Много лет назад нас с женой пригласили проповедовать в одной церкви, в которой считали, что носить украшения и пользоваться косметикой — это грех. Мы узнали об этом, только когда приехали туда. Началось служение. Дэнис стала петь красивую песню. Я заметил, что пока она пела, присутствующие перешёптывались, показывая пальцем на её накрашенные губы, на её серьги. Их явно смутил внешний вид Дэнис — а песню они, кажется, пропустили мимо ушей.
Ссылаясь на 1-е послание Петра 3:3–4, некоторые верующие утверждают и безоговорочно верят, что носить украшения и пользоваться косметикой — грех. Но это ли на самом деле имел в виду Пётр? Давайте рассмотрим эти стихи и выясним их истинный смысл. Вы поймёте, что Пётр говорил вовсе не об украшениях и косметике, а о том, чтобы женщины не тратили всё своё время лишь на заботу о внешности, забывая уделять внимание состоянию своего сердца.
Итак, обо всём по порядку. В первом веке женщины, особенно из высших слоёв общества, были буквально одержимы заботой о своём внешнем виде. Они делали вычурные причёски, тратили огромные деньги на косметику и драгоценности, любили щеголять в красивой дорогой одежде. Конечно, в их желании выглядеть привлекательно не было ничего плохого, но беда в том, что они были поглощены красотой внешней и совсем не заботились о красоте внутренней.
Греческое слово kosmos — «украшение», употребляется в Новом Завете 187 раз. Оно означает порядок, упорядоченность.От этого слова произошло слово косметика. Накладывая макияж, женщина приводит лицо в порядок. Часто это слово переводится украшение, потому что косметика делает женщину красивее. И уверяю вас, мужьям очень нравится, когда их жёны выглядят хорошо. В противовес утверждению некоторых верующих, Пётр вовсе не заявляет, что пользоваться косметикой — грех. Речь идёт вообще не об этом, а о том, чтобы женщины не тратили все силы и время, заботясь о красоте внешней, но старались также созидать красоту внутреннюю.
Далее Пётр говорит о плетении волос. А здесь он имеет в виду очень распространённый в первом веке обычай римлянок и гречанок причёсываться. Вы думаете, на укладку волос у них уходило минут двадцать? Как же! Они сооружали себе причёску часами! Чтобы сделать модную, по тем временам, причёску, требовалось много усилий и времени. Поэтому, говоря о плетении волос, Пётр употребил греческое словоemploke — «плетение», описывающее запутанное, сложное, искусное плетение волос.
Гречанки и римлянки были одержимы манией возводить на голове целые башни из локонов и кос. Когда будете в музее античности, обратите внимание на статуи женщин первого века. Вы удивитесь, увидев на их головах тысячи маленьких завитков и локонов. Такая причёска считалась красивой, элегантной, модной. Мужьям очень нравилось, что их жёны носили такие причёски, поскольку модным тенденциям следовала вся Римская империя. Чтобы идти в ногу с модой, женщины не жалели времени и денег. Пётр не был против того, чтобы верующие женщины красиво укладывали волосы, он просто не хотел, чтобы они всё своё внимание уделяли лишь внешнему виду.
Здесь же Пётр говорит и о золотых уборах, которые в то время тоже были на пике моды. Греческое слово perithesis — «убор», относится к украшениям, которые носили вокруг головы и на теле. Римлянки и гречанки любили навешивать на шею много золотых цепей, надевать на руки много золотых браслетов и обручей, а на каждом пальце сверкало по не одному золотому кольцу. Они считали, что, с ног до головы увешанные золотом, они производят сильнейшее впечатление и выглядят просто неотразимо.
Далее Пётр упоминает нарядную одежду. Греческим словомhimation — «одежда», называлась яркая, богато украшенная бисером, роскошная одежда. Вот в такую одежду наряжались гречанки и римлянки. Мало того, в течение дня они несколько раз переодевались. Они то и дело бегали в гардеробную посмотреть на себя в зеркало и в очередной раз переодеться.
Только представьте, сколько времени уходило на то, чтобы нанести косметику, сделать причёску, надеть украшения, потом за день несколько раз сменить одежду и поправить перед зеркалом каждую складку, чтобы платье хорошо сидело. Да, забота о внешности требовала очень много времени, не говоря уже о деньгах.
Стих начинается словами: «Да будет украшением вашимне…». Многие воспринимают этот стих как запрет на косметику, украшения, дорогую нарядную одежду, красивые причёски. Но на самом деле Пётр просто призывал жён не тратить так много времени на свою внешность и уделять внимание внутренней красоте.
«Сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом», — продолжает Пётр. Другими словами, он сказал: «Дамы, нет ничего предосудительного в том, что вы стараетесь хорошо выглядеть. Но не забывайте: гораздо важнее красота душевная».
Дорогие женщины, похвально, что вы хотите выглядеть красиво. Поверьте, вашим мужьям нравится, когда ради них вы стараетесь быть привлекательными. Кроме того, это один из способов показать мужу своё уважение. Так что Пётр не запрещает женщинам стараться выглядеть как можно лучше. «Ну а что же всё-таки он имеет в виду?» — спросите вы. Он пытается донести до сознания женщин, что не следует уделять так много времени и вкладывать столько усилий в создание внешнего вида, при этом игнорируя красоту душевную — свою истинную красоту. Пётр знал, что у женщин есть слабость тратить большую часть времени на уход за собой, поэтому и призывал их трудиться над своим сердцем не меньше, чем они трудятся над своей внешностью. Конечно, старайтесь выглядеть привлекательно, носите украшения и красивую одежду — в этом нет ничего зазорного и греховного. Но самое главное, не забывайте, что истинная красота — это красота душевная. Бог не возражает, чтобы вы хорошо выглядели, но Он хочет, чтобы не меньше усилий и времени вы уделяли красоте своего духа. Сколько времени вы уделяете заботе о внутренней красоте? Ответ на этот вопрос выявит нетолько то, насколько крепок ваш брак, но и то, насколько вы успешны в жизни.
Пастор Рик Реннер
из книги "Драгоценные Истины из греческого языка"