«Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий». (Евангелие от Матфея 25:1-13)
Это одна из притчей нашего Господа о Царстве Небесном, и в ней, как и положено притче, много образов, некоторые из них легко понятны, но далеко не все. Я полагаю, что это самая сложная притча о Царстве Небесном, и с ее толкованием связано много вопросов. Кроме того, эта притча очень отрезвляющая и даже пугающая, ведь она говорит о том, что не все, называющие себя христианами, войдут на брачный пир. Важность этой притчи в том, что она описывает события, которые будут происходить в церкви последнего времени, к которой мы с вами относимся.
У этой притчи сильнейший пророческий акцент, она представляет собой не много ни мало – краткий конспект всей истории церкви от времен апостолов до второго пришествия Христа. Давайте постараемся понять ключевые моменты этой притчи.
Наша цель – Небеса!
Начнем с конца этой притчи, который наиболее понятен. Брачный пир – это Небеса, которые ожидают нас, а жених – это Сам Господь. Здесь нет сомнений и все однозначно – это слишком сильные и яркие образы, которые многократно используются в Писании.
Давайте будем помнить, что ключевая задача христианской жизни – прийти на Небеса, где наше спасение обретет полноту. Да, мы спасены, но мы спасены в надежде. Пока мы находимся на земле, мы еще на пути домой и, к сожалению, еще пребываем в группе риска. Вопрос возможно ли потерять спасение, все еще вызывает множество споров у христиан, но эта притча содержит важный и суровый урок – не все девы вошли на пир.
Десять дев – образ церкви
Эти десять дев, о которых говорит притча – это образ всей Церкви Христовой. Об этом говорят три важных элемента.
Во-первых, они все девы, что говорит о духовной чистоте, полученной через жертву Христа, как писал об этом апостол Павел: «Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2-е Коринфянам 11:2).
Во-вторых, все десять имели горящие светильники, что является образом правильной духовной жизни. «Светильник Господень - дух человека, испытывающий все глубины сердца», (Притчи 20:27). Светильник – это возрожденный дух человека, горение – это состояние правильной духовной жизни. Огонь – это Дух Святой и находясь в общении с Богом, мы горим для Него, то есть наше сердце устремлено к Богу в священном энтузиазме, к чему призывает нас Сам Господь: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи» (От Луки 12:35).
И в-третьих, все девы вышли навстречу жениху. Это говорит об ожидании Христа – главной христианской надежде: «ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева» (1 Фессалоникийцам 1:10).
Но, тем не менее, несмотря на эти положительные характеристики, мы видим две категории людей в Царстве Божьем. Говоря притчи о Царстве, Иисус неоднократно утверждал, что в Царстве есть разные категории людей, участь которых также разная: пшеница и плевелы в притче о поле; хорошая и плохая рыба в притче о неводе; мудрые и неразумные девы в притче о 10-ти девах.
Все это ставит нас перед суровым фактом: есть люди, которые являются формально частью Царства, то есть Церкви, но они, к сожалению, не войдут на пир. Иного толкования просто нет. И это весьма серьезное послание, так как каждый из нас относится к одной из этих двух категорий – мудрых, или неразумных. Это предупреждение для каждого из нас.
Жених замедлил
Когда девы вышли навстречу жениху, мы видим, что их ожидания не совсем оправдались – жених замедлил. Это именно то, что произошло с ранней церковью – пророчества о пришествии Христа не исполнились так быстро.
Мы видим из Нового Завета, что апостолы считали, что Иисус вернется при их жизни, и об этом неоднократно говорится в Евангелиях и в посланиях и это даже приводило к недоразумениям в ранней церкви. Именно на фоне такого сильного ожидания скорейшего пришествия Христа верующие в Иерусалиме продавали свои имения, а в Фессалониках некоторые братья не хотели работать.
Но время шло, проходили дне, месяцы и годы и в церковь начало закрадываться разочарование: «Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же» (2-е Петра 3:3,4).
Как мы с вами знаем, это промедление Жениха длится уже почти 2000 лет, такова Его воля, но мы-то с вами не должны быть в претензии, так как это промедление дало возможность и нам войти в Его Царство.
Сон Церкви
Когда Жених замедлил и ожидания Его скорого пришествия не оправдались, произошло еще одно неприятное явление – девы уснули. И это тоже факт из истории Церкви.
О каком сне идет речь? Что такое этот сон? Понятно, что речь идет о сне духовном, а не физиологическом. Духовный сон – это отступление от стандартов Божьего слова и погружение в спячку, пребывание в иллюзии, которая кажется явью, увлеченность мирским. И как мы видим, все десять дев уснули – что и отразилось в полноте в периоде Темных веков. Христианство разделилось на ветви и стало системой, подчас весьма далекой от Божьего замысла.
Конечно, сон бывает разным. Есть летаргический сон, больший похожий на смерть, или, как пошутил один брат, «литургический» сон. А есть пограничное состояние сна, когда человек еще не проснулся полностью, но уже не спит и понимает это, хотя все еще находится во власти своих грез.
О духовном сне и о духе усыпления можно говорить долго, но пока ограничимся лишь выводом, что когда церковь забывает о возвращении Господа, то она впадает в спячку. Одна из важнейших задач Церкви – ожидать Жениха. Когда церковь перестает ожидать – она засыпает. Только страстное и трепетное ожидание Жениха позволяет бодрствовать и смотреть на земную жизнь с перспективы вечности.
Пробуждение
Далее события в притче развиваются следующим образом – в полночь раздался крик. Полночь – это тоже символичное время, когда ночь полностью вступает в свои права. Полагаю, что речь здесь идет о духовном мраке, который покрывает и будет покрывать всю землю в последние времена. И Господь возвращается в тот момент, когда уже все возможности встретить Его исчерпаны.
Здесь уместен вопрос - кто кричал? Значит, были те, кто не спал. Не нужно говорить, что все уснут в этой духовной спячке, как я не раз слышал от некоторых братьев, значит будут те, кто не спал, и был способен увидеть приближающегося Жениха. Это роль пророков, которые суть духовные стражи. Сегодня все чаще мы слышим призыв проснуться, звучащий в Теле Христа.
И вот, в преддверии приближающегося Жениха девы проснулись – ведь это есть Пробуждение! Это пророчески возвещает нам, что непосредственно перед пришествием Жениха Церковь проснется и вернется к прежнему своему состоянию, рожденному Пятидесятницей. Церковь должна будет пробудиться, чтобы встретить Своего Господа, чтобы быть готовой и войти на Пир.
Я связываю этот момент с тем, что пророчествовал Иоиль, Хадсон Тейлор и другие пророки о последнем всемирном пробуждении, грядущем на землю перед возвращением Христа ( смотри статью "Грядущее великое пробуждение").
Не мир, но Церковь нуждается в пробуждении. Проблема греховного мира не в нем самом, а в церкви, которая не способна осолить его. Сам Господь изменит эту ситуацию.
Гаснущие светильники
Интересная ситуация – пришло Пробуждение, а светильники у дев начали гаснуть. А если еще точнее, они гасли все это время, пока они спали, они уже еле тлели и были на грани затухания, но проснувшись, девы увидели и осознали свою проблему. Многие христиане не понимают своего сонного и едва тлеющего состояния именно потому, что они духовно спят.
Но вот, во время Пробуждения проблема была осознана, и девы поспешили ее исправить. И вот именно в этот момент обнаружилась разница между мудрыми и неразумными. До сего времени все девы были в одинаковом положении, но теперь возникает кардинальное отличие и в их действиях, и в их судьбе.
Мудрые девы поправили свои светильники с помощью масла, которое они взяли с собою дополнительно. Сначала давайте задумаемся о том, что возникла сама необходимость в исправлении. Я полагаю, что сейчас в жизни, в практике, и даже в учении церквей есть много такого, что нуждается в исправлении, в корректировке. Эта притча говорит о том, что перед возвращением Христа, Он приведет Свою церковь в порядок, исправляя то, что необходимо. А нам с вами важно быть готовыми к такому исправлению, позволяя Господу сделать это. Если мы считаем себя уже достигшими полноты и что исправлять нам нечего, то это не позволит Господу скорректировать нас.
И, наконец, главный элемент, вокруг которого строится значение всей притчи – это масло. Это главная загадка этой притчи. О чем идет речь?
Я встречал множество толкований о значении масла, большинство из которых не выдерживали никакой элементарной критики. Некоторые восточные отцы церкви (например, Иоанн Златоуст) учили, что этот елей – это милосердие, милостыня, добрые дела. Но тогда получается, что мы спасаемся добрыми делами, зарабатывая себе возможность войти на брачный пир. Это неприемлемое толкование.
Самое популярное и легкое толкование значения масла – что это Дух Святой. Теологически это правильно, потому что елей – это один из символов Духа Святого. Существует даже узко конфессиональное пятидесятническое толкование, говорящее, что все девы – это рожденные свыше, а имеющие масло в сосудах – это еще крещенные Духом Святым. Это толкование также некорректное, потому что говорит о том, что люди, рожденные свыше, но не молящиеся на языках, не войдут на Пир.
Толкование, что масло – это Дух Святой неверно, так как неразумные девы просили масла у мудрых, но те им не дали. Разве так мы поступаем с теми, кто ищет исполнения Святым Духом? Бог дает Духа Святого верою, его не нужно зарабатывать и Он дается просто и им возможно делиться. Сколько христиан, даже из числа крещенных Духом, горели когда-то для Господа, но перегорели и угасли. Сколько еще таких будет?
Нехватка масла
Давайте внимательнее всмотримся в суть ситуации - неразумные девы поняли свою проблему и обратились за помощью к мудрым, но получили отказ. Это как-то не по-христиански, а их еще за это на пир пускают! Мудрые девы выглядят очень эгоистичными, в чем здесь добродетель? Неужели они мудрые, потому что жадные?
Мы знаем, что жертвенность – это одна из важнейших христианских добродетелей. Апостол Павел даже хотел поменяться своим спасением со своими братьями – это великая жертва, на которую лично я, например, не способен: «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Римлянам 9:3).
Как тогда понять этот отказ? Только одним образом – этим маслом поделиться невозможно. Его можно получить только в определенном месте и определенным способом – купить у продающих.
«Купить» - значит приложить усилия для получения. Царство Божие усилием берется и это должно быть личное усилие. Моим усилием вы в Царство Божие не войдете, равно как и я – вашим. В жизни есть вещи, которыми мы поделиться не можем, они обретаются только своим собственным опытом.
Например, два спортсмена выходят на старт, один подготовленный, а другой – не тренировался последний год. Может ли один помочь другому? Или два солдата оказались на поле боя, один – подготовленный, а другой – разгильдяй, который даже не научился стрелять. Помогут ли навыки одного другому? Поздно тренироваться, когда настало время соревнований, поздно начинать учить билеты в день экзамена. Поздно учится стрелять, когда враг у ворот.
Проблема неразумных дев в том, что они были беспечными тогда, когда была возможность подготовиться. Ключевая фраза этой притчи: «готовые вошли». Проблема неразумных дев – что они не были готовы, они подумали в свое время: «как-нибудь обойдется». Упование на авось – это так близко русской ментальности.
Что это за масло?
Могу честно сознаться – я не обладаю полным пониманием этого вопроса, для меня самого здесь присутствует загадка, и я продолжаю задавать этот вопрос Господу. Общаясь с верующими на эту тему, я встречал разные мнения на этот счет, что масло это вера, любовь, истина и пр. Возможно, это так и есть. Возможно это масло имеет несколько различных значений, как то, что не хватает конкретному человеку для того, чтобы быть готовым ко встрече с Женихом.
Пусть в этом вопросе здесь будет многоточие, чтобы у каждого из нас был повод поговорить об этом с Господом...
Добавлю для размышления к притче о десяти девах: 18. Советую тебе купить у Меня золото, огнём очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться... (Откровение 3:18)
Размышляю над п р и д ч е й: Так как неразумным девам предложено пойти к продающим и купить масло, значит масло можно купить...Написано так же " Где сокровище(деньги) ваше, там будет и сердце ваше...т.е. Из того, на что мы тратим свои деньги, понятно, что важнее для нас...Не можем служить двум господам...
Все вроде просто и логично объяснено .... Но где все-таки по факту в этой притче невеста ? Ведь она должна быть одна на свадьбе , а девы это могут быть ее подруги ... Как же все-таки проходили свадьбы в то время ? Да , гостей много наверное было на свадебном пире , и друзей невесты и друзей жениха , но невеста то была одна , и жених то был один же на свадьбе ... И в Царстве Небесном , наверное тоже будут много разных людей ??