛЕНИЕ
|