Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.
— Матфея 7:6
Однажды я побывал на ферме, где увидел борова — настолько огромного, что не поверил собственным глазам. Он валялся на земле, шевелил ушами и тряс жиром, сгоняя назойливых мух. Такого гиганта я видел впервые. Глядя на него, я думал: встать-то он хоть сможет?
— А что ещё эта свинья делает, кроме того что лежит здесь весь день напролёт? — спросил я фермера.
— Это она сейчас лежит и еле шевелится, а когда несут кормёжку — она живо вскакивает, фыркая от удовольствия, что сейчас опять будет есть, — ответил фермер.
Слова фермера напомнили мне слова Иисуса о свиньях: «...не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Матфея 7:6).
Я всегда считал этот стих немного странным, потому что в нём говорится о жемчуге и свиньях — довольно необычное сочетание. Но Иисус сказал так не случайно, поэтому давайте выясним, что Он имел в виду и что Его слова значат для нас. Греческое слово ballo — «бросать», ещё переводится кидать, швырять. Но если точнее, эту фразу следует перевести: «никогда не бросайте жемчуга вашего перед свиньями». То есть Иисус строго-настрого запретил когда-либо это делать. От греческого слова margarites — «жемчуг», произошло имя Маргарита.
Добывать жемчуг — занятие довольно трудоёмкое. Чтобы достать со дна моря красивые жемчужины, ныряльщику приходится нырять снова и снова. Подняв раковины с морского дна, ему нужно открыть каждый моллюск, раздвинуть прочные мышцы и нащупать маленькую жемчужину, которая формировалась там долгие годы. Это дорогой и редкий жемчуг.
Вы должны относиться к тому, что совершает Господь в вашей жизни, как к драгоценным жемчужинам. Нет цены тому, чему Господь вас научил, тому, что вам открыл. Уроки, которые вы извлекли из разных жизненных ситуаций, также драгоценны, как этот жемчуг. Жизненный опыт достался вам нелегко. Чтобы достать это сокровище, вам приходилось глубоко «нырять».
Каждый раз, когда вы открываете дверь своей сокровищницы и делитесь сокровенным, это равносильно тому, что вы делитесь драгоценными жемчужинами. Мудрый совет, который вы даёте человеку, не стоит ему ничего, но вам самому он дорого обошёлся. Если то, чем вы делитесь, не ценят, тогда и не делитесь больше своим сокровенным, своими жемчужинами.
Вернёмся к стиху: «...не бросайте жемчуга вашего перед свиньями…», или точнее: «…никогда не бросайте жемчуга вашего перед свиньями...» Греческое слово emprosthen — «перед», подразумевает что-то кому-то преподносить. Например, я выражаю своё почтение человеку тем, что, надев свой лучший костюм, я иду к нему, чтобы преподнести ему ценный подарок.
Иисус советует нам не тратить понапрасну время, силы и деньги на человека, которому абсолютно всё равно, что мы для него делаем. Не нужно часами думать о том, как бы ему помочь, не нужно открывать своё сердце и делиться глубокими истинами и ценными уроками, которые дорого нам обошлись. Зачем прилагать столько усилий, если человеку нет до этого никакого дела?
Иисус назвал таких людей свиньями. Греческое слово choipos — «свинья», переводится и как поросёнок, боров. Среди иудеев свинья считалась нечистым, отвратительным, грязным животным, поэтому сравнение Иисуса некоторых людей со свиньями говорило о многом. Свиньи — потребители. Они едят, едят и едят. Их не интересует, откуда берётся еда, кто заплатил за неё, чего стоило её приготовить. Их заботит только собственный желудок. Зайдите как-нибудь в свинарник — вы увидите, что свиньи не делают ничего, а лишь лежат, вяло переворачиваясь с бока на бок, но как только приносят еду, они вскакивают и мчатся к кормушке. Хозяину нет от них никакого толку, пока их не зарежут. Они валяются в собственном помёте и грязи, выжидая, когда их в очередной раз накормят. Когда приносят еду, они несутся, пинаясь и толкаясь, чтобы первыми прибежать к кормушке. Чавкая и пуская слюни, они жадно поглощают пищу. А наевшись, они никогда не скажут спасибо.
С такими свиньями можно сравнить и тех людей, которые беззаботно тратят чужое время и силы и не ценят то, чем с ними делятся другие. Они не задумываются о том, чего стоила человеку та мудрость, которой он делится с ними, их не интересует, сколько лет ушло на то, чтобы так сблизиться с Богом. Выпив из человека все соки, они даже не удосуживаются поблагодарить его за то, что он уделил им столько внимания и за то, что они от него получили.
Слова Иисуса в Евангелии от Матфея 7:6 несут такой смысл:
«Никогда не тратьте своё время, силы и деньги на людей, которым всё равно, что вы для них делаете. Не делитесь своими «жемчужинами» — драгоценными истинами и жизненным опытом, который стоил вам немалых усилий, с людьми, которые ведут себя, как неблагодарные свиньи».
В самом начале своего служения мы с Дэнис считали, что двери нашего дома должны быть открыты для людей круглые сутки и что звонить нам могут в любое время дня и ночи. Люди приходили к нам постоянно. Некоторым из них действительно нужна была наша помощь, а другим просто нравилось тратить на себя наши силы и время. У них не было ни малейшего желания измениться или последовать нашим советам. Казалось, их единственной целью было довести нас до истощения. Мы были одними из тех, к кому они пристали на какое-то время. И пока они могли ещё хоть что-то из нас вытянуть, они вытягивали, а потом отправлялись на поиски новой жертвы.
Иисус ярко описал таких людей, сравнив их со свиньями, и сказал нам не бросать свой жемчуг им под ноги, «чтобы они не попрали его ногами своими». Господь хочет, чтобы мы ценили себя и то, чему мы научились, чтобы прежде хорошенько подумали, стоит ли делиться с тем или иным человеком чем-то сокровенным.
Но больше всего меня удивляет то, что эти неблагодарные люди вдобавок ко всему могут ещё и «растерзать» нас. Любой пастор скажет вам, что сталкивался с людьми, которым он искренне помогал, а те потом обвинили его в чёрствости. Такие люди сначала попользуются добротой других, а потом против них же и выступают. В голове не укладывается: как человек, которому ты помогал не щадя себя, может обойтись с тобой так безобразно? И, тем не менее, это не редкий случай. Как только ты решаешь, что хватит терпеть чёрную неблагодарность, и перестаёшь ему помогать, он тут же начинает тебя обвинять: «Ты стал таким чёрствым. Ты больше не относишься ко мне так хорошо, как раньше. Если бы ты был настоящим христианином, ты бы так не поступил со мной. Тебе нет до меня никакого дела!» Но в таком случае вы можете смело ему возразить, что ваши чувства к нему не изменились и что единственное, почему вы терпели его отношение и помогали ему, — это ваша к нему любовь. Если бы вы не любили его, вы бы давно уже разорвали с ним отношения. Только ваша любовь к нему заставляла вас снова и снова помогать ему, даже после того как он вас разочаровывал.
Вряд ли эти люди изменятся, поэтому лучше перестаньте нянчиться с ними. Больше не умоляйте их прислушиваться к вашим словам. Уважайте себя. И те, кому вы стараетесь помочь, тоже должны вас уважать. Не позволяйте им воспринимать ваше доброе к ним отношение и попытки помочь как нечто само собой разумеющееся. Если они всё-таки начнут вести себя с вами так, будто вы им чем-то обязаны, то перестаньте помогать им, пока их отношение не изменится. А если их отношение так и не изменится, то лучше направьте свои усилия на помощь тем, кто будет её ценить. Может быть, вам будет тяжело оставить этих людей, потому что вы посвятили им слишком много сил и времени. Но, уверяю вас, на них свет клином не сошёлся. Не ведите себя так, будто от этих людей зависит судьба всего мира. Оглянитесь вокруг — и вы увидите, что есть много других людей, которым нужна ваша помощь и которые будут прислушиваться к вам, учиться у вас, следовать вашим советам.
А что если и вы относитесь к тем людям, которые пользуются добротой других, крадут чужое время и тратят чужие деньги? Тогда перестаньте вести себя столь неподобающим образом, а Святой Дух поможет вам избавиться от этой привычки.
Пастор Рик Реннер
|